Версия // Общество // В Татарстане разбился самолёт L-410 с парашютистами: причиной могли стать перегруз или птица в двигателе

В Татарстане разбился самолёт L-410 с парашютистами: причиной могли стать перегруз или птица в двигателе

2115

Ошибка практически исключена

В Татарстане разбился самолёт L-410 с парашютистами: причиной могли стать перегруз или птица в двигателе
(Фото: МЧС России)
В разделе

10 октября в окрестностях города Мензелинск в Татарстане потерпел крушение легкомоторный самолет L-410, принадлежащий местному авиаклубу. Он рухнул сразу после взлета, пролетев около одного километра. 16 человек погибли, шестерых удалось спасти. Известно, что воздушным судном управляли опытные пилоты.

Утром 10 октября в Татарстане произошла авиакатастрофа. Легкомоторный самолет L-410 упал практически сразу после взлета. На его борту находились 22 человека – опытные пилоты Александр Зыков и Михаил Беляев и 22 парашютиста из авиаклуба Мензелинска. В результате авиаинцидента погибли 16 человек, шестерых пострадавших удалось спасти. Ранее СМИ сообщали о 23 людях на борту L-410 и семерых госпитализированных гражданах, но впоследствии выяснилось, что в больницу попал родственник одного из пострадавших – ему стало плохо на месте происшествия. Пятерых пациентов перевезли в больницу Набережных Челнов, еще одного доставили в Казань средствами санавиации.

Воздушное судно получило сильные повреждения. Как видно на фотографиях, сделанных на месте крушения, самолет разломило на две части. Носовая часть оказалась полностью разрушена, фюзеляж и крылья помяты. Хвост практически не пострадал, и выжили как раз те, кто сидел в этой части. Возгорания после аварии не последовало – самолеты, которые используют для десантирования парашютистов, редко заправляют полностью, в этом нет необходимости.

Самолет упал на стволы спиленных деревьев и протаранил бетонный забор.

Сообщается, что спасенные парашютисты находятся в тяжелом состоянии.

В МЧС о случившемся узнали в 9:23 по московскому времени, после чего к месту жесткой посадки самолета выдвинулась группа спасателей. К полудню аварийно-спасательные работы были завершены.

На место катастрофы выехали криминалисты Центрального межрегионального следственного управления на транспорте Следственного комитета. По факту случившегося возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 263 УК РФ («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц»). Дело о крушении самолета L-410 в Татарстане передано в центральный аппарат Следственного комитета РФ.

Также в Мензелинск вылетел глава Татарстана Рустам Минниханов. Правительство Татарстана сформировало специальную комиссию после крушения самолета.

Летчики, инструкторы и парашютисты

Как сообщает издание «Подъем» со ссылкой на инструктора авиаклуба Олега Шипорова, все пилоты, работающие здесь, в том числе и погибшие Зыков и Беляев, отличались большим опытом, а сам клуб считается образцовым. Не случайно именно здесь летом проводились тренировки космонавтов. 61-летний Зыков, который был командиром воздушного судна, в прошлом работал пилотом гражданской авиации и летал на больших авиалайнерах, а второй пилот, 60-летний Беляев, был военным летчиком.

В числе погибших при крушении L-410 также оказались инструкторы, которые, как и пилоты, работали с молодыми космонавтами, проходившими подготовку на базе авиаклуба – Сергей Кузенко, Игорь Алексеев и Равиль Шарафутдинов.

По теме

На борту аварийного самолета находились опытные спортсмены-парашютисты, в том числе, из других регионов, а также те, кто только собирался совершить свой первый прыжок. Несколько человек получили возможность прыгнуть с парашютом в качестве подарка на день рождения. На аэродроме находились их родственники, на глазах которых самолет потерпел крушение.

Понедельник, 11 октября, объявлен в Татарстане днем траура по жертвам авиакатастрофы. В этот же день начнется опознание тел погибших.

После аварии Центр подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина решил временно приостановить подготовку космонавтов на базе Мензелинского аэроклуба на период расследования крушения. Работа будет перенесена в один из аэроклубов во Владимирской области.

Версии произошедшего

Причины авиакатастрофы в Татарстане выяснят эксперты, однако версии случившегося высказываются уже сейчас. Одна из них – перегруз воздушного судна. Как сообщают ТАСС и РИА Новости со ссылкой на свои источники, на борту самолета находилось больше людей, чем предусмотрено эксплуатационными требованиями. L-410, эксплуатировавшийся с 1987 года, был рассчитан на 19 человек, а в полет отправилось 22. Могли ли лишние пассажиры сыграть здесь роковую роль? Пока вопрос остается открытым.

По другим данным, в качестве приоритетной версии рассматривается отказ техники, а именно – одного из двигателей. Об этом сообщил и глава Республики Татарстан Рустам Минниханов, который заявил, что перед крушением пилоты передали информацию об отказе двигателя. По его словам, это произошло, когда самолет оказался на высоте 70 метров. Экипаж запросил вынужденную посадку, после чего, по утверждению главы региона, летчики попытались увести самолет от жилых домов. Столкновения с ними удалось избежать, но при посадке аварийный L-410 задел крылом автомобиль «Газель», после чего перевернулся.

Отмечается, что командир воздушного судна, по всей видимости, попытался совершить экстренную посадку, когда что-то пошло не так, но самолет слишком сильно ударился об землю.

Один из выживших участников этих событий рассказал, что проблема действительно возникла с двигателем, и самолет не смог набрать нужную высоту. Сообщается, что в турбину могла попасть птица – это довольно частая причина выхода из строя самолетных двигателей.

Рассматривается и версия с ошибочными действиями летчиков. Однако в ДОСААФ России, на балансе которого числился самолет, заявили, что воздушное судно было исправным, а высокая квалификация пилотов, управлявших им, не оставляет никаких сомнений.

Глава Мензелинского филиала Центрального аэроклуба Татарстана ДОСААФ России Равиль Нурмехаметов: «Это были высококвалифицированные пилоты, очень известные в наших кругах. Поэтому ошибку с их стороны я исключаю практически. <…> Данный самолет вчера работал прекраснейшим образом. Сегодня перед полетами то же самое: были проверки по всем контрольным листам».

Также в организации объявили о приостановке полетов всех самолетов типа L-410 до окончания расследования.

Однако в исправности самолета есть сомнения. Как рассказал каналу РЕН.ТВ родственник одного из погибших пилотов, тот часто жаловался на неудовлетворительное состояние воздушного судна. Оказалось, что около года назад один из двигателей уже выходил из строя, но тогда летчику удалось посадить машину.

Цепочка аварий

Аварийный L-410 находился в эксплуатации с 1987 года. Сначала он летал в составе ВВС СССР, затем какое-то время был на хранении, потом машину передали в ДОСААФ и стали использовать в мензелинском авиаклубе.

За последние несколько месяцев это уже третья авиакатастрофа с участием самолета данной модели. Прошлый авиаинцидент произошел месяц назад, 12 сентября. Самолет L-410 совершил жесткую посадку в четырех километрах от села Казачинское под Иркутском. На его борту находилось 16 человек, в том числе, двое членов экипажа. В результате аварии четверо погибли, 12 человек получили травмы различной степени тяжести. По предварительной оценке, причиной катастрофы стала недостаточная техническая оснащенность площадки для посадки воздушного судна в ночное время.

Еще одна авария произошла 19 июня в Кемеровской области. Воздушное судно выполняло полеты с парашютистами в клубе ДОСААФ на аэродроме Танай рядом с деревней Журавлево. В очередном подъеме на высоте у L-410 отказал один из двигателей, и экипаж решил совершить аварийную посадку. В итоге он столкнулся с землей рядом с деревней Журавлево и разрушился. Погибли двое пилотов и двое спортсменов-парашютистов, 15 человек пострадали, пятеро попали в реанимацию. После происшествия ДОСААФ временно приостановило полеты L-410, но с 1 июля запрет был снят.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 10.10.2021 22:15
Комментарии 0
Еще на сайте
Общероссийская газета независимых журналистских расследований «Наша версия» Газета «Наша версия» основана Артёмом Боровиком в 1998 году как газета расследований. Официальный сайт «Нашей версии» публикует материалы штатных и внештатных журналистов газеты и пристально следит за событиями и новостями, происходящими в России, Украине, странах СНГ, Америке и других государств, с которыми пересекается внешняя политика РФ.
Наверх