Возможно, система «Платон» скоро распространится не только на фуры. Представитель Федерального дорожного агентства (Росавтодор) выступил со смелой идеей обложить сбором каждый автомобиль, выезжающий на российские дороги. Но что тогда случится с транспортной связностью страны?
Прорывное предложение о распространении платы за проезд к 2030 году на все авто прозвучало на форуме Kazan Digital Week. Причём замглавы управления регионального развития и реализации национального проекта Росавтодора Денис Кирюхин аргументировал инициативу тем, что у ведомства имеются ощутимые проблемы с деньгами. «С бюджетом есть ограничения, растёт стоимость строительных ресурсов, содержания», – пояснил чиновник. И добавил: «Когда принимались законы о дорожных фондах, не учитывались современные тенденции, в том числе электроавтомобили».
Жалобу на засилье электрокаров – здесь, очевидно, функционер сетовал на то, что их водители не участвуют в содержании Росавтодора, поскольку не пользуются АЗС и пока не облагаются транспортным налогом, – вряд ли стоит считать состоятельной. По данным «Автостата» на 1 июля, в России электромобилей, в том числе и подключаемых гибридов, было всего 138,5 тыс. штук, или 0,12% от общего количества легковых авто. Получается, апелляцией к этой пренебрежимо малой величине проталкивается сбор, который покроет все 100% легкового парка?
«Это пока только в рамках обсуждения, но тем не менее», – в дополнение подчеркнул Денис Кирюхин. И, кажется, слукавил, ведь у властей уже всё фактически готово для реализации идеи.
«Платон» на низком старте
Свои рассуждения чиновник подкрепил довольно-таки детальным планом по введению тотальной платы за проезд. Этот план предполагает её распространение к 2027 году на опорную сеть автодорог, а к 2030-му предусматривает создание «бесшовной» системы взимания денег по принципу «пользователь платит». Но не слишком ли широко здесь раздвинуты «рамки обсуждения» и не слишком ли это похоже на подготовку к «платонизации» всего автомобильного трафика?
По утверждению Кирюхина, принцип «пользователь платит» «зафиксирован в транспортной стратегии», однако он упоминается в документе относительно «развития грузоперевозок», но не как основание для поборов с остальных участников движения. Впрочем, стратегия действительно содержит формулировки, которые можно трактовать как доводы в пользу функционера. Например, там речь идёт о «внедрении подходов на отдельных видах транспорта по переводу платежей и сборов на систему оплаты за километр пробега» и о «расширении принципа оплаты за использование транспортной инфраструктуры на территории Российской Федерации».
Депутат Госдумы от «Единой России» Сергей Ерёмин назвал высказанную представителем Росавтодора идею «смелой, перспективной и справедливой». Вероятно, забыв, что принцип «пользователь платит» в общем-то уже реализован: дорожные фонды страны пополняются за счёт топливных акцизов, транспортного налога и системы «Платон», тарифы которой увеличиваются с завидной регулярностью и сейчас составляют 3,34 рубля за километр. Неужели парламентарий считает «справедливым» прибавление дополнительного сбора к уже имеющимся?
А вот в Минтрансе инициативу Кирюхина не поддержали, но сделали это так, чтобы впоследствии комментарий можно было бы и дезавуировать. От лица ведомства высказался не министр, а официальный представитель структуры Николай Шестаков. По его словам, «в Минтрансе России идея введения платного проезда по всем дорогам страны не обсуждается и не рассматривается». И в самом деле, не поспоришь: пока она, видимо, муссируется только в Росавтодоре, но почему бы и самому министерству не обратиться к ней поближе к означенному 2030 году?
Неохота к перемене мест
В июле премьер Михаил Мишустин на встрече с главой Федерального агентства железнодорожного транспорта Александром Сахаровым произнёс слова, которые в равной степени можно адресовать руководителю любого ведомства, отвечающего за перемещение по стране товаров и людей.
Как тогда заявил глава кабинета, «приоритетная задача – укрепление транспортной связанности наших регионов, она стоит перед страной. На сегодняшний день бесперебойные перевозки грузов, а также пассажиропотоков являются основой развития страны, поскольку транспортная связанность, о которой говорил президент, сегодня даёт колоссальный эффект на смежные отрасли и в том числе на экономический рост».
Однако если предложение росавтодоровского чиновника будет таки воплощено в жизнь, эти слова так и останутся словами. Наверное, люди ещё сто раз подумают, чтобы навестить родственников в другой области или отправиться на собственном авто развивать внутренний туризм – к морю ли отдохнуть, на кавказские минеральные воды поправить здоровье либо полюбоваться архитектурой какого-нибудь города. Увянет индустрия грузоперевозок: коль скоро водители могучих фур не всегда справляются со счетами, выставляемыми «Платоном», то что уж говорить о малотоннажных «портерах» и «газелях»?
Но вдруг в Росавтодоре добиваются именно этого: радикального снижения интенсивности автомобильного движения? Меньше транспорта – меньше износ дорожного полотна, а меньше износ – меньше и трат на содержание всей этой инфраструктуры. А о транспортной связности пусть другие ведомства заботятся.
Рифат Шайхутдинов, первый зампредседателя комитета Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры
– У нас право на свободное передвижение граждан зафиксировано в Конституции. У нас на сегодняшний день жёстко регулируется, что при наличии платной дороги должна быть возможность бесплатного передвижения в этом же направлении. Поэтому я думаю, что инициатива не получит поддержку.
Юрий Баранчик, политолог
– Раньше мы удивлялись, почему в огромной нефтедобывающей стране бензин стоит дороже, чем за рубежом. Оказывается, с нас сдирали деньги на финансирование того же Росавтодора, не способного сделать нормальные дороги, которые не нужно ремонтировать каждый год. Теперь мы ещё должны платить напрямую за то, что приходится в пробках ездить по этим ухабам. И, заметьте, речь идёт о взимании платы за проезд по дорогам, но не об отмене топливного акциза.
Сергей Глазьев, государственный секретарь Союзного государства России и Беларуси
– Эксперты, выступающие за введение платы за проезд по автодорогам общего пользования, не знают азов экономической теории. Транспортные магистрали являются благом с большим внешним эффектом, который заключается в поддержании экономической активности благодаря связанности регионов. Чем больше и разветвлённее транспортная инфраструктура, тем больше возможностей для увеличения хозяйственных связей, производственной кооперации и мобильности занятых граждан. Строительство дорог окупается увеличением налоговой базы, поэтому дороги и строят за счёт госбюджета.
Никита Кричевский, экономист
– Дороги относятся к общественным благам, главными отличиями которых являются неисключаемость в доступе и несоперничество в потреблении. Иными словами, дороги строит и поддерживает государство для общего блага, включая экономику... Что до нас с вами, то нам можно только посочувствовать. Либо решение о платных дорогах по всей стране уже принято, либо предстоит ждать путинского окрика.
Кстати
Согласно подсчётам «Автодора», с 1 июня по 31 августа 2025 года по платным дорогам госкомпании проехали более 137 млн раз, что лишь на 1,1% больше, чем за тот же период 2024-го. При этом за прошлогоднее лето платными трассами воспользовались 135,5 млн раз – на 39% больше показателя 2023-го. Эксперты объясняют снижающуюся динамику материальным положением пользователей дорог.
В начале года «Автодор» проиндексировал тарифы на проезд по всем платным участкам. Так, поездка от Москвы до Краснодара по М-4 для легковых авто и мотоциклов подорожала на 360 рублей до – 4,6 тыс. рублей. От Солнечногорска до Санкт-Петербурга по М-11 – на 320 рублей – до 3,5 тысячи. От Москвы до первого съезда на Казань по М-12 – на 344 рубля – до 4,8 тысячи.