Версия // Общество // За 148 лет в Гамбурге было построено несколько сотен кораблей

За 148 лет в Гамбурге было построено несколько сотен кораблей

1249

История одной верфи

За 148 лет в Гамбурге было построено несколько сотен кораблей
В разделе

Судостроительные заводы строят корабли и суда всевозможных типов и классов. В случае необходимости на их мощностях можно производить и другую продукцию. Так, известный нижегородский судостроительный завод «Красное Сормово», который создавался для строительства речных и типа «река-море» судов строил подводные лодки, в том числе и атомные, а в годы Великой Отечественной войны выпускал танки Т-34.

Важно понимать, что танки разрабатывались в танковом КБ Михаила Кошкина, а в Горьком во время войны было организовано еще одно место, где они выпускались. В этой статье мы расскажем об истории известного немецкого судостроительного завода «Blohm + Voss» GmbH, который за свою почти 150-летнюю историю строил пассажирские лайнеры, линейные корабли и линейные крейсера, люксовые супер и мега яхты. Но самое удивительное заключается в том, что завод разрабатывал и серийно строил тяжелые дальние гидросамолеты собственной разработки. В одной компании работали корабелы и авиастроители.

Пассажирские лайнеры

Роль порта Гамбург для Германии сложно переоценить. Его порт один из крупнейших в Европе и мире. Но Гамбург славен не только своим портом. В городе расположен судостроительный завод «Blohm+Voss» со своими плавучими доками, в которых проходят докование все крупные лайнеры европейских круизных компаний. . «Blohm & Voss»- как первоначально называлась верфь (иногда писалось «Blohm und Voß»), была образована 5 апреля 1877 года Германом Бломом и Эрнстом Фоссом. Верфь ориентировалась на гражданское судостроение. Особенностью новой верфи стало строительство судов только со стальным корпусом. Первыми стали винджамеры («винджамер» – выжиматель верта) большие трех-четырех-пяти мачтовые парусные суда На верфи была построена серия знаменитых «летающих П» – четырехмачтовых барков – «Петчили», «Памир», «Пассат», «Пекин», «Пола» и «Привал». Там же был построен трехмачтовый барк «Принцесса Эйтель Фридрих», которая после Первой мировой войны стала польским учебным парусником «Дар Поможа» – ныне корабль-музей в польской Гдыне. Немного забегая вперед, скажем, что строительство больших парусников продолжалось вплоть до начала Второй мировой войны – строилась серия из пяти трехмачтовых учебных барков типа «Gorch Fock». После окончания Второй мировой войны эти корабли стали основой учебного парусного флота во многих странах. «Горх Фок» стал советским «Товарищем», а «Хорст Вессель» – американским USCG «Eagle». На основе этого проекта были построены учебные парусники для стран Латинской Америки, Португалии и Румынии. На верфи практиковались самые прогрессивные методы судостроения и судоремонта. Сенсацией XIX века стала программа удлинения четырех океанских пароходов, принадлежащих компании «Северо-Германского Ллойда». В средней части пароход разрезали на две части, между ними устанавливали, как говорят судостроители, цилиндрическую вставку – новую секцию. После чего, все три части удлиненного парохода соединяли и герметизировали. Сегодня такая технологическая операция – рутина, которая производится со многими пассажирскими и грузовыми судами, но в 1899 -1900 годах это была технологическая сенсация мирового масштаба. Еще одна технологическая новинка – использование сварки вместо привычных заклепок – была опробована при строительстве немецкого трансатлантика SS «Europa», который в 1928 году завоевал «Голубую ленту Атлантики» – приз самого быстроходного пассажирского корабля в мире. В 1900 году в Гамбурге было построено первое в мире специально спроектированное круизное судно «Prinzessin Victoria Luise». О нем смотри статью «С чего начинались морские круизы. Мега-яхты». До 1939 года «Blohm & Voss» построил 12 крупных пассажирских судов, включая трансатлантические лайнеры и круизный лайнер Третьего Рейха «Вильям Густлофф», потопленный в 1945 году подводной лодкой С-13 под командованием Александра Маринеско.

По теме

В предвоенные годы на «Blohm & Voss» построили две мегаяхты. В 1935 году была построена «Grille» – правительственная яхта фашисткой Германии, которую еще иногда называют яхтой Гитлера. О судьбе этого судна смотри статью «Судьба яхты фюрера». До неё, в 1931 году была построена мегаяхта MV «Savarona». Она предназначалась для одного американского миллионера, но позже была перекуплена турецким правительством. До сих пор это одна из самых больших яхт. Её длина составляет 136 метров.

Крупные боевые корабли

После прихода к власти в Германии нацистов, исповедовавших принцип «пушки вместо масла», верфь изменила свой профиль, перейдя на строительство крупных боевых кораблей. Надо сказать, что нечто подобное происходило и перед Первой мировой войной. «Blohm & Voss» построил пять линейных крейсеров (из семи) Флота Открытого моря Кайзеровской Германии. «Пробой пера» в 30-е годы стало строительство тяжелого крейсера «Admiral Hipper». Всего в Германии было заложено пять кораблей данного типа, четыре вошли в состав Кригсмарине, а пятый был продан в СССР и получил название «Петропавловск», а потом «Таллин». После этого верфь получила заказ на строительство одного из двух самых мощных кораблей немецкого флота – линкора третьего поколения «Бисмарк». Кроме больших кораблей верфь в предвоенные и военные годы строила подводные лодки для Кригсмарине.

Проектирование и строительство летающих лодок

Следующий этап истории компании никакой логике не поддается. В 1933 году сыновья одного из основателей компании Германа Блома. Рудольф и Вальтер, основали компанию по проектированию и строительству дальнемагистральных самолетов – летающих лодок «Hamburger Flugzeugbau», которая строила самолеты, обозначаемые как BV – Blohm & Voss. Пожалуй, это единственный случай, когда по сути одна компания строила океанские корабли и большие летающие лодки, способные пересекать океаны по воздуху. В принципе, их план сработал. Только проектировать и строить они начали не пассажирские машины, а патрульные и транспортные самолеты. С приходом к власти Гитлера, Люфтваффе стала выдавать заказы компании на проектирование и строительство летающих лодок дальнего радиуса действия. Самым известным серийным массовым самолетом была летающая лодка BV-138 «Seedrache», широко использовавшаяся в войне в Атлантике и на Севере. Выпускался еще большой шестимоторный гидросамолет BV-222 «Wiking». Его спроектировали еще до войны как пассажирский и грузопассажирский самолет – флагман авиакомпании «ЛюфтГанза» для дальних полетов над океанами. Но самым большим гидросамолетом был транспортный BV-238, созданный в 1944 году. Авиастроительная компания запомнилась и BV-141 – не симметричным самолетом-разведчиком. История этого самолета следующая. Люфтваффе выдало техническое задание на проектирование самолета-разведчика с максимальным обзором из кабины. Конструкторы из Гамбурга предложили создать несимметричный самолет. Обзор из кабины наблюдателя, действительно, был максимальный. Самолет выпустили небольшой серией. Немецкие летчики не были готовы летать на несимметричных самолетах. Разрабатывали в «Blohm & Voss» и принципиально новое оружие – управляемые планирующие авиабомбы BV-143. Но эта модель в серию не пошла, Люфтваффе в Средиземном море использовала управляемые авиабомбы других типов. На этом авиационная часть истории Blohm & Voss завершилась.

Послевоенный этап. Суперяхты

По теме

После войны, как и остальные крупные промышленные предприятия Германии. «Blohm & Voss» (такое название компания носила до 1955 года) подверглась серьезному воздействию стран-победителей. Но надо сказать, что для этой компании всё закончилось относительно хорошо. Производство самолетов было остановлено, но уже в 1956 году компания «Hamburger Flugzeugbau» возобновила свою работу. Правда, она уже не была связана с «Blohm & Voss». В конце концов, компания влилась в «Airbus».

Верфи «Blohm & Voss» были разрушены англичанами, и на несколько лет компания прекратила свою работу. Руководство верфи зарегистрировала дочернее предприятие, которое в 1952 году получила разрешение на судоремонтные работы, а в 1955 году на воду было спущено первое после Второй Мировой войны гражданское судно – круизный лайнер MV «Aurora». На верфях «Blohm+Voss» – так теперь называлась компания – строились круизные лайнеры, платформы для добычи нефти и другие суда. В 1999 году, «Blohm+Voss» стала дочерней компанией «ThyssenKrupp» Marine Systems. Сектор военного кораблестроения тоже присутствовал, но в меньших масштабах. С 70-х годов ХХ века по нулевые XXI века были построены три ракетных фрегата. В Гамбурге серийно строили корабли семейства МЕКО. Это корабли с модульным вооружением класса корвет-фрегат. В 2001 года «Blohm+Voss» получил контракт на строительство пяти корветов проекта К-130 семейства МЕКО. В 2011 году «ThyssenKrupp» договорилась о продаже гражданского судостроительного подразделения «Blohm+Voss» англичанам, а подразделение, отвечающее за военное кораблестроение, осталось за Германией. Строительство военных кораблей по-прежнему ведется в Гамбурге, но теперь не на верфи «Blohm+Voss». Фрегаты и корветы строит NVL Group (Naval Vessels Lürssen),

В 2016 году произошло знаменательное событие. Немецкая судостроительная компания «Lürssen» купила у англичан «Blohm+Voss». «Люрсен» – компания с интересной историей. Первоначально она специализировалась на скоростных катерах – гражданских яхтах и торпедных катерах. Достаточно сказать, что торпедные катера Кайзеровской Германии, которые воевали еще во времена Первой мировой войны были произведены компанией «Люрсен». Все торпедные катера Кригсмарине – шнелльботы по немецкой классификации – также производства «Люрсен». Об одной разведывательной операции в Балтийском море с участием их катеров смотри статью «Джунгли» на Балтике». После 1945 года эта компания продолжила строительство боевых катеров, но значительно выгоднее стало строить люксовые моторные яхты. «Люрсен» стал одним из центров строительства моторных яхт в мире. Судя по всему, компании нужна была верфь, имеющая опыт в строительстве больших пассажирских и круизных судов – «Люрсен» выходил на рынок строительства мегаяхт. Для понимания уровня бизнеса достаточно перечислить наиболее крупные заказы объединенной компании. Мегаяхта А (длина 119 метров) принадлежит российскому миллиардеру Андрею Мельниченко. Мегаяхта «Dubai» длиной 162 метра принадлежит правителю эмирата Дубай шейху Мухаммеду бин Рашиду Аль Мактуму. «Eclipse» длиной около 162 метров, вторая по величине мегаяхта в мире, принадлежащая небезызвестному олигарху Роману Абрамовичу. Яхта «Lady Moura» длиной 106 метров, принадлежит саудовскому миллиардеру Насеру аль-Рашиду. Завершает список «скромная» 76 метровая «Enigma», которая несколько раз перепродавалась, и сегодня принадлежит кипрскому миллиардеру Яннакису Теофани Христодупу.

Пока настоящее «Blohm+Voss» вполне понятно. Что будет дальше в истории верфи, покажет будущее.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 16.05.2025 12:15
Комментарии 0
Наверх