Версия // Общество // В первой половине 50-х годов между китайскими и американскими самолетами шли настоящие воздушные бои

В первой половине 50-х годов между китайскими и американскими самолетами шли настоящие воздушные бои

2435

Борьба за Тайваньский пролив. Начало. Бои в воздухе

В первой половине 50-х годов между китайскими и американскими самолетами шли настоящие воздушные бои
В разделе

Все политологи и военные наблюдатели согласны с тем, что в ближайшей, или среднесрочной перспективе появится ещё одна «горячая точка» в мире. Речь идёт о планах Китая на остров Тайвань, который в Пекине называют неотъемлемой исторической частью КНР. Применением силы вызовет неизбежное противостояние с США, и, весьма вероятно, большую войну на Дальнем Востоке.

Китай регулярно проводит учения своего флота и ВВС по блокаде острова, американцы и их союзники также регулярно осуществляют проход своих боевых кораблей через Тайваньский пролив, вызывая бурное неудовольствие Пекина. Но мало кто знает, что предыстория напряженности в проливе восходит к началу 50-х годов ХХ века, когда в небе над проливом происходили воздушные перехваты и настоящие бои, а в самом проливе на островах проводились десантные операции. В этой статье мы расскажем о той, уже забытой, первой части противостояния между истребителями Китая с одной стороны, и разведывательными самолетами США – с другой.

Немного истории

Начать нужно с 1938 года. Прямого отношения к описываемым событиям этот эпизод, вроде бы, не имеет, но показывает важность расположения острова Тайвань около материкового Китая. Речь об атаке советских летчиков на японский военный аэродром на Тайване. Япония вела боевые действия в Китае с 1931 года. В 1937 году они переросли в полноценную японо-китайскую войну. На Тайване японцы построили крупную авиабазу, самолеты с которой активно участвовали в боевых действиях над территорией материкового Китая. Советские летчики на бомбардировщиках СБ с китайскими опознавательными знаками на грани возможности техники той эпохи, стартовав с аэродрома в Китае, нанесли бомбовый удар по аэродрому на Тайване и благополучно вернулись на базу. Об этом смотри статью «Удар по Тайваню в 1938 году». Уже тогда было ясно стратегическое положение острова.

Еще в 1895 году Императорский Китай – династия Цин – потерпело поражение в войне с Императорской Японией. Одним из итогов той войны стало передача Японии острова Формоза (японцы сразу переименовали его в Тайвань, а пролив вместо Формозского стал Тайваньским) и Пескадорских островов (архипелаг из 64 островов. расположенный в Тайваньском проливе) На последующие 50 лет Формоза-Тайвань и Пескадорские острова стали японской колонией. Сегодня они находятся под юрисдикцией Китайской Республики.

В 20-х годах ХХ века Советский Союз поддерживал как коммунистов Мао Цзедуна, так и националистическую партию Гоминьдана Чан Кайши. Но постепенно поддержка последней уменьшалась. После Второй мировой войны за территорию Китая боролись коммунисты и гоминдановцы, СССР поддерживал Мао Дзедуна, а США – Чай Кайши. Коммунистическая армия вытеснила армию Гоминьдана с территории материкового Китая. Её остатки вместе с гражданскими сторонниками в 1949 году перебрались на остров Тайвань. Так образовались два Китая – коммунистическая Китайская Народная Республика со столицей в Пекине и Китайская Республика со столицей в Тайбее. Немного отвлекаясь, скажем, что тогда весь мир признавал только гоминьдановский Китай, и до 1971 года место Китая в ООН занимала Китайская Республика.

Инциденты в воздухе

По теме

Коммунистические власти в Пекине никогда не отказывались от суверенитета материкового Китая над Тайванем. После окончания Гражданской войны в стране ресурсов для силового захвата острова у властей страны не было, но цель воссоединения Тайваня и материкового Китая была озвучена сразу. Это дало стимул американцам проводить разведывательные полеты в зоне пролива для мониторинга ситуации, что заставило ВВС КНР активно противодействовать такой практике. В этой статье мы приведем только перечень некоторых воздушных инцидентов и даже боев, с которых, по сути, и началась «холодная война» в этом регионе.

31 июля 1952 года летающая лодка авиации ВМС США PBM-5S2 «Mariner» (противолодочная версия самолета), над Жёлтым морем была атакована парой китайских МиГ-15. В результате атаки часть экипажа были убиты, часть – ранены, но летающая лодка смогла долететь и сесть в Южной Корее. 20 сентября 1952 года патрульный бомбардировщик авиации флота США PB4Y-2S «Privateer», тоже выполняющий противолодочное патрулирование, был перехвачен и обстрелян парой МиГ-15 недалеко от китайского побережья. И в этом случае самолет смог вернуться на базу на Окинаву.

Спасение экипажа «Синих гусей»

18 января 1953 года противолодочный патрульный самолет P2V-5 «Neptune» был сбит огнем ПВО КНР около Шаньтоу. Самолет был вынужден совершить посадку на воду в Тайваньском проливе в 330 км от Тайваня. P2V-5 не выполнял противолодочную миссию. Этот «Нептун» входил в разведывательную эскадрилью VP-22 «Blue Geese» – «Синие гуси». Базировались «Гуси» на Окинаве или Атсуги в Японии. Прерванное задание разведчика включало в себя аэрофотосъемку батарей береговой обороны и зенитных батарей на побережье КНР. Полет продолжался достаточно долго – 10-11 часов. По какой-то причине они подлетели достаточно близко к зенитной батарее на малой – около 300 метров – высоте. Зенитчики обстреляли самолет, попав в левое крыло около двигателя, который от этого загорелся. Огонь постепенно переходил на фюзеляж. Экипаж подал сигнал SOS и произвел посадку на воду недалеко от острова Нанао, находящегося под контролем армии КНР. Все 13 членов экипажа (это был разведывательный самолет, и кроме летчиков и стрелков, в состав экипажа входили операторы разведывательной аппаратуры) благополучно покинули тонущий самолет на спасательном плотике. Над местом приводнения кружили три разведывательных и патрульных самолета – один «Neptune» из VP-22, английская летающая лодка Short «Sunderland» из Гонконга и американская летающая лодка HU-16 «Albatross», вылетевшая с авиабазы Кларк-филд. Они сбрасывали спасательные плотики, но их относило ветром и течением. Экипаж сбитого самолета смог воспользоваться только одним из них. К тому же двоих членов экипажа течением относило к острову, занятому китайскими военными.

По теме

Спасение экипажа «Нептуна» поручили американской Береговой охране. Возможно, потому что они профессионально отрабатывали (и отрабатывают до сих пор) подъем людей с воды. В базе Береговой охраны в Сэнли-Пойнт ( U.S. Naval Station Sangley Point ) SOS получили в 12-32 по местному времени. На этой базе находились две летающие лодки PBM-5G «Mariner», «Grumman Albatross» и «Grumman Goose». Их задача, кроме поисково-спасательных операций было обслуживание пяти навигационных станций «Loran-A», которые были установлены на островах Филиппинского архипелага. Над местом приводнения самолет прибыл в 16-30 по местному времени. На борту летающей лодки находились 8 человек – экипаж и спасатели. Приближались сумерки. Летающая лодка принимала на борт экипаж «Нептуна». Всего спасли 11 человек. Двоих отнесло к острову Нанао, где они попали в плен. PBM-5G «Mariner» пошел на взлет, но из-за усилившегося волнения на море в момент отрыва от поверхности левого поплавка, в правый двигатель попала вода. В результате летающая лодка на скорости врезалась носом в волну и разломилась на части. В воде оказываются все – и спасатели и спасаемые. Из двух экипажей выжили только трое спасателей с гидросамолета и семь из экипажа разведчика. Остальные девять человек пропали без вести. Ситуация вернулась в исходное, только утонуло уже два самолета.

Старший флотский начальник в этом районе контр-адмирал Уильямсон направил в район затопления самолетов эсминец USS «Halsey Powell» DD-686 типа «Флетчер». Над местом, где находились в воде летчики, кружил второй гидросамолет Береговой охраны, который подсвечивал это место осветительными авиабомбами для облегчения поиска морякам с эсминца. Но через четыре часа – в 22-00 по местному времени – гидросамолет спасателей, проведя более 11-ти часов в воздухе, покинул район. Экипаж эсминца совершил невозможное – все 10 человек были подняты на борт USS «Halsey Powell». Троих из них вынули из воды в 200 метрах от китайского берега. Армия Китая активно противодействовала спасению. Вторую летающую лодку, которая сбрасывала осветительные авиабомбы, обстреливали из пулеметов с берега, а второй эсминец, который был послан на спасение лётчиков – USS «Gregory» DD-802, тоже типа «Флетчер» – был обстрелян китайской береговой артиллерией.

Инциденты между китайскими и американскими самолетами продолжались. 23 апреля 1953 года пара китайских МиГ-15 перехватили морской разведывательный самолет P4M-1Q «Mercator». Китайские летчики пытались сбить разведчика, американские стрелки ответили оборонительным огнем. В тот раз никто ни в кого не попал.

Но только воздушными перехватами и боями дело не ограничивалось.

Продолжение следует

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 06.12.2024 12:00
Комментарии 0
Наверх