На минувшей неделе фактически закончились переговоры всех заинтересованных сторон по вопросу телевизионных трансляций матчей футбольного чемпионата России. Завершились они в целом вполне успешно для основных потребителей зрелища — футбольных болельщиков, которые в этом сезоне получат возможность увидеть от 150 до 180 наиболее интересных встреч из 240 запланированных (см. справку). Однако стоит отметить, что ситуация с показом футбола по ТВ всё ещё остаётся сложной. И если 3 прошлых российских сезона прошли на голубом экране под знаком Всероссийской Гостелерадиокомпании, то теперь на смену государственному монополисту пришёл частник — корпорация Алексея Федорычева «Федком-медиа», которой российская футбольная Премьер-лига передала все права телевизионных трансляций чемпионата на 4 года вперёд. А частник, как известно, благотворительности не любит — он прежде всего думает о собственной выгоде. Попытаемся проанализировать, как будут развиваться события с телетрансляциями нашего футбольного чемпионата в дальнейшем.
Многих весьма удивил этот шаг РФПЛ — отдать всё на откуп дочерней компании «Федкоминвеста», созданной лишь в конце прошлого года специально для реализации столь масштабного проекта. Однако, если вспомнить, что Премьер-лигу недавно возглавил генеральный директор столичного «Динамо» Юрий Заварзин, всё станет на свои места: именно Федорычев является главным акционером динамовского клуба. Как же Заварзину было не поделиться со спонсором? Став единственным представителем 16 ведущих клубов страны на телевизионном рынке, «Федком-медиа» тут же взвинтила цены на основной пакет трансляций. По нашим сведениям, показ 30 избранных матчей чемпионата страны был оценен в $5 млн. Для сравнения: предыдущий 3-летний прямой контракт ВГТРК с Премьер-лигой на все матчи (около 100 встреч) стоил 15 млн. «зелёных». При этом реализация прав приносила телевизионщикам одни убытки, ну а нынешний контракт каналам дивидендов тем более не принесёт, ведь реализацией рекламных прав во время трансляций займётся «Федком-медиа».
Доходов от телевизионной рекламы наши футбольные клубы не получат
Надо сказать, что новорождённая компания ведёт себя на футбольном рынке весьма агрессивно. И это немудрено: РФПЛ сделала «Федком» новым монополистом. Ведь кроме телевизионных прав у компании Федорычева сосредоточены права назначения спонсоров и партнёров Премьер-лиги, имиджевые права на символику, права на аудио (радиотрансляции и сообщение результатов по мобильной связи) и Интернет, права на визуальную и радиорекламу на стадионах и даже право коммерческого использования пресс-конференций тренеров и игроков.
При этом руководители «Федком-медиа» рассказывают, что они списали свою модель работы в Премьер-лиге с Европы. Дескать, в Лиге чемпионов аналогичным образом действует TEAM Marketing. Однако при этом федкомовцы молчат о том, что Лига чемпионов, как, впрочем, и любой из 5 ведущих европейских футбольных чемпионатов, — товар раскрученный и приносящий реальные прибыли.
А что же сейчас имеют наши клубы? Каждый из участников первенства получит за 4 сезона фиксированную сумму из той, за которую «Федком» выкупил указанные выше права. И если речь, например, зайдёт о дополнительных доходах в будущем, то прибыль получит только компания Федорычева. Правда, у клубов есть право зарабатывать продажей рекламных щитов на стадионах, но тоже не на всех — основные рекламные места продаёт «Федком-медиа».
Немудрено, что некоторые ведущие клубы Премьер-лиги (ЦСКА, «Зенит», «Москва» и др.) долго не соглашались с условиями, предложенными «Федком-медиа». Так, по нашим сведениям, руководство столичного «Локомотива» настаивало на разделении коммерческих прав с телевизионными, но РФПЛ «задавила» и чемпионов страны, и других оппонентов, используя, в частности, более ранние договорённости о создании пула команд Премьер-лиги при продаже прав. Хотя пул создавался тогда, когда команда Федорычева не работала даже в «Динамо». И кстати, некоторые наши клубы имеют вполне успешный самостоятельный опыт работы с телекомпаниями («Спартак», «Сатурн», тот же «Зенит»). Но он в новом контракте никак учтён не был.
Глава МИД Украины Дмитрий Кулеба призвал европейские страны отказаться от туристов из России в целях повышения безопасности и снижения уровня преступности.
ВГТРК ни в какую не хотела делить трансляции важнейших матчей с Первым каналом
Появление посредника в отношениях между клубами и телекомпаниями абсолютно невыгодно и последним. Как уже было сказано, футбольные трансляции в России пока убыточны, а тут ещё возникает необходимость кормить не только производителей весьма посредственного зрелища, но и новоявленного перекупщика. Поэтому каналы достаточно долго обсуждали проект нового договора, хотя представители «Федком-медиа» оптимистично утверждали, что к ним выстроилась очередь из 6—7 телевизионных компаний.
Но ВГТРК ни в какую не хотела делить трансляции важнейших матчей с основным конкурентом — Первым каналом и в итоге отказалась от показа футбола на «России», отдав это право НТВ. Последний вообще не хотел участвовать в прямых трансляциях, поскольку и без того рейтинг НТВ стремительно снижается, но, по нашим сведениям, некоторые государственные акционеры настояли на появлении футбола в эфире «4-й кнопки». Кто-то, видимо, лоббировал интересы компании Федорычева, а кто-то всё же старался помочь отдельным клубам. Так, канал «ТВЦ» поначалу не проявлял интереса к футболу, а затем взялся за показ матчей с участием ФК «Москва».
В течение 10 лет «Федком-медиа» намерен стать важным игроком в сфере европейского спортивного телевидения
Монополист же последних лет — общегосударственный спортивный канал — кажется, остался при своих интересах. С одной стороны, у «Спорта» по-прежнему нет права «первой ночи» на наиболее интересные встречи (ранее их показывала «Россия», теперь будет пара Первый + НТВ). Но с другой — команда Василия Кикнадзе остаётся главным производителем футбольной «картинки», канал эксклюзивно покажет не менее трети игр чемпионата и имеет право повторной трансляции почти всех других матчей.
Г-н Кикнадзе, кстати, весьма своеобразно напутствовал конкурентов: «Уверен, что Первый канал и НТВ организуют показ не хуже, чем это делали мы последние 3 года». Но иногда сделать это хуже просто невозможно, поскольку только в Москве и Санкт-Петербурге качество трансляций соответствует хотя бы каким-то стандартам. А вот «картинки» из Перми, Казани или Ярославля — это каменный век телевидения. В этом сезоне к ним присоединится Томск, где опыта показа футбола на высоком уровне также нет.
Тем не менее планы у «Федком-медиа» поистине наполеоновские: компания намерена помочь российскому первенству войти в семёрку ведущих футбольных чемпионатов Европы. Один из руководителей «Федкоминвеста» определил и ещё одну цель: в течение 10 лет стать существенным игроком в сфере европейского спортивного телевидения. «Российская футбольная лига уже не та, что ещё пару лет назад. В неё пришли реальные спонсоры. И уже через год мы ожидаем новых серьёзных инвестиций в клубы РФПЛ», — заявил Кирилл Игнатьев.
Вопрос только в том, как «Федком-медиа» собирается продавать футбольную «картинку» дореволюционного уровня? По нашим сведениям, «Федкоминвест» всерьёз рассматривает возможность инвестирования собственных средств в приобретение телевизионного оборудования для сдачи в аренду региональным телекомпаниям, которые будут показывать матчи чемпионата России. «Но это не вопрос ближайшего сезона, мы можем приступить к его реализации в 2006—2007 годах», — подчеркнул Игнатьев. Что ж, как говорят телезрители: «Поживём — увидим!»