Версия // Общество // В 80-х годах со дна Химкинского водохранилища подняли подводную лодку

В 80-х годах со дна Химкинского водохранилища подняли подводную лодку

5647

Военные корабли на Москве-реке

В 80-х годах со дна Химкинского водохранилища подняли подводную лодку
В разделе

Читатели, жившие в эпоху Советского Союза, наверняка слышали выражение «Москва – порт пяти морей». Это действительно так. По воде из Москвы можно добраться до Белого, Балтийского, Чёрного, Азовского и Каспийского моря. По внутренним водным путям в столицу приходили не только грузовые и пассажирские теплоходы, но и военные корабли. О таких необычных визитах мы расскажем в этой статье.

Сюжет: Армия

Военные парады боевых кораблей в Москве

Военные моряки начали обживать столичную акваторию еще до строительства канала Москва-Волга (в 1947 году его переименовали в Канал имени Москвы – КиМ). О деревянных макетах военных кораблей на Москве-реке смотри статью «Необычные корабли. Деревянные макеты». Приходили ли в Москву военные корабли до Великой Отечественной войны, доподлинно не известно. По крайней мере, фотографий нет. Первые фотографии датированы 1946 годом. Тогда в Москву пришли три торпедных катера типа Г-5 и три малых канонерских лодки (МКЛ) проекта 186. Есть фотография, где они сняты на Москве-реке у Парка имени Горького. Тогда во многих городах проводили выставки военной техники СССР и поверженной Германии. Вероятно, приход торпедных катеров и малых канонерских лодок был из этого перечня.

Наступило время военно-морских парадов в Москве. Парады проводились в двух местах: на Москве-реке у ЦПКиО имени Горького и на Химкинском водохранилище. Первый послевоенный парад был проведен на Химкинском водохранилище в 1950 году. Это был, как говорят сейчас военные, статический показ. На Химкинском водохранилище в три колонны были построены боевые корабли. В первой стояли пять больших охотников проекта 122-бис, во второй – три тральщика-«стотонника» проекта 255К и три торпедных катера проекта ТД-200. В третьей колонне находились несколько малых канонерских лодок проекта 186. Следующий парад был проведен в 1963 году в день ВМФ. Среди прочих в нем принимал участие тральщик-«стотонника» проекта 255К и впервые подводная лодка М-240 серии XV. Об этой подводной лодке и её удивительной судьбе мы расскажем чуть позже.

Как мы говорили, это были статические показы, то есть корабли стояли в линиях, украшенные флагами расцвечивания. Но политическому руководству страны и флотскому начальству хотелось большего. Многие видели репортажи о праздновании дня ВМФ из Севастополя и Владивостока. Там, кроме парадного строя кораблей, проводился динамический показ со стрельбой из реактивных бомбометов и торпедных аппаратов. На глазах зрителей сторожевики проекта 1135 стреляли ракето-торпедами, в воздухе работали противолодочные вертолеты, с десантных кораблей высаживалась морская пехота и боевые пловцы. Конечно, повторить всё это на Химкинском водохранилище было нельзя, но многие элементы таких парадов моряки демонстрировали зрителям.

Парады проводились: в 1968, 1970, 1972, 1977 (год 60-летия Октябрьской революции) годах. На них в парадном строю стояли средние подводные лодки проекта 613, базовые тральщики проекта 265А, ракетные катера проекта 183Р и 205, торпедные катера проекта 206, малые десантные корабли проекта 106К, бронекатера проекта 1204, малые противолодочные корабли проекта 201М. Что интересно, вместе с боевыми кораблями в Москву на время парада приходили и белые адмиральские катера, с которых эти парады принимались. После того, как адмиралы обходили строй кораблей, начинался динамический показ. По водохранилищу проходили торпедные и ракетные катера. На одном из парадов залп из учебных торпед произвел торпедный катер на подводных крыльях Т-95 проекта 206М. В воздухе два противолодочных вертолета Ка-25ПЛ с помощью гидроакустических буев осуществляли «поиск» подводной лодки. Воздушная часть парадов состояла из пролетов над водохранилищем базовых противолодочных самолетов Ил-38 и противолодочных вертолетов Ка-25. Они прибывали на праздник с Балтийского флота и базировалась на Центральном аэродроме имени Фрунзе. Об этом аэродроме смотри статью «История московских аэропортов. Центральный Московский аэродром». Самой зрелищной частью парада была высадка морского десанта. В водохранилище выходил малый десантный корабль проекта 106К, с которого в воду выходили плавающие танки ПТ-76 и бронетранспортеры БТР-60, которые по воде достигали берега и выходили на него. Одновременно по воде проходил малый десантный корабль на воздушной подушке проекта 12321 шифр «Джейран» или десантный катер на воздушной подушке проекта 1205 шифр «Скат». Дополняло праздник водноспортивное шоу, которое проводил ДОСААФ. Почему перестали проводить в Москве такие парады, доподлинно не известно. После 1980 года военно-морских парадов не проводилось. Наиболее вероятная причина – это стоимость праздника. После одного из парадов, малый десантный корабль проекта 106К был оставлен в Москве и приписан к Центральному спортивному клубу ВМФ. Вместе с ним на базе спортивного клуба находилась одна из плавказарм финской постройки проекта 688.

ДОСААФ и Клуб юных моряков

ДОСААФ и Клуб юных моряков, речников и полярников (КЮМ, сегодня МГДМЦ имени Петра Великого) – это две организации, к которым были приписаны военные корабли. Визитной карточкой КЮМ Москвы стали «Москва», «Пограничник» и «Ленинград» – три военных корабля, переделанные под учебные. «Москва» и «Пограничник» – это бывшие базовые тральщики проекта 254, а «Ленинград» – бывший большой охотник проекта 122-бис. И если «Москву» как-то незаметно утилизировали после развала СССР, «Пограничника» в 2018 году разрезали на металл, то «Ленинград» можно было увидеть на Химкинском водохранилище до недавнего времени. Сегодня основным судном КЮМ является малый морской пассажирский теплоход «Сайма». Год тому назад к причалу КЮМ пришвартовался старый тральщик проекта 255К. Сегодня он принадлежит частному лицу. Было объявлено о планах восстановления тральщика.

ДОСААФ стал получать военные корабли в 50-е годы ХХ века. В 1955 году в Москву были переведены три бронекатера, малый охотник и катерный тральщик. Из состава Северного флота в начале 50-х годов московской организации ДОСААФ был передан сторожевой корабль «Смерч» проекта 2. Он прослужил учебным кораблем до конца 60-х годов. Отдельно нужно рассказать о подводной лодке М-240. Эта лодка типа М серии XV в декабре 1950 года была включена в состав Черноморского флота. Осенью 1955 года её перевели на Балтийский флот. В 1960 году лодка была исключена из состава ВМФ и передана московской организации ДОСААФ. Первые раз её можно было увидеть на параде на Москве-реке в 1963 году. Но досаафовцы – не моряки подводники, и однажды, после занятий, они не до конца закрыли клапана забортной арматуры. Ночью лодка затонула в акватории Химкинского водохранилища между причалами КЮМ и Северного речного вокзала….

Подъём «малютки»

Для меня эта история началась с телефонного звонка друга, с которым я учился в одной группе в Московском авиационном институте. Игорь немного странным голосом сказал, что он сейчас в гостях в доме, окна которого выходят на Химкинское водохранилище, и что они смотрят, как из воды поднимают подводную лодку. На мои слова, что сегодня не первое апреля, он ответил: «Если хочешь на это посмотреть, приезжай быстрей». Пришлось бросить все дела, сесть на троллейбус и приехать к тому месту, которое указал Игорь. Приехав, я увидел необычную для Москвы картину. Четыре танковых тягача вытаскивали подводную лодку типа М в небольшую балку на берегу водохранилища. Лодка была ржавая, вся в тине, как и положено лодке, пролежавшей несколько лет в воде. В то время удлиняли причальную линию Северного речного вокзала для пассажирских теплоходов, и, возможно, затонувшая лодка мешала будущим маневрам лайнеров. М-240 достаточно оперативно разрезали на металлолом.

Музей

В бытность Лужкова мэром Москвы, было принято решение создать в городе полноценный военно-морской музей с настоящими кораблями в качестве экспонатов. Место для музея выбрали на Химкинском водохранилище, напротив здания Северного речного вокзала. В качестве экспонатов было выбрано четыре корабля: сторожевой корабль «Дружный» проекта 1135, дизель-электрическая подводная лодка Б-396 «Новосибирский комсомолец» проекта 641Б, малый десантный корабль – экраноплан (МДКЭ) проекта 904 шифр «Орленок» и десантный катер на воздушной подушке проекта 1205 шифр «Скат». Все четыре корабля были приведены в Москву. Построили интересный музей. Единственное, что омрачает этот рассказ – по слухам, властям города не удалось договориться с владельцами «Дружного», и его, после 13 лет стояния около причала Портхладокомбината Северного речного порта, разрезали на металл.

Реалии XXI века

Читатели могут удивиться, но военные корабли и катера не ушли с Москвы-реки и в наши дни. Они переместились на Фрунзенскую набережную, к зданию Министерства обороны. Так называемый Третий дом Министерства обороны. К 2014 году было завершено его переоборудование под Национальный центр управления обороной. В том же году центр заступил на боевое дежурство. Напротив комплекса зданий пришвартован дебаркадер и несколько боевых катеров. Дебаркадер необычный. Это один из трех речных дебаркадеров, оснащенных вертолетной площадкой и пунктом управления взлетом и посадкой вертолета. Иногда на вертолетной площадке можно увидеть Ми-8. Остальные два дебаркадера (они другого проекта) – гражданские. Один стоит на Неве, второй – на Москве-реке. Рядом с дебаркадером ДБР-481 постоянно находятся два катера на воздушной подушке и две лодки типа БЛ-680. Иногда можно видеть «Раптор» проекта 03160 в «президентском» исполнении – без вооружения, и с дополнительными антеннами.

Военные моряки не уходят с Москвы-реки.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 13.05.2022 12:40
Комментарии 0
Наверх