Версия // Власть // Власть может вспомнить о практике добровольно-принудительных займов у населения

Власть может вспомнить о практике добровольно-принудительных займов у населения

11056

Налог на Родину

фото: Дмитрий Астахов/ТАСС
В разделе

Именно такие мысли вызывает идея нового выпуска «народных» облигаций федерального займа (ОФЗ) на 100 млрд рублей.В середине февраля премьер-министр Дмитрий Медведев поручил Минфину проработать этот вопрос в рекордно короткий срок – до 26 марта.При этом предыдущий выпуск гособлигаций не вызвал энтузиазма у россиян.Потому вполне возможно, что для исполнения поручения премьера Минфину придётся «отжимать» вклады у банков или ввести принудительную подписку на государственный заём,как это было в СССР.

В ходе Российского инвестиционного форума в Сочи Дмитрий Медведев обратил внимание на то, что первая эмиссия «народных» ОФЗ весной прошлого года была быстро раскуплена. Это, по мнению премьера, однозначно свидетельствует: россияне доверяют государственным ценным бумагам, считая их не только надёжными, но и доходными. Потому правительство решило укрепить этот опыт, вытащив деньги обывателей «из-под подушки» и направив их на развитие страны. Насчёт того, что вытащит, нет никаких сомнений, но вот по поводу развития возникают вопросы. Действительно, первый выпуск «народных» облигаций федерального займа (ОФЗ-н), который состоялся в апреле 2017 года, пользовался ажиотажным спросом. За счёт весенней продажи облигаций физлицам государству удалось привлечь в казну 30 млрд рублей. Однако следующий выпуск ОФЗ на сумму 15 млрд рублей, состоявшийся в сентябре минувшего года, не только не вызвал ажиотажа, даже спустя пять месяцев облигации так и не удалось полностью распродать.

И деньги получить, и банки не обидеть

Ряд аналитиков считают, что исправить ситуацию можно, разрешив оборот ОФЗ-н на вторичном рынке (сейчас этими бумагами спекулировать нельзя), а также повысив потолок покупки для одного инвестора (ограничен 15 млн рублей). Другие же полагают, что эти меры не сделают облигации более привлекательными для физлиц. Потому на инвестиционном форуме в Сочи обсуждалась возможность «уменьшить входной билет» для покупки ОФЗ-н (в настоящее время – 30 тыс. рублей) и снизить минимальную стоимость одной бумаги, которая сейчас составляет 1 тыс. рублей.

Впрочем, основной проблемой второго выпуска ОФЗ-н эксперты называют их низкую доходность. В апреле 2017-го, когда облигации размещались под 9% годовых, а в большинстве крупных банков вклады принимали максимум под 7,9%, рядовому гражданину было выгодно вкладывать деньги в ОФЗ. Однако доходность осеннего выпуска «народных» гособлигаций была уменьшена до 7,65%. Ставки по депозитам тогда тоже снизились, но разница по сравнению с облигациями оказалась уже меньше 1% – естественно, что спрос на ОФЗ упал. Потому, если правительство желает успешно распродать «народные» бумаги, придётся повысить их доходность. Вот только при таком раскладе возможен отток средств населения с депозитов, что вызовет недовольство банкиров.

Кстати, сегодня банки и сами покупают федеральные облигации – только не «народные», а те, что свободно торгуются на бирже. Банкирам невыгодно продавать «народные» облигации: во-первых, они теряют вкладчиков; во-вторых, получают лишь небольшой агентский процент.

На что же надеется правительство, рассчитывая, что граждане побегут покупать бумаги? Очевидно, что не всякий работающий россиянин готов расстаться со своим месячным заработком в обмен на туманные перспективы. Однако тут на ум сразу приходят бюджетники и работники госкорпораций. Некоторые из них получат так называемую тринадцатую зарплату в конце года, её-то и можно будет выдать не деньгами, а облигациями.

По теме

Без повышения доходности «народных» ОФЗ такая принудиловка может оказаться единственной возможностью для Минфина выполнить поручение Дмитрия Медведева.

Кому долги?

Правительство РФ на протяжении многих лет не выпускало специальные облигации для населения. Страна активно эмитировала биржевые ОФЗ, которые интересны институциональным инвесторам: банкам, инвестиционным фондам, страховым компаниям и т.д. Более 30% покупателей таких ОФЗ сегодня приходится на иностранцев, которым российские долговые бумаги приносят лёгкую и стабильную прибыль. Представьте: вы берёте в западном банке кредит под 2% и вкладываете его в России под 12%. При стабильном курсе рубля прибыль гарантирована. Кстати, в конце февраля агентство S&P повысило суверенный рейтинг РФ до инвестиционного уровня BBB, позволили Министерству финансов увеличить объём заимствований. В первом квартале Россия планировала привлечь через ОФЗ 450 млрд рублей, к началу марта правительство уже разместило облигации на 300 млрд рублей.

При таком раскладе желание правительства собрать ещё 100 млрд рублей с населения выглядит странным, если только не расценивать это как пробный шар. Во-первых, запад может ввести санкции в отношении российского госдолга, и пока нельзя дать точный прогноз, как они скажутся на поведении иностранных инвесторов. Во-вторых, 10 января 2018 года Минфин сообщил, что успешно потратил последний триллион рублей из Резервного фонда. Мобилизацию средств населения страны в этих условиях можно считать вполне своевременной, тем более что к началу прошлого месяца сумма банковских вкладов россиян достигла 25,5 трлн рублей. То есть деньги у граждан есть – почему бы не заставить их поделиться накоплениями с Родиной, оказавшейся в кольце врагов? В-третьих, надо понимать, что выплачивать государственный долг правительство может только за счёт налогов, а повышение налоговой нагрузки может вызывать негативную реакцию в обществе. Конечно, обслуживать долги можно за счёт выпуска всё новых и новых облигаций, но хочется надеяться, что в нынешнем (и будущем) кабинете министров никто не хочет повторения августа 1998 года.

Кстати, увеличение выпуска «народных» ОФЗ – лишь часть поручения, которое дал Дмитрий Медведев Минфину. Премьер намерен распространить практику выпуска «народных» облигаций на уровень регионов. Десяток субъектов Федерации уже имеет подобный опыт. Например, собственные долговые бумаги для населения выпускают Томская область и Ямало-Ненецкий автономный округ. Проблема в том, что экономически устойчивые регионы используют этот инструмент без подсказок Москвы, а после «поручения» сверху за ними могут потянуться те области и республики, которые уже сейчас имеют проблемы с обслуживанием своих долгов. А уж если чиновники в таких регионах смогут добровольно-принудительно собирать деньги с граждан, страшно представить, чем всё может закончиться.

СПРАВКА

В СССР первый госзаём с участием населения состоялся в 1922 году. С 1927 года займы начали распространять по подписке среди трудовых коллективов. С 1930 года государство стало переносить сроки выплат по ранее реализованным займам, а затем уменьшать их доходность. Например, в 1936 году выпущенные ранее 8-процентные займы были принудительно обменены на 3-процентные, а погашение долгов заморозили на 20 лет.

К 1956 году госдолг по облигациям превысил 250 млрд рублей. На следующий год ЦК КПСС и Совет министров СССР фактически заморозили все выплаты и выигрыши по ранее выпущенным облигациям. Решение было обосновано «просьбами трудовых коллективов» и, по сути, означало дефолт по гособлигациям.

Всего за время существования СССР было размещено 60 различных выпусков государственных займов, включая четыре военных. После 1982 года в СССР и России массовых выпусков облигаций для населения не проводилось. В 1998 году россиянам начали продавать государственные краткосрочные облигации, которые до этого были доступны крупным банкам и компаниям. В августе 1998 года по ГКО был объявлен дефолт.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 20.03.2018 22:23
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх