Версия // Общество // В России сегодня в шести городах работают пассажирские электроходы

В России сегодня в шести городах работают пассажирские электроходы

40

Необычные корабли. Электрические суда на реках страны

В России сегодня в шести городах работают пассажирские электроходы
В разделе

XXI век считают веком борьбы за экологию. Что в этом больше – истинного желания помочь людям и своей планете, или планов по развитию бизнеса – каждый решает для себя сам. В судостроении и судоходстве экологичность – это строительство и эксплуатация судов с минимальными или даже нулевыми выбросами в атмосферу. В мире строятся всё больше гражданских судов, работающих на СПГ и электроходов. Последние, в основном, небольшие суда прибрежного плавания типа буксиров и небольших паромов.

В этой статье мы расскажем о типах российских речных электрических судов, о компаниях, которые их эксплуатируют и о судостроительных заводах, где их строят.

Москва

Процесс «электрофикации» небольших пассажирских судов начали в столице. Городские власти решили организовать, по сути, новый вид городского транспорта – круглогодичные регулярные линии по Москве реке. Сегодня работают уже три такие линии. Автор совершил путешествие на одном из таких электрических судов зимой, когда Москва-река была покрыта льдом – шуршание льда о борта электрохода дарят очень интересные ощущения.

Началом этой программы можно считать 2021 год, когда было объявлено о планах по созданию такого рода транспортных линий в Москве. Для работы на них были спроектированы специальные электрические суда проекта ТФРП.401. Их еще иногда называют акваавтобусы. Внешнее сходство, действительно, есть. Длина электрохода 21 метр, ширина – 6 метров, максимальная скорость хода 22 км/ч. На борт ТФРП.401 принимает 50 пассажиров, все они обеспечены спасательными средствами. После общегородского голосования, эти речные трамвайчики получили названия малых рек, которые впадают в Москву-реку – «Сетунь», «Яуза», «Пресня» и т.д. Суда удобны для пассажиров, с большими панорамными окнами, кондиционером, информационными табло. Строительство серии продолжается, и ведется на судостроительном заводе ООО «Эмпериум», расположенном в городе Отрадном Ленинградской области на реке Неве. Наряду со строительством электроходов, московская схема предполагала создание специальных пристаней для них, на которых речные трамваи-электроходы могли бы осуществлять подзарядку своих аккумуляторов. За круглую форму они получили прозвище «таблетки». Эти причалы делают в Перми, на судостроительном заводе «Пермские судоверфи».

Санкт-Петербург

По теме

Второй крупной компанией, начавшей эксплуатацию электрических пассажирских судов, стала круизная компания «ВодоходЪ», точнее её «дочка» – компания «ВодоходЪ. Пассажирский Порт». По понятным причинам, компания отказалась от организации регулярных водных маршрутов в городе (справедливости ради, нужно сказать, что мэрия Санкт-Петербурга три раза пыталась в различных вариантах организовать такой вид городского транспорта, но всё безуспешно), взяв за основу своего бизнеса экскурсионные и туристические маршруты. Базовой верфью для строительства своих электроходов «ВодоходЪ. Пассажирский Порт» выбрал ту же верфь «Эмпериум». Исторически, в Санкт-Петербурге существуют три группы экскурсионных маршрутов. Первая – это маршруты из центра города по Неве и Финскому заливу до Петергофа и Кронштадта. На них эксплуатируются суда на подводных крыльях типа «Метеор» и «Восход» и новые скоростные катамараны типов «Форт Кроншлот» и «Соммерс» проектов 04580 и 04710 соответственно. В этой статье мы рассматривать их не будем. Вторая группа – это экскурсии по самой Неве, Малой Неве, Большой и Малой Невке. Они проводятся на теплоходах типа «Москва» и «Нева» (специальная версия «Москвы» для Санкт-Петербурга) проектов Р-51 и Р-35 соответственно. Третья группа – это экскурсии и прогулки по каналам города, рекам Фонтанка и Мойка. Ширина рек и каналов и, самое главное, высота под мостами определяют габариты прогулочных и экскурсионных катеров. Основным типом на них сегодня является катер типа «Фонтанка» различных модификаций семейство проектов Р-118, Р-118В, Р-118М, 82510 и 2020.

Руководство «ВодоходЪ. Пассажирский Порт» для работы своих прогулочных электроходов выбрало прогулки по Неве. Для работы на Неве, Малой Неве, Большой и Малой Невке был выбран проект, о котором говорили достаточно давно. В своё время его предполагали к постройке на вновь возрождаемом Московском судостроительном заводе. Это проект электрохода «Москва 2.0». Головное судно этого проекта, получившее название «Стрельна», было построено на «Эмпериуме», и 22 июля 2025 года начала выполнять прогулочные рейсы по Неве с короткими выходами в Финский залив. Заряжаться «Стрельня» будет ночью, с одного из причалов в районе Петропавловской крепости от береговых источников. Конструктивно «Стрельна» взяла от своего предшественника корпус и общее расположение. Длина электрохода 33 метра, ширина 8 метров, судно берет на борт максимально до 140 пассажиров. Естественно, изменен дизайн (всё-таки с момента спуска головной «Москвы-1» прошло 56 лет), а самое главное, вместо дизеля установлен электромотор и мощные аккумуляторы. Руководство компании анонсировало строительство серии из семи судов, включая «Стрельню».

Для прогулок по каналам, Фонтанке и Мойке «Эмпериумом» были спроектирован и построен пассажирский катера-электроход «Канарейка» (названа в честь одноименной реки) типа «Мойка 2.0». В этом проекте заказчиком выступает Правительство Санкт-Петербурга. «Канарейка» прошла опытовую эксплуатацию. Длина электросудна составляет 16,5 метров, ширина – 4 метра, а высота всего 2,45 метра. По своим габаритам оно соответствует маршрутам, на которых должна работать. Вместимость «Канарейки» – 40 пассажиров. Смольный объявил, что рассматривает возможность заказа еще двух судов данного проекта.

Нижний Новгород, Пермь, Красноярск, Ярославль

По теме

«ВодоходЪ. Пассажирский Порт» постепенно внедряет свои электроходы и в других городах. Пока это в определенной степени эксперимент, который должен дать ответ на вопрос о перспективах подобных судов в других крупных городах страны. В трех городах – Нижнем Новгороде, Перми и Красноярске работают прогулочные электрические катамараны типа «ЭкоходЪ» проекта «Ecocruiser». Длина этих электроходов 31 метр, ширина 10 метров. Они берут на борт до 130 человек. Судно может работать без подзарядки 24 часа. Все три электрохода построены на верфи «Эмпериум» в Ленинградской области. Выделяется из линейки «ВодоходЪ» «Белояр» – электрический катамаран, совершающий прогулки по Волге в Ярославле. Он крупнее «Ecocruiser», а самое главное – по своей концепции – это роскошная прогулочная яхта, на верхней палубе которой расположены диваны, обитые белой кожей, хотя работает «Белояр» на обычных прогулочных линиях, как и остальные электроходы «ВодоходЪ. Пассажирский Порт». Построен «Белояр» на ярославской судостроительной верфи «Паритет-Центр» по проекту «Looker 1100H». Длина яхты-катамарана-электрохода 33 метра, ширина 10 метров. Автономность без подзарядки 11 часов. Пассажировместимость – 130 человек.

Все прогулочные электрические катамараны «ВодоходЪ. Пассажирский Порт» имеют комфортабельный крытый салон, открытую верхнюю палубу, бар, туалеты, кондиционер. Повторимся, «Белояр» отличается от катамаранов «Эмпериума» «яхтенным» дизайном и комфортом. Все электрические суда «ВодоходЪ. Пассажирский Порт» («Москва 2.0, «Ecocruiser» и «Looker 1100H») заряжаются ночью от береговой сети. В этом их принципиальное отличие от московских электрических акваабусов проекта ТФРП 401, которые производят регулярную подзарядку во время стоянки от плавучих причалах.

Другие участники

Кроме двух «грандов» пока желающих участвовать в «электрофикации» речного транспорта не так много. В Санкт-Петербурге на Неве работает на речных прогулках катамаран-электроход «Валентин Гапонцев» типа «Ecovolt» постройки всё того же «Эмпериума». Это самый первый прогулочный электроход, построенный на верфи. Его дизайн преднамеренно упрощён, но не надо забывать, что, по сути, это опытовое судно, после сдачи которого пошло серийное производство. Проект разработан инжиниринговой компанией «НПК Морсвязьавтоматика». Длина «Эковольта» 19 метров, ширина 7 метров. Он берет на борт 86 человек, и может работать без подзарядки 10 часов.

Одна из крупных круизных компании страны «Гама» из Нижнего Новгорода так же объявила о пополнении своего флота электрическим судном. «Гама» известна тем, что сделала ставку на современные колесные теплоходы. Причём колеса у них расположены в корме, по американской схеме. О современных колесниках смотри статью «Гребное колесо на реке – анахронизм, или перспективное решение?». 11 февраля 2025 года объявлено о начале строительства на Чкаловской судоверфи в Нижегородской области нового колесного прогулочного судна проекта ПКС-40.2. Это будет электроход, но с гибридным двигателем. «Гама» объявила о планах строительства пяти прогулочных судов проекта ПКС-40.2

Судостроительные заводы

Пока, если не считать ярославской верфи «Паритет-Центр» и Чкаловской судоверфи в стране действует один судостроительный завод, где серийно строятся электроходы нескольких проектов. Это «Эмпериум» из Ленинградской области. В ближайшей перспективе еще две верфи начнут работу над электрическими судами. На «Пермской судоверфи» – напомним, на ней строятся так называемые «таблетки» – причалы-зарядные станции для московских электрических речных трамвайчиков – по заказу круизной компании «ВодоходЪ» начато строительство круизного судна проекта «Байкал» для эксплуатации на одноименном озере. Лайнер строится в Перми, потом по частям доставляться в Иркутск, где на местной верфи будет осуществлена окончательная сборка судна.

Как пойдут дела, покажет ближайшее будущее.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 22.09.2025 10:06
Комментарии 0
Наверх