Версия // Общество // Эвакуировавший россиянку из Таиланда самолет Falcon 10 разбился в горах Афганистана: четыре человека спаслись

Эвакуировавший россиянку из Таиланда самолет Falcon 10 разбился в горах Афганистана: четыре человека спаслись

4000

Упасть и выжить

Эвакуировавший россиянку из Таиланда самолет Falcon 10 разбился в горах Афганистана: четыре человека спаслись (кадр: Baza / запрещенное в России движение Талибан)
В разделе

На северо-востоке Афганистана в минувшие выходные разбился самолет Falcon 10, на борту которого находились россияне. Борт выполнял частный медицинский эвакуационный рейс: гражданку России в тяжелом состоянии везли из Паттайи в Москву. У воздушного судна отказали двигатели, и он упал в горах недалеко от границы с Таджикистаном. Выжили четыре человека. Оказалось, что у пилотов не было разрешения на коммерческие полеты, и они не успели отдохнуть перед рейсом.

В минувшее воскресенье Росавиация сообщила, что вечером в субботу, 20 января, зарегистрированный в государственном реестре гражданских воздушных судов РФ самолет Falcon 10 пропал с радаров. Это произошло, когда он находился в воздушном пространстве Афганистана, в горном районе недалеко от границы с Таджикистаном. По данным авиарегулятора, на борту воздушного судна находились четверо членов экипажа и двое пассажиров. В Росавиации также уточнили информацию по самолету: речь шла о Falcon 10 (регистрационный номер RA-09011; серийный – 128), произведенном французской компанией Dassault Aviation в 1978 году и принадлежащем ООО «Атлетик Групп» и частному лицу. Как выяснилось, самолет выполнял чартерный рейс из таиландского аэропорта Утапао (Паттайя) в Москву. По плану он должен был дважды дозаправиться – в индийской Гае и в узбекистанском Ташкенте, после чего приземлиться в подмосковном Жуковском.

Информацию об авиакатастрофе подтвердили и в Афганистане. Там сообщили, что в предполагаемый район крушения выдвинулись спасатели.

Следственный комитет РФ возбудил уголовное дело по факту авиакатастрофы по статье о нарушении правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшем по неосторожности смерть двух или более человек.

Технические неполадки

Как сообщил Telegram-канал SHOT, по предварительным данным, к авиакатастрофе могли привести проблемы технического характера, с которыми столкнулись пилоты во время перелета. Примерно за 25 минут до того, как воздушное судно пропало с радаров, экипаж вышел на связь с диспетчерами и сообщил, что в баках заканчивается топливо – хотя дозаправка была произведена по плану, и следующим пунктом должен был стать Ташкент. Тем не менее, низкий остаток топлива заставил летчиков принять решение об уходе на запасной аэродром Куляб в Таджикистане, чтобы дозаправиться. Оттуда уже планировался перелет в Ташкент. Сообщение о нехватке топлива поступило в 19:05 по местному времени. В 19:19 экипаж сообщил, что у Falcon 10 отказал один из двигателей. Спустя еще десять минут пилоты доложили об отказе второго двигателя. А около 19:30 по местному времени самолет пропал с радаров приблизительно в 57 километрах от аэропорта Куляб.

Почему возник дефицит топлива, пока неизвестно. Скорее всего, в работе топливной системы могли возникнуть какие-то проблемы. Не исключено, что пилоты неверно рассчитали запас топлива, необходимый для полета, или не приняли во внимание сильный встречный ветер, который привел к его повышенному расходу. Есть и вероятность утечки. Поломка сразу двух двигателей – менее вероятный вариант.

Канал опубликовал список людей, находившихся на борту Falcon 10. Самолетом управляли 41-летний Дмитрий Беляков и 42-летний Аркадий Грачев. Также этим рейсом летели супруги Анна и Анатолий Евсюковы 64 и 65 соответственно, и медики Игорь Сывороткин (26 лет) и Павел Попов (44 года).

По теме

Роковая поездка

Как уже упоминалось выше, самолет следовал из Паттайи в Москву. Борт был заказан для эвакуации тяжело больной россиянки Анны Евсюковой. Супруги Евсюковы прилетели на отдых в Паттайю в середине декабря. Практически сразу после приезда Анна Евсюкова тяжело заболела. В ночь на 17 декабря ее экстренно госпитализировали из отеля по туристической страховке. Врачи диагностировали у нее септический шок на фоне инфекции. Каким образом женщина успела ее подхватить, неизвестно. По словам ее мужа, она не ела местную экзотическую еду на улицах и ничего не принимала. В последние несколько дней россиянка находилась на ИВЛ, а ее состояние оценивалось как тяжелое. У нее отказали почки и печень, и было принято решение экстренно перевозить женщину в Москву. Муж полетел в качестве сопровождающего.

Известно, что пара долгое время проживала в Волгодонске, где Анатолий Евсюков открыл несколько рынков – «Машенька», «Авангард» и «Анна». В 2014 году предприниматель удостоился награды «За доблестный труд на благо Донского края», а в 2017 году – знака губернатора области «За милосердие и благотворительность».

Сын супругов подтвердил «Известиям», что его родители действительно были на борту потерпевшего крушение в Афганистане Falcon 10. По его словам, решение перевезти Анну Евсюкову в Москву родные приняли из-за того, что не видели смысла ее пребывания в госпитале в Таиланде, так как за месяц болезни никаких улучшений не наступило. Пациентку ждали в Боткинской больнице в Москве.

Неожиданное спасение

Вечером 21 января стало известно, что часть людей, находившихся на борту самолета, которых все уже считали погибшими, выжила. 26-летний медбрат Игорь Сывороткин добрался до ближайшего села и смог объясниться с местными жителями при помощи языка жестов и попросить о помощи. Более того, ему даже удалось созвониться с родными. После этого к месту крушения самолета пришла наземная поисково-спасательная служба. Выяснилось, что пилоты Дмитрий Беляков и Аркадий Грачёв, а также анестезиолог-реаниматолог Павел Попов, предварительно, также не получили серьезных травм, которые угрожали бы их жизни.

По последним данным, супруги Евсюковы погибли. Их родственники до сих пор не получили никакой официальной информации относительно их судьбы. Официально они все еще числятся пропавшими без вести. Что касается выживших, в прессе и соцсетях уже распространились фотографии и видеоролики, запечатлевшие спасшихся людей. На их лицах видны следы ушибов и обморожений, однако они чувствуют себя удовлетворительно. Вертолетом их доставили в больницу Кабула, а оттуда заберут в Москву.

Серия нарушений

Как обращает внимание Telegram-канал «Авиаторщина», у пилотов упавшего в Афганистане бизнес-джета был небольшой опыт полетов на Falcon 10. Рейс, который Беляков и Грачев выполняли из Паттайи, по сути являлся коммерческим: санитарный рейс был заказным. Но у обоих летчиков имелись только свидетельства частных пилотов: это значит, что выполнять коммерческие рейсы они не могли. Канал уточняет, что документы летчикам выдало Северо-Западное территориальное управление Росавиации в сентябре 2023 года – то есть, совсем недавно. У Белякова налет составляет в общей сложности 2,4 тысячи часов, а у Грачева – только 870 часов. Обучение на Falcon 10 они прошли в 2023 году, получив соответствующие свидетельства в учебном центре FlightSafety International в мае 2023 года.

Что касается ООО «Атлетик Групп», эксплуатанта потерпевшего крушение бизнес-джета, у компании не было никаких сертификатов для полетов. Компания не могла выполнять коммерческие полеты. Falcon 10 получил разрешение на полет как некоммерческое воздушное судно. Рейс был заявлен пустым без пассажиров и багажа, только с двумя пилотами. Таким образом, по предварительным данным, перевозка врачей, пациентки и ее мужа на бизнес-джете была нелегальной.

Кроме того, канал сообщает, что, предположительно, летчики не успели отдохнуть по прибытии в Таиланд и слишком рано отправились в обратный путь. По его информации, Беляков и Грачев выполнили перелет из Москвы в Паттайю 19 января, а в обратный путь отправились 20 января. Falcon 10 вылетел с российского аэропорта базирования Мячково в 9:00 в пятницу, а приземлился в Паттайе около полуночи по местному времени. Со всеми дозаправками пилоты добирались до места почти 15 часов, а продолжительность полетной смены с учетом предполетных и послеполетных процедур составила почти 17 часов. Закончилась она примерно в час ночи по Москве 20 января. Согласно законодательству, полетная смена с 1-2 посадками и двумя пилотами не должна превышать 13 часов.

Как показывает сервис FlightRadar24, из аэропорта Утапао самолет вылетел в 9:20 по московскому времени. Таким образом, начало новой полетной смены наступило для пилотов не позднее 8:20, а на отдых у них оставалось не более семи часов: в 2,5 раза меньше, чем положено. Удалось ли им поспать, и успели ли они отдохнуть после продолжительного перелета, неизвестно.

Детали крушения и предшествовавшие авиакатастрофе обстоятельства будут изучаться специальной комиссией и правоохранительными органами в ходе расследования авиаинцидента.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 22.01.2024 14:10
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх