Версия // Общество // В Калининграде утилизировали корабль, который не могли достроить 23 года

В Калининграде утилизировали корабль, который не могли достроить 23 года

3777

«Гром», который не грянул

В Калининграде утилизировали корабль, который не могли достроить 23 года
В разделе

Морская стратегия любой страны определяется политическим курсом, выбором моряками конкретных типов кораблей, которые необходимы для реализации этого курса и возможностями судостроительной промышленности. Но есть ещё один фактор – изменение взглядов на судостроительную программу при смене Министра обороны или Главкома ВМФ. При таких кадровых сменах часто (и не только в России, но и в других странах) судостроительная программа корректируется.

Это нормально. В мирное время остановка строительство кораблей на этапе, когда уже сформирован корпус бывает крайне редко. В этой статье мы расскажем об уникальной – даже в истории нашего флота – истории, когда судостроительная промышленность в течение 23 лет пыталась спасти корабль, который бы сейчас пригодился нашему флоту.

Последние советские

Идеология формирования корабельного состава флота подразумевает, что с момента спуска на воду головного корабля нового проекта, конструкторы работают над проектом корабля следующего поколения. Если так не делать, то возникает провал. Это чревато тем, что корабли с устаревшим оружием должны отражать современные угрозы. Этот провал появился в ВМФ России в 90-х – 00-ых годах, и он с большим трудом преодолевается сегодня.

В конце 80-х годов ХХ века подходил к концу срок службы для эсминцев семейства проектов 56 и 57, БПК проекта 61 и сторожевых кораблей семейства проекта 1135. Эсминцы и сторожевые корабли – универсальные силы флота, способные решать практически весь спектр задач войны на море – борьба с подводными лодками и авиацией противника, нанесение ударов по берегу, конвоирование и охрана своих торговых судов. В конце 80-х годов конструктора предложили три проекта кораблей, которые были приняты флотом, и строительство которых началось.

Сторожевые корабли проекта 11540. Эти сторожевые корабли дальней морской зоны, способные действовать на значительном удалении от своих баз. По международной классификации – фрегаты. Серия начала строиться на Калининградском судостроительном заводе «Янтарь». К моменту развала СССР были заложены три корабля. Головной – «Неустрашимый» успел войти в состав Балтийского флота. Второй корабль, спущенный как «Неприступный» ценой невероятных усилий в «лихие девяностые» был достроен с модернизацией (дополнительно были установлены 8 противокорабельных ракет комплекса «Уран»), переименован в «Ярослав Мудрый» и то же вошел в состав Балтийского флота. Третий сторожевик, названный «Туман», достроен не был. Долгие годы его корпус находился в заводской акватории. 15 апреля 2016 года принято решение об его утилизации.

Второй сторожевой корабль (проект 1166 шифр «Гепард») был разработан как экспортный заказ для ВМФ Индии. Но так получилось, что после развала СССР индусы отказались от почти двух достроенных кораблей, и они «зависли» на судостроительном заводе в Зеленодольске (республика Татарстан). В 90–е годы самое плохое положение с кораблями было на Каспийской флотилии. Многие корабли уже выслужили свои сроки. К тому же Каспийскую флотилию поделили между Россией, Азербайджаном. Казахстаном и Туркменией. Об этих не простых временах смотри статьи «Хроника Бакинского исхода» и «Раздел Каспийской флотилии». Первый достроенный корабль по слегка измененному проекту (изначально проект был для экспорта) 11661 назвали «Татарстан». Он стал флагманом Каспийской флотилии России, но пробыл в этом качестве недолго. Второй достроенный корабль, названный «Дагестан», был уже принципиально другим. На нём, впервые в ВМФ России на крупном военном корабле, были установлены пусковые установки для ракет комплекса «Калибр-НК». Сегодня «Дагестан» – флагман Каспийской флотилии, и вместе с тремя малыми ракетными кораблями проекта 21631 шифр «Буян-М» составляют основу ракетной мощи Каспийской флотилии. Но на этом история «Гепардов» не закончилась. Один из вариантов проекта – «Гепард 3.9» – заинтересовал ВМФ Вьетнама. Сегодня Вьетнам, как и раньше, значительное количество военной техники покупает в России. Правда, часть закупок делается и в других странах, а что-то выпускается на вьетнамских заводах. Военно-морской флот Вьетнама заказал две пары фрегатов этого типа. Одна пара построенных кораблей имеет противолодочное вооружение, вторая – ударное вооружение. Ведутся переговоры о строительстве третьей паре «Гепардов 3.9»

По теме

Третий тип сторожевого корабля – проект 1244 – до развала СССР заложить не успели. Проект доработали, и как проект 12441 в Калининграде на заводе «Янтарь» был заложен сторожевой корабль «Новик».

Сторожевой корабль проекта 12441 «Новик». Шифр «Гром»

СКР проекта 11540 проектировался как корабль океанской зоны для замены кораблей проекта 1135. Для действий в закрытых морях (типа Балтийского и Чёрного), или в ближней морской зоне океанских морских театров, ВМФ России используют малый противолодочный корабль – МПК – проекта 1124 шифр «Альбатрос». Во времена СССР было построено 38 МПК проекта 1124. 12 пограничных сторожевых кораблей – ПСКР – проекта 1124П. До 1994 года было построено 38 МПК проекта 1124М. До нашего времени корабли этого проекта являются противолодочной частью соединений Охраны водного района – ОВР. В Зеленодольском ПКБ был спроектирован СКР проекта 1166. Он предназначался для продажи на экспорт. Одновременно, появился проект сторожевого корабля, который был конкурентом проекту зеленодольцев. Автором проекта было ленинградское ПКБ «Алмаз». Проект получил номер 1244, шифр «Гром». Разница заключалось в том, что у «Грома», в отличие от «Гепарда» было достаточно мощное противолодочное и ударное вооружение. Первоначально, идея заключалась в том, что 1244 должен был стать своеобразным развитием проекта 1166. У «Грома» был первый в России корпус, спроектированный по технологии малой радиолокационной заметности (технология «стелс»). Новый сторожевик имел водоизмещение 2 560 тонн, и был вооружен 18-ю противокорабельными ракетами «Оникс» (такие сегодня стоят на вооружении береговых ракетных комплексов «Бастион»), 32-мя ракетами зенитного ракетного комплекса «Полимент», восемью противолодочными ракето-торпедами комплекса ПЛУР «Медведка», одним 100-мм орудием А-190 и одним 30-мм зенитным автоматом с двумя шестиствольными пушками АК-630М1-2 «Рой». Завершал вооружение палубный корабельный противолодочный вертолет Ка-27ПЛ в ангаре. На корабле предусматривалась обзорная РЛС МР-750 «Фрегат-МА». Максимальная скорость хода сторожевого корабля составляла 31 узел – 57 км/ч. Технический проект был утвержден в 1991 году, в 1994 году уточненный проект получил номер 12441.

Метаморфозы

Планами ВМФ предусматривалось постройка трех кораблей данного типа – «Новик», «Рюрик» и «Пересвет». Головной «Новик» был заложен 26 июля 1997 на стапеле судостроительного завода «Янтарь» в Калининграде. Закладывали сторожевик с большой помпой. Один из морских чинов с гордостью заявил, что заложен первый в России современный боевой корабль XXI века. К 2000 году готовность «Новика» составила 20%. Это означает, что корпус корабля был полностью построен. После этого строительство было остановлено.

По теме

Что явилось причиной остановки строительства, доподлинно не известно. После катастрофы с АПЛ «Курск» Министерство обороны приняло новую концепцию развития флота, в частности, корабли класса корвет должны были быть более дешевыми. В новой версии доктрины места сторожевикам проекта 12441 не было «Новик» был мал для полноценного фрегата океанской зоны, и оказался слишком крупным и дорогим для корвета прибрежной зоны. Военные моряки сделали ставку на корветы проекта 20380 и 20385. Забегая вперед, скажем, что они строятся для нашего флота серийно. На сегодняшний день в строю 7 корветов проекта 20380, 2 проходят испытания, еще 3 строятся. Один корвет проекта 20385 (в дополнении к вооружению проекта 20380 он несёт ракеты «Калибр-НК») в строю, 3 строятся, на еще 2 подписаны контракты на строительство.

После того, как был заложен головной фрегат океанской зоны проекта 22350 «Адмирал Горшков» и корвет ближней морской зоны проекта 22380 «Стерегущий» строительство «Новика» было окончательно остановлено.

С кораблем надо было что-то делать. Готовый корпус отправлять на разборку было явно не по-хозяйски. Проектанты и корабелы попытались спасти корабль. Проект переработали. Получился универсал – учебный корабль – опытовое судно проекта 12441У. Новый учебный корабль предполагал обучение курсантов во время дальних походов, а функция опытового судна давала возможность проводить испытания новых образцов военно-морского вооружения и техники. Такой проект был более чем актуальным – учебные корабли проекта 887 российского флота построены в конце 70-х годов ХХ века, такой же возраст имеют и опытовые суда. Чтобы полностью уйти от ассоциации с «Новиком», в 2001 году корабль переименовали в «Бородино». Суть нового проекта заключалась в следующим. Корпус (который уже построили) и энергетическая установка сохранялась, но внешний вид корабля кардинально менялся, так как вместо помещений под вооружения появлялись учебные классы. В то же время фундаменты и подкрепления под оружие сторожевика сохранялись для монтажа новых типов вооружения для испытаний. Новый корабль должен был быть вооружен одной 100-мм артустановкой А-190, одним зенитным ракетно-артиллерийским комплексом и палубным вертолетом. В 2007 году флот принял решение о достройке корабля по проекту 12441У. Но опять что-то не сложилось. Строительство корабля по новому проекту шло «ни шатко, ни валко». 29 декабря 2014 года появилась информация об отказе флота достраивать корабль, а в апреле 2016 года было принято решение об утилизации корабля, готовность которого составляла уже 45%..

Борясь за «Новик» – «Бородино», промышленность предложила вариант переделки корабля в пограничный сторожевой корабль по проекту 1244П. но и этот вариант не заинтересовал заказчика.

Было ли правильным решение флота переориентироваться с проекта 12441 на 22380, покажет время. Расходы на строительство головного «Новика» в ценах того времени составили 172 миллиона рублей, на достройку корабля нужно было 90 миллионов. У каждого проекта были свои достоинства и недостатки. «Гром» был более дорогой, но зато его мореходность и мощь залпа 8-ми «Ониксов» значительно превосходит возможности корветов проекта 22380. Тем более, что они теперь постоянно выходят в Атлантику и Тихий океан, то есть по факту стали не только кораблями ближней морской зоны, но и океанской зоны. Этим корветам недоставало огневой мощи, поэтому появилась их модификация – проект 20385, вооруженный ракетами «Калибр-НК». Проект 12441 изначально обладал и тем, и другим.

Заключение

Известная в России компания по производству моделей кораблей «Комбриг» выпустила модель сторожевого корабля «Новик» в масштабе 1:700. Это единственная модель корабля из производственной программы компании, который не был достроен.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 29.06.2022 13:49
Комментарии 0
Наверх