Версия // Общество // В странах Южной Америки активно действуют боевые корабли на реках

В странах Южной Америки активно действуют боевые корабли на реках

61

Современные речные флотилии мира. Латинская Америка и Меконг

В странах Южной Америки активно действуют боевые корабли на реках
В разделе

У государств Латинской Америки есть немало отличий от остальных стран мира. Одно из таких отличий – на континенте много стран, имеющих свои военные речные флотилии. Это не удивительно. Ведь по континенту протекает самая большая река в мире. В этой статье мы расскажем, почему в вооруженных силах стран Южной Америки до сих пор присутствуют военные речных флотилии.

На далекой Амазонке

Мощные речные флотилии существующие в Южной Америке, решают разные задачи. Распределяются речные флотилии в трех районах континента.

Река Амазонка. Бразилия. Река Амазонка – крупнейшая на планете. Её бассейн – сама Амазонка и её притоки – располагается на территории трех латиноамериканских государств – Бразилии, Колумбии и Перу. Только один факт. В Амазонку впадают около 10 тысяч притоков. Более 100 из них являются судоходными. 17 притоков великой реки имеют протяжённость более 1600 км. Организационно, военной речной флотилии Бразилии на Амазонке нет. Есть 9-й Военно-морской округ ВМС Бразилии, штаб которого расположен в Манаусе. В этом городе находится база речных кораблей страны на Амазонке. На реке действуют самые разные боевые корабли. Основную ударную силу составляют мониторы. Это по бразильской классификации, на самом деле это простые речные канонерские лодки. Но, учитывая масштабы реки, на некоторых из них после модернизации установлены вертолетные площадки для посадки лёгких вертолетов. Одним из крупных речных кораблей является монитор U-17 «Parnaíba». Это ветеран бразильского флота. Монитор построили в прошлом веке в 1938 году. В 1998-1999 годах он прошел значительную модернизацию. Водоизмещение корабля 720 тонн, вооружение одно 76-мм орудие, два 40-мм автомата и 6 20-мм автоматических пушек. На мониторе есть вертолетная площадка. Среди военных кораблей на Амазонке есть три специальных госпитальных судна, например «Soares de Meirelles» U-21. Его водоизмещение 1338 тонн, длина 63 метра. Корабль оснащен лечебными кабинетами на уровне современной поликлиники. Есть на Амазонке и свой корабль управления – катамаран U-15 «Pará», водоизмещением 1060 тонн. Этот корабль также оборудован вертолетной площадкой и может брать на борт до 170 морских пехотинцев. Конечно, в состав флота на Амазонке входят и несколько сотен катеров различного назначения, в основном, патрульных. С началом XXI века на реке резко возросло количество грабежей пассажирских и грузовых судов. О пассажирском судоходстве на Амазонке смотри статью «На далекой Амазонке». Обычно такие операции против пиратов выполняются в виде патрулирования участка реки крупным военным кораблем и десятком скоростных патрульных катеров, которые могут развивать скорость до 40 узлов – около 74 км/ч. Наведение катеров осуществляется по данным беспилотников, которые запускаются с флагманского монитора группы. Иногда сводки с реки напоминают криминальные отчеты городской полиции крупного американского города. Пираты, одетые в форму сотрудников речной полиции, грабят местных бизнесменов, совершают нападения на пассажирские суда. Так, в 2011 году в 70 км от города Манауса – напомним, это база военных кораблей Бразилии на Амазонке – на реке Солимоэс, пираты совершили нападение на пассажирское судно, на борту которого находились 10 членов экипажа и 150 пассажиров. Пираты – 6 человек – вооруженные автоматическим оружием, догнали судно на моторной лодке, угрожая оружием, ограбили пассажиров, а попытавшихся сопротивляться жестоко избили. После этого заперли своих жертв в трюме и ретировались. Полиция, прибыла на место происшествия через 2 часа, когда грабителей и след простыл. В середине 10-х годов в среднем фиксировалось до двух нападений в неделю на речные суда, в том числе, зафиксированы два нападения пиратов на круизные лайнеры с туристами.

По теме

Река Амазонка. Колумбия. Вялотекущая гражданская война, которая началась еще в 60-е годы ХХ века, вынудила военных Колумбии сформировать речную военную флотилию для действий на притоках Амазонки. Задач две: борьбой с наркотрафиком на реках и борьба с партизанами. Для этого требуются скоростные, бронированные и хорошо вооруженные корабли. Точный состав неизвестен, но некоторые колумбийские источники утверждают, что на реках действуют до 120 боевых кораблей и скоростных катеров. Получается, что маленькая Колумбия обладает самым большим речным флотом в мире. Начав с переделок американских катеров, постепенно в стране построили несколько типов бронированных кораблей и катеров различного назначения. Самые большие имеют на вооружении артиллерийские орудия и вертолетные площадки, на которые могут совершать посадки лёгкие вертолеты. Часть кораблей построены еще в 50-х годах ХХ века, но постоянно модернизируются, и до сих пор в строю. В последние годы с них можно запускать беспилотники различного назначения. Есть несколько типов быстроходных катеров. Они имеют на вооружение тяжелые пулеметы и так же забронированы. Это понятно. Практически каждый перехват наркомафии сопровождается интенсивными перестрелками. Ветеранами речного флота Колумбии являются канонерские лодки – «Arauca», «Riohacha» и «Leticia» водоизмещением 180 тонн, и вооруженые двумя автоматическими пушками. Они построены еще в 50-х годах ХХ века, но постоянно модернизируются, и до сих пор в строю. Но это скорей исключение. Речной флот страны укомплектован современными скоростными кораблями и катерами. Колумбия уже предлагает свои речные корабли на экспорт, демонстрируя их на различных международных выставках вооружений. По информации латиноамериканских СМИ, Бразилия проявила интерес к некоторым образцам. В частности речь идет о тяжелом артиллерийском речном катере типа «Juan Ricardo Oyola Vera» водоизмещением 373 тонны, длиной 40 метров. Он защищен броней, вооружен 4-мя пулеметами 7,62-мм, 40-мм гранатометом, имеет вертолетную площадку и может перевозить 39 человек десанта. Основная база речного флота Колумбии – Пуэрто-Легисамо

Река Парана. Парагвай. Рассказывая о речных флотилиях стран Латинской Америки, нельзя не упомянуть Парагвай. Эта страна не имеет выхода к морю, но у неё достаточно сильный флот, с кораблями, авиацией, морской пехотой и пятью военно-морскими базами, расположенными на реках Парана, Парагвай, Пилькомайо и других. В состав флота входят канонерские лодки, тральщики, сторожевые и артиллерийские катера, десантные катера и вспомогательные суда. Всего 40 боевых кораблей и катеров и 23 вспомогательных судна и катера. Корабли флота возрастные. Достаточно сказать, что флагманский корабль – канонерская лодка «Paraguay» была принята в состав флота в 1931 году, а артиллерийский катер «Capitán Cabral» – в 1908 году. Ему 117 лет! Конечно, это скорее корабль-памятник. Основные силы флота – это современные катера постройки 90-х годов ХХ века. Одна из канонерских лодок – Р 05 «Itaipú» (одно 40-мм орудие, два 81-мм миномета и четыре 12,7-мм пулемета) – может использоваться и как госпитальное судно.

По теме

Река Амазонка. Перу. Основу относительно небольшой перуанской флотилии составляют шесть речных канонерских лодок постройки 50-х – 80-х годов ХХ века. Базируются речные корабли Перу в военно-морской базе Икитос.

Иногда страны Латинской Америки проводят совместные учения своих речных флотов. Так, в августе 2011 года в аргентинской провинции Энтре-Риос, иногда именуемой еще Аргентинской Месопотамией, прошли совместные учения Аргентины, Бразилии, Парагвая и Уругвая. Всего в учениях участвовало 11 боевых кораблей и судов обеспечения, а также авиация и подразделения морской пехоты. В качестве наблюдателя на учениях присутствовал военный атташе посольства Боливии в Аргентине.

Меконг, спокойный и не очень

Сегодня мало кто помнит, что во второй половине ХХ века одной из самых неспокойных рек, на которых бушевали настоящие сражения, был Меконг. После окончания Второй мировой войны, когда народ Вьетнама поднялся на вооруженную борьбу с французскими колонизаторами, последние сформировали из боевых катеров свою флотилию на Меконге. После ухода колонизаторов, на реке воцарился мир, но ненадолго. Вьетнам распался на два государства – Демократическая республика Вьетнам – Северный Вьетнам, контролируемый вьетнамскими коммунистами во главе с Хо Ши Минном, и Республика Вьетнам – Южный Вьетнам – контролируемый и поддерживаемый США. Боевые действия велись везде, в том числе и по берегам Меконга. Американцы подошли к делу основательнее, чем французы. Они сформировали многочисленную флотилию на реке, состоящую из около 300 боевых катеров различного назначения – патрульных, артиллерийских, десантных, транспортных, вспомогательных и т.д. Бои на реке продолжались вплоть до взятия Сайгона войсками Северного Вьетнама в 1975 году. Река протекает по территории Китая, Мьянмы, Лаоса, Таиланда, Камбоджи и Вьетнама – её длина составляет около 4 500 км. Поскольку почти все страны (кроме Таиланда) в ХХ веке были ориентированы на социалистический вектор, особых осложнений на реке не ожидалось. У каждой страны были пограничные катера для охраны границ на воде, но это никак не связано с военными речными флотилиями. Однако жизнь преподнесла неожиданную вводную. Непроходимые пороги делят судоходный Меконг на две части. Нижняя, где река течет через Камбоджу и Вьетнам. И верхняя. Это уже Китай, Лаос, Мьянма и Таиланд. В нижней части судоходство по реке безопасно. Вьетнамские и международные круизные компании организовали и весьма успешно развивают круизный маршрут Хошимин (бывший Сайгон, Вьетнам) – Сиемреапа (Камбоджа). Практически каждый год на эту линию выходят новые круизные лайнеры.

По иному выглядит ситуация в верхней части реки. С началом ХXI века на верхней части Меконга появились пираты и наркоторговцы, которые стали нападать на китайские речные суда. В 2011 году было совершено два нападения на китайские грузовые суда и убиты 13 членов их экипажей. Не надо забывать, что в тех местах находится знаменитый «Золотой треугольник», один из центров производства наркотиков. Тогда Китай остановил навигацию на Меконге. В целях обеспечения безопасности судоходства на реке, Китай, Мьянма, Лаос и Таиланд организовали и провели совместные учения. В декабре 2011 года по реке были восстановлены грузовые перевозки в сопровождении вооруженных полицейских катеров. Сегодня реку патрулирую совместные группы из кораблей и катеров четырех стран. Что интересно. Китай для патрулирования переоборудует свои грузовые суда. На них устанавливается бронированная капсула с бойницами, из которых может вести огонь из автоматического оружия подразделение морской пехоты, находящееся на борту. На носу баржи установлен крупнокалиберный пулемет. Такое переоборудование немного напоминает, как вооружались и защищались речные колесные пароходы в нашей стране во время Гражданской войны. По этому принципу переоборудованы и несколько судов Лаоса. Конечно, это не полноценная речная флотилия, но поскольку патрулирование продолжается не один год, его можно причислить к постоянно действующему соединению флота на реке. А в верховьях Меконга не спокойно Атаки на боевые корабли и транспортные суда продолжаются. Сепаратисты Мьянмы совершают обстрелы речных канонерских лодок Правительства страны.

Закончим обзор современных речных флотилий мира рассказом о новой необычной речной флотилии. Она создана в… Узбекистане на реке Аму-Дарья. По своему назначению флотилия пограничная, предназначенная для охраны границы с Афганистаном и противодействию наркотрафику и проникновению исламского фундаментализма. Правительство страны серьезно подошло к комплектованию флотилии. Кроме трех советских бронекатеров проекта 1204 и нескольких бывших советских пограничных катеров, в 2005 году на Украине были спроектированы и построены два бронекатера проекта 58150 шифр «Гюрза». Сегодня они составляют основу Аму-Дарьинской речной флотилии Узбекистана.

Заключение

Казалось бы, эпоха речных флотилий, как и боев на реке, безвозвратно прошло. Но это не так, и наличие более десятка речных флотилий (повторимся, не полицейских формирований для поддержания порядка на реках, а именно речных флотилий со специальными боевыми кораблями) опровергает это утверждение. Ведь просто так для престижа их держать никто не будет.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 03.11.2025 18:00
Комментарии 0
Наверх