Версия // Конфликт // Владелец НЛМК Владимир Лисин продал таганрогский порт загадочной компании «Лемар»

Владелец НЛМК Владимир Лисин продал таганрогский порт загадочной компании «Лемар»

35822

Ушёл на глубину

Владелец НЛМК Владимир Лисин продал таганрогский порт загадочной компании «Лемар»
(фото: Wikimedia Comons, kremlin.ru)
В разделе

О планах продать «Таганрогский морской торговый порт» структуры Владимира Лисина сообщали ещё в 2015 году, однако довести переговоры до сделки тогда не удалось. Решение продать ТМТП в «Первой Портовой Компании» связали с желанием сосредоточиться на развитии мощностей в глубоководных портах. Эксперты не считают порт привлекательным из-за сложностей с ежегодным уменьшением глубин. Но, пожалуй, главное в этой истории – фигура покупателя, за которым может скрываться неназванный интересант.

«Первая Портовая Компания» крупного бизнесмена и металлургического олигарха Владимира Лисина, который, по информации Forbes, в 2022 году занимал первую строчку в рейтинге российских долларовых миллиардеров с состоянием $18.4 миллиарда, осуществила продажу 91,63% акций ТМТП. Покупателем доли стало ООО «Лемар», о котором не известно почти ничего.

Представители ППК отметили, что решение Владимира Лисина, основной актив которого – акции Новолипецкого металлургического комбината, продать свою часть продиктовано стремлением сфокусироваться на развитии мощностей в глубоководных бассейнах. В периметре её бизнеса в 2023 году по-прежнему остаются стивидорные компании в портах Туапсе, Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Процесс продажи акций компании миллиардера Владимира Лисина «Лемару» завершился в октябре 2022 года, но СМИ обратили на это внимание только сейчас.

В «СПАРК-Интерфакс» есть информация о десятке юридических лиц с названием «Лемар». Четыре организации связаны с грузоперевозками, но лишь у одной из них годовая выручка превышает 10 миллионов руб. Эта компания – московское ООО «Лемар», которое было создано в 2021 году. Выручка за первый год работы достигла 126,3 миллионов руб., а чистая прибыль – 21 тыс. руб. Владелица компании – некая Наталия Аббас. За период своего существования «Лемар» трижды менял собственников.

На интернет-сайте, который, насколько можно понять, принадлежит этой компании, указано, что её головной офис находится в Москве. Также там говорится, что группа работает более пяти лет и предоставляет транспортно-экспедиторские услуги на международном уровне. Информации на сайте немного: сообщается о наличии офисов в Дубае, Женеве и Санкт-Петербурге, но адреса представительств не приводятся. Также пустует страница с лицензиями и сертификатами.

По мнению источника ростовского СМИ «Город N», «Лемар» могла заключить соглашение в интересах иного лица, которое не хотело обозначать себя в публичном пространстве. Собеседник не смог предположить о ком именно может идти речь.

Падение грузооборота

Кипрский офшор Chupit Limited, представлявший интересы бизнесмена Владимира Лисина, приобрёл 80,31% Таганрогского порта в 2005 году у Александра Денисова, владеющего агропромышленной компанией «Каравай Плюс». Стоимость актива не приводилась, но, по некоторым данным, речь могла идти о 35 миллионах долларов. Впоследствии часть главы НЛМК в компании была увеличена.

В 2021 году грузооборот таганрогского порта стал оцениваться в 1,23 млн тонн. Там шла перевалка чёрных металлов (31% грузооборота), угля (24%), зерна (16%), руды и кокса (12%), ещё 7% составляли наливные грузы. Порт имеет семь грузовых причалов, а также 7,4 тыс. кв.м. крытых и 39,2 тыс. кв.м. открытых складов.

По данным «СПАРК-Интерфакс», в 2021 году выручка порта Владимира Лисина достигла 684,2 млн рублей, что на 10% больше показателей 2020 года. Чистая прибыль снизилась в 3,6 раза и стала составлять 37,7 миллиона рублей. Информации о прибыли и выручке ТМТП за 2022 год пока опубликованы. При этом известно, что в первые месяцы прошлого года грузооборот порта начал стремительно снижаться. В марте он составил всего 35,9 тыс. тонн, для сравнения: в марте 2021-го было перевалено 267,3 тыс. тонн грузов.

По теме

Гендиректор исследовательского агентства Infranews Алексей Безбородов в беседе с изданием «Город N» отметил, что не рассматривает порт как привлекательный для бизнеса актив. Он пояснил, что в России менее удобным для работы портом, чем таганрогский, является только порт в Дудинке. По его мнению, остальные порты лучше, чем морпорт Таганрога. Минусом порта является ежегодный намыв ила из Дона, что уменьшает глубину. Этот порт невыгоден государству, так как налоги и тарифы не покрывают расходов на работы по углублению дна. Безбородов предположил, что цена таганрогского порта примерно равна цене земли, на которой он расположен.

Лишнее звено

В 2005 году, комментируя внимание структур металлургического олигарха Владимира Лисина к ТМТП, эксперты считали, что порт нужен прежде всего для расширения собственной логистической базы. «Все, чем занимается меткомбинат, направлено на увеличение рентабельности экономических операций. Размеры порта и его техническое состояние для меткомбината не важны. НЛМК или его владелец сделают порт любым, какой будет нужен», – сказал газете «Коммерсант» гендиректор Hatch-РБС Либеров. Однако теперь уместно предположить, что порт, который постоянно нуждается в доноуглубительных работах, стал для Владимира Лисина чем-то вроде чемодана без ручки, и новоиспеченному собственнику придётся вложить в развитие гавани немалые средства. В перспективе ТМТП может открыть прямой выход на ближневосточные рынки, в том числе на рынок Ирана. Правда, воспользоваться этим путём, по всей видимости, смогут лишь те российские бизнесмены, которые равнодушно относятся к западным санкциям.

Кстати

Европейская пресса выяснила, как самый богатый российский бизнесмен Владимир Сергеевич Лисин, олигарх и миллиардер, избежал попадания в санкционный лист в 2022 году. Если верить EUobserver, которое ссылается на неназванные источники, исключение для Владимира Лисина пролоббировали власти Бельгии. В этой стране расположены два завода из металлургической империи НЛМК, на которых работают 1200 человек. Также у НЛМК есть заводы в Дании, Франции, Италии и Штатах. Америка, кстати, тоже не объявляла санкции против Владимира Лисина, хотя он стал 50-м в так называемом Кремлёвском докладе ещё пять лет назад, в 2018 году. Интрига в том, будет ли Запад требовать что-то от российского металлургического олигарха Лисина в качестве платы за лояльность.

Владимир Лисин родился 7 мая 1956 года. Место рождения – город Иваново. В 1979 году он окончил Сибирский государственный металлургический институт, получив образование инженера-металлурга. Впоследствии учился в аспирантуре и докторантуре. В течение шести лет работал в Казахстане на Карагандинском металлургическом комбинате заместителем сначала главного инженера, потом – генерального директора под руководством Олега Сосковца – будущего вице-премьера правительства РФ. Лисин имеет несколько патентов в области металлургии.

В 1992 г. Владимир Лисин стал сотрудником компании Trans Commodities, а после ее ухода с рынка присоединился к российской компании Trans World Group (TWG). В 2001 году стал единственным крупным акционером Новолипецкого металлургического комбината, за который конкурировал с Потаниным, в итоге дав заводу новую жизнь.

Среди активов Лисина есть комплекс для активного отдыха, стендовой и пулевой стрельбы «Лисья нора» – бизнесмен любит охоту, стрелковый спорт ему также не чужд. Помимо этого, он активно вкладывает деньги в транспортные активы.

Предприниматель женат, у него трое детей.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 21.06.2023 14:30
Комментарии 0
Наверх