Версия // Общество // В годы войны железнодорожная артиллерия была важной частью береговой обороны советского флота

В годы войны железнодорожная артиллерия была важной частью береговой обороны советского флота

5537

Линкоры железных дорог

В годы войны железнодорожная артиллерия была важной частью береговой обороны советского флота
В разделе

Есть виды вооружений, боевая жизнь которых измеряется столетиями. История стрелкового оружия насчитывает несколько сотен лет, авиации в этом году исполнится 120 лет. Но есть виды оружия, которое в своё время было очень эффективным, но по ряду причин их век был недолог – несколько десятков лет. К таким вооружениям относится и крупнокалиберная железнодорожная артиллерия.

В этой статье мы расскажем о малоизвестном оружии Береговой обороны советского ВМФ в 20-е – 40-е годы ХХ века – железнодорожных транспортерах с крупнокалиберными морскими орудиями.

Начало

Прежде, чем начинать рассказ, нужно понять, что бронепоезда и железнодорожная артиллерия – это разное оружие. Общее между ними только то, что, по сути, это пушки на рельсах. Бронепоезд – это состав из паровоза, четырех – пяти вагонов и двух платформ прикрытия. Паровоз и вагоны защищены броней (во времена Первой мировой войны говорили – блиндированы). Вооружение бронепоезда состояло из орудий калибра 76 мм – 130 мм. зенитных орудий, пулеметов и (во времена Второй мирровой войны) реактивных систем залпового огня – «катюш». Предназначался бронепоезд для действий в полосе фронта. Это был такой своеобразный танк на железной дороге. Железнодорожная артиллерия предназначалось для совершенно других задач. Одной из них был обстрел осажденных городов (такие орудия большой дальности стояли на вооружении Вермахта). В Советском Союзе морские дальнобойные орудия, установленные на специальные транспортеры, предназначались для обороны побережья.

Впервые железнодорожная артиллерия появилась во время Первой мировой войны. В то время это оружие получило развитие в кайзеровской Германии, Франции, Великобритании, Италии и в США (тогда стана называлась Североамериканские соединенные штаты – САСШ). Впервые в боевых условиях крупнокалиберную железнодорожную артиллерию применили в начале 1918 года. Париж в годы Первой мировой войны достаточно регулярно бомбили с самолетов и дирижаблей, но 23 марта 1918 года произошло нечто необычное. В городе звучали взрывы большой мощности. Взрывы от авиабомб, сбрасываемых с самолетов и дирижаблей, были значительно менее мощными, и имели скорее психологический эффект. 23 марта городу были нанесены реальные значительные разрушения. На Париж было выпущено 21 крупнокалиберный снаряд, убито 15 и ранено 36 парижан. Было разрушено несколько домов. В городе началась паника. Французская армия подняла в воздух авиацию с целью найти место, откуда велся огонь по столице Франции. Летчики обнаружили железнодорожные артиллерийские установки особой мощности в лесу под Лионом, на расстоянии 125 км от Парижа. Даже по сегодняшним меркам это весьма большое расстояние для ведения огня, тогда же оно казалось просто невероятным! Французская железнодорожная артиллерия могла достать только одно из немецких орудий. Началась артиллерийская дуэль. Несмотря на противодействие французов, обстрелы Парижа продолжались. За основу немцы взяли морское 381-мм орудие. Из-за различных конструктивных доработок длина ствола была 30 метров. Живучесть ствола составляла 50 выстрелов. После этого ствол демонтировали, возвращали на завод, где его рассверливали до следующего калибра и восстанавливали живучесть пушки еще на 50 выстрелов. Общая живучесть орудия составляла 150 выстрелов. Железнодорожная артиллерия других европейских стран (Франция, Великобритания и Италия) больших успехов в боевых действиях не достигла. В САСШ были созданы железнодорожные транспортеры с морскими орудиями большого калибра, которые предназначались для обороны крупных портов и военно-морских баз.

По теме

В царской России аналогичные работы начались с 1916 года, когда было принято решение установить, снятые с эскадренного броненосца Черноморского флота «Ростислав» орудийные станки главного калибра на специальные железнодорожные транспортеры, которые использовались для перевозки особо тяжелых и габаритных грузов по железным дорогам Российской империи. В 1917 году завершилось формирование двух отдельных морских тяжёлых батарей; но в сражениях Первой мировой войны принять участие они не успели.

В береговой обороне СССР

После окончания Гражданской войны разоренная страна должна была определиться с образцами оружия, которое необходимо было принять на вооружение. В береговой обороне дела обстояли плохо. Единственным местом, где реально прикрывалось побережье, был Финский залив, и то, из-за того, что значительная часть береговых батарей Морской крепости Петра Великого оказалась на территории Финляндии, Эстонии и Латвии, форты Кронштадта не могли эффективно контролировать Финский залив. Еще хуже обстояли дела на Чёрном море и Дальнем Востоке. После изучения возможностей, военные специалисты и инженеры предложили относительно недорогой и эффективный способ обороны побережья с помощью подвижных орудий Недорогим его дело то, что после массового сокращения флота на складах остались орудия больших калибров, снятые с эскадренных броненосцев и линейных кораблей-дредноутов. Снаряды к ним были в достаточных количествах.

Типы железнодорожных транспортеров с морскими орудиями

Проектирование морской железнодорожной артиллерии занимались в Отдельном конструкторском технологическом бюро ленинградского Металлического завода.

ТМ-1-14. Первым, в 1929-1933 годах был спроектирован ТМ-1-14 (транспортер морской тип 1 с орудием калибра 14 дюймов). Перед революцией в России заложили четыре линейных крейсера типа «Измаил» с 14-дюймовыми (356-мм) орудиями главного калибра. Были построены и спущены на воду корпуса, но достроить до 1917 года их не успели. Денег на достройку этих мощных кораблей в Советской России не было, их просто продали на металлолом. А орудия главного калибра остались. Вот их и решили использовать в первой серии транспортеров морской железнодорожной артиллерии. Максимальная дальность стрельбы ТМ-1-14 составляла 49 км. К концу 1932 года на вооружение Береговой обороны РККФ стояли 6 таких железнодорожных транспортеров. Были сформированы две батареи трехорудийного состава: батарея №6 была переведена на Дальний Восток, а батарея №11 защищала южный берег Финского залива (об этом чуть ниже).

ТМ-2-12 и ТМ-3-12. Калибр 14 дюймов был не характерен для Российского императорского флота. Главным калибром российских эскадренных броненосцев и линейных кораблей-дредноутов был 305-мм – 12 дюймов. Поэтому следующие модели железнодорожных транспортеров с морскими орудиями стали ТМ-2-12 и ТМ-3-12 (транспортер морской тип 2 и 3 с орудием калибра 12 дюймов). Следующими орудиями, которые должны были быть переставлены на железнодорожные транспортеры, стали орудия главного калибра эскадренных броненосцев, которые разбирались на металлолом. Снятые с эскадренных броненосцев «Андрей Первозванный», «Император Павел I», «Иоанн Златоуст», «Святой Евстафий» имели однотипные башенные установки главного калибра, и, соответственно, одинаковые орудия. Под эти пушки был спроектирован ТМ-2-12. Так как Металлический завод в Ленинграде был занят производством ТМ-1-14, производство новых транспортеров было передано на Николаевский завод имени Марти, тем более, что два броненосца были из состава Черноморского флота. Максимальная дальность стрельбы 305-мм орудий была 28,5 км. В течение 1933 года в Николаеве были построены 6 транспортеров этого типа. Из них сформировали две трехорудийные батареи – №7 и №8,. которые отправили на Дальний Восток.

По теме

В 1916 году от взрыва погиб флагман Черноморского флота линейный корабль дредноут «Императрица Мария». О его гибели смотри статью «Гибель черноморских линкоров. «Императрица Мария»». По разработанному академиком Крыловым проекту линкор подняли и ввели в док. Сил и возможностей восстановить его у страны не было, поэтому в 1927 году его разобрали на металлолом. Орудия главного калибра сохранили. Бытует легенда, что орудия линкора стояли на знаменитой 30-й батарее под Севастополем. Это не так. Одно орудие, как запасное, находилось на складе в Новосибирске, три были установлены на транспортере ТМ-3-12, остальные пошли на запасные части. Из этих трех орудий была сформирована батарея №9, которая была приписана к Балтийскому флоту. Судьба этой батареи очень интересна. Поскольку транспортеры были готовы в 1939 году, эту батарею переформировали в отдельный артиллерийский железнодорожный дивизион №9, который был перебазирован на полуостров Ханко, и входил в береговую оборону военно-морской базы Ханко. Перед эвакуацией гарнизона Ханко орудия были взорваны и выведены из строя без возможности восстановления, а вот сами транспортеры практически не пострадали. Чтобы ввести эти сложные боевые системы в строй, финны придумали интересный вариант. В Бизерте ржавел черноморский линкор «Император Александр III», которые белые увели из Севастополя, когда войска Врангеля эвакуировались из Крыма. Этот линкор был однотипен с «Императрицей Марией» и пушки стояли на них одинаковые. Финны через немцев вышли на правительство Виши, и купило три орудия со старого линкора. Батарея была введена в строй, и участвовала во Второй мировой войне на стороне Финляндии. После выхода последней из войны, батарею передали Советскому Союзу, где она под номером №294 входила в состав Береговой обороны военно-морской базы Балтийск. Батарея служила до 1961 года. а потом все три орудия были распределены по музеям. Один транспортер ТМ-3-12 находится в Москве, в музее на Поклонной горе, второй – в Санкт-Петербурге, в Музее железных дорог России, а третий – в экспозиции форта «Красная Горка» под Санкт-Петербургом.

ТМ-1-180 (Транспортер морской тип 1 с орудием калибра 180 мм). Тяжелые орудия, снятые со старых кораблей закончились, новые советские линкоры только строились, и их орудия проходили испытания на Ржевском полигоне под Ленинградом, где испытывались все орудия для военно-морского флота. Поэтому, чтобы не снижать темп, было принято решение устанавливать на железнодорожные транспортеры орудия несколько меньшего калибра – 180-мм. Такие пушки стояли на советских легких крейсерах предвоенной постройки – «Красный Кавказ», «Киров», «Максим Горький», «Ворошилов», «Молотов», «Калинин» и «Каганович». Максимальная дальность стрельбы была 37 км. Отличие от транспортеров первых типов было одно, но существенное. Транспортеры с пушками большого калибра могли вести огонь в определенных секторах, поэтому для стрельбы в нужном направлении необходимо было выбрать точку стрельбы. Новые транспортеры, благодаря орудию несколько меньшего калибра могли вести огонь на 360 градусов в любой точке железнодорожного пути. Всего и Николаеве построили 20 транспортеров этого типа. На Балтике воевали четыре батареи ТМ-1-180 – №№12, 18, 17, 19. На Черноморском флоте в составе Береговой обороны Новороссийской военно-морской базы воевала батарея №16. За исключением батареи №17, которая вместе с батареей №9 была взорвана при эвакуации из Ханко, остальные батареи прошли Великую Отечественную войну без потерь. Балтийские транспортеры вместе с орудиями меньшего калибра вошли в состав 101-й морской железнодорожной артиллерийской бригады и являлись самым мощным артиллерийским соединением Ленинградского фронта. За успешные действия по борьбе с немецкой артиллерией, бригада стала гвардейской. Эти транспортеры стояли на вооружении до 1961 года. Взорванная в Ханко батарея №17 была отремонтирована и вошла в строй как батарея №292. Сегодня эти транспортеры находятся в музеях: два – на форту «Красная Горка», один – в музее на Поклонной горе, один – в Севастополе, недалеко от железнодорожного вокзала.

Тактика применения

По теме

Тактика применения морских железнодорожных батарей аналогов не имеет. Рассмотрим её на примере обороны Финского залива. После революции под контролем Советской России остался только Кронштадт и часть южного побережья залива до Усть-Луги. Тогда же было принято решение кроме Кронштадта создать вторую военно-морскую базу в Усть-Луге. Оборону южного побережья залива кроме форта «Красная горка» и батареи «Серая лошадь» возложили на морскую железнодорожную артиллерию.

Есть в Ленинградской области железнодорожная станция «Краснофлотская». Это интересное место. Станция было построена в 1926 году, до 2011 года на неё приходили электрички из Санкт-Петербурга. Сегодня станция законсервирована, пассажирская платформа разобрана. Это единственная станция в Ленобласти, которую закрыли. Почему? Построили «Краснофлотскую» по двум причинам. Во-первых, для снабжения форта «Красная горка», а, во-вторых, и это главное, она была началом специальной ветки для базирования транспортеров морской железнодорожной артиллерии. Для успешной обороны побережья построили железнодорожную ветку, которая имела ответвления на станцию, где базировались транспортеры и вспомогательные поезда, и несколько специально оборудованных огневых позиций, стрельба из которых обеспечивала оборону всего южного побережья Финского залива. Дело в том, что при стрельбе с транспортера устанавливали на железнодорожное полотно специальные упоры, которые гасили огромную отдачу, возникающую при стрельбе морского крупнокалиберного орудия. Для этих целей в местах, где были оборудованы позиции, специально укрепляли грунт. Надо добавить, что эта железнодорожная ветка была невидима со стороны моря, а базовая станция хорошо замаскирована с воздуха. Каждое орудие имела свой подвижной тыл – два вспомогательных поезда, в которые входили специальные бронированные вагоны-погреба для снарядов, вагон для центрального поста управления стрельбой, пассажирские вагоны для личного состава и штаба, санитарные вагоны, вагон-кухня, вагон-склад имущества, платформа с тракторами, прожекторная платформа, платформы прикрытия. Это была береговая часть, насыщенная всевозможной техникой. Аналогичные дороги были построены в советском Приморье и под Новороссийском.

Заключение

По ряду объективных причин век железнодорожной артиллерии оказался недолог – несколько десятилетий. Огромные стальные исполины сегодня экспонаты военных и железнодорожных музеев.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 07.04.2023 10:00
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх