На этой неделе Ростуризм огласит своё решение относительно возможного запрета в России системы бронирования booking.com. Впрочем, в ведомстве уже заранее сообщили, что запрещать или ограничивать работу «букинга» не планируют. Проблема в другом – похоже, чиновники также не планируют унифицировать законодательство для игроков туристического рынка, зато собираются потратить немалые суммы на создание конкурента иностранной системе бронирования отелей.
Периодические нападки на booking – явление не новое. В 2015 году в Федеральную антимонопольную службу обращалось турагентство «Онлайн тур». Тогда представители бизнеса отмечали, что требование booking к отельерам гарантировать самую низкую цену на рынке по факту приводит к тому, что для потребителей цены в итоге повышаются. Говоря конкретно, booking берёт достаточно высокую комиссию с отелей (18–25%), которую сами отельеры, конечно же, перекладывают на плечи потребителей.
В этот раз инициатором шумихи вокруг сервиса бронирования выступил туроператор «Свой ТС». Глава компании Сергей Войтович написал в Минкульт открытое письмо, в котором предложил ограничить работу booking.com в рамках санкционной войны.
Попытки представителей национальных турбизнесов переиграть booking с помощью политических инструментов не новы. Так, в прошлом году в Турции сервис был заблокирован по решению стамбульского суда. Изначально у истории с блокировкой тоже были исключительно экономические причины. За год до этого местный Союз турагентств инициировал антимонопольное разбирательство против booking.com по поводу пресловутой «гарантии лучшей цены». А вот до суда и блокировки дело дошло после того, как у Турции обострились отношения с Нидерландами (штаб-квартира booking находится именно в этой стране).
Кстати, антимонопольные разбирательства в отношении booking.com велись также в Италии, Швеции, Франции и Германии.
Что касается российских игроков, то их недовольство объясняется тем, что они изначально находятся в неравных с booking.com условиях. Дело в том, что отечественные сервисы, предоставляющие возможность бронирования отелей, билетов, аренду автомобилей и т.п., де-юре являются туроператорами. А значит, выполняют весь набор соответствующих обязательств: несут финансовые гарантии, производят отчисления в страховые фонды и т.д. Booking же, де-факто являющийся всё тем же туроператором, не функционирует в рамках российского операторского законодательства. «О его запрете речь не идёт, у нас нет ни полномочий, ни желания. Но есть ряд вопросов, которые нужно решать: ресурс не платит налоги, не зарегистрирован в России, поэтому непонятно, как защищены права туристов. Нужно создать российский аналог сервиса, где эти проблемы были бы решены», – заявил замруководителя Ростуризма Николай Королёв.
И действительно, российские пользователи booking по факту могут рассчитывать только на службу поддержки самого booking и на добросовестность компании. В случае же возникновения конфликтных ситуаций ни о каком страховом возмещении, положенном клиентам отечественных туроператоров, речь, конечно, идти не будет. Другое дело, что чиновники, вместо того чтобы озаботиться именно правовым регулированием booking.com, переводят тему в сторону создания собственного ресурса. Оно и понятно: делать новый проект куда как выгоднее, чем просто писать законы. Вопрос о создании российского аналога booking обсуждается уже не один год. В своё время даже называлась примерная стоимость такого проекта: около 50 млн долларов.
Дмитрий Горин, гендиректор холдинга «Випсервис»:
– Никто не собирается запрещать booking.com. У нас сегодня уже многие онлайн-ресурсы работают по схожей с booking модели, используя слоган о том, что если вы найдёте у кого-то меньшую цену, скажите нам.
Другой вопрос, что для всех нужно создавать равные правовые условия. И тогда конкуренция только поможет развитию рынка. Например, есть хорошее предложение о создании национального туристического портала, где фактически разные игроки могли бы предлагать свои сервисы.