Версия // Общество // В 1987 году американский крейсер нарушил границу СССР у Петропавловска-Камчатского

В 1987 году американский крейсер нарушил границу СССР у Петропавловска-Камчатского

5253

Инцидент у берегов Камчатки

В 1987 году американский крейсер нарушил границу СССР у Петропавловска-Камчатского
(фото: wikipedia/Bill Larkins)
В разделе

Хроника «холодной войны» богата эпизодами с нарушениями морских и воздушных границ Советского Союза. Самой известной провокацией на Дальнем Востоке стало вторжение в советское воздушное пространство «Боинга» корейской авиакомпании KAL, совершающего рейс Анкоридж – Сеул. Завершилось всё печально – лайнер сбили, погибли люди. Это послужило причиной грандиозного международного скандала, хотя очень многие аспекты этой спланированной разведывательной операции до сих пор не ясны.

Вторая половина 80-х годов на тихоокеанских границах СССР – очень горячая пора. Попытки прорывов воздушной и морской границы с разведывательными целями были регулярными. В этой статье мы расскажем об одном малоизвестном эпизоде, когда морскую границу страны нарушил американский атомный ракетный крейсер «Арканзас». Представим трех участников этого события.

USS «Arkansas» CGN-41

В 1951 году был введен в строй первый американский атомный авианосец USS «Enterprise» CVN-65 «Энтерпрайз». В каком-то смысле, это был экспериментальный корабль. В США продолжали строить авианосцы с обычными энергетическими установками. Через некоторое время американские адмиралы приняли решение, что все новые авианосцы должны иметь ядерную энергетическую установку, и спустя 24 года был введен с строй второй атомный авианосец USS «Nimitz» CVN-68 – головной в серии из 10 кораблей.

Когда был построен «Энтерпрайз», встал вопрос о кораблях охранения – атомный авианосец имел неограниченную дальность плавания, соответственно, его охрана должна была иметь атомную силовую установку. Тогда дело ограничилось строительством атомных ракетных крейсеров «Лонг Бич» USS «Long Beach» CGN-9, «Тракстан» CGN-35 «Truxtun» и атомного фрегата (впоследствии крейсера) «Бейнбридж» CGN-25 «Bainbridge». Когда началось серийное строительство авианосцев типа «Нимиц», вновь встал вопрос: какими должны быть корабли охранения – с ядерными или обычными силовыми установками. Первоначально победило мнение о продолжении строительства атомных крейсеров. Так появились атомные крейсеры типа «Вирджиния». Крейсер «Арканзас» USS «Arkansas» CGN-41 был последним, четвертым кораблем серии. После окончания строительства серии руководство ВМФ США пришло к выводу, что крейсеры данного типа дороги в строительстве и эксплуатации, и сделало ставку на ракетные крейсеры типа «Тикондерога» с обычной силовой установкой. Американский флот выбрал регулярную заправку топливом крейсера с обычной силовой установкой значительно более дорогому атомному кораблю.

Атомный ракетный крейсер «Арканзас» был заложен в 1977 году и включен в состав ВМФ США в 1980 году. Он имел водоизмещение около 9 500 тонн и скорость хода 30 узлов. Вооружение крейсера составляло две пусковые установки для стрельбы зенитными ракетами «Стандарт МР» и ракето-торпедами «Асрок», две пусковые установки для противокорабельных ракет «Гарпун», два трехтрубных торпедных аппарата, две универсальные артиллерийские установки калибра 127 мм и два шестиствольных 20-мм зенитных автомата «Вулкан-Фаланкс». На борту имелся противолодочный вертолет. Так как подпалубный ангар был сложен в эксплуатации, крейсер в 1984 году модернизировали – вертолет убрали, а на месте вертолетной площадки установили две четырехконтейнерные пусковые установки для новейших тогда крылатых ракет «Томагавк». Как и все корабли эпохи «холодной войны», «Арканзас» участвовал во многих миссиях: Крейсер был приписан к 6-му флоту США. В 1982 году он находился у берегов Ливана, патрулировал в заливе Сидра у побережья Ливии. В 1983 году «Арканзас» через Панамский канал перешёл в Тихий океан. Участвовал в обеспечении гражданского судоходства во время «танкерной войны» между Ираном и Ираком.

По теме

После окончания «холодной войны» и развала СССР командование американского флота с целью экономии средств приняло решение не проводить капитальный ремонт на крейсерах типа «Вирджиния». Более того, решили вывести из эксплуатации и утилизировать все девять крейсеров с ядерными силовыми установками. Крейсер был списан в 1998 году.

Ракетный крейсер «Севастополь» проекта 1134

В 70-х годах ХХ века Советский Союз приступил к строительству океанского флота. Отличительной особенностью советского ВМФ было отличие от всего мира в классификации кораблей. Вернулись к международной классификации совсем недавно, уже в современной России. До этого в составе советского флота были большие противолодочные корабли (БПК), большие и малые ракетные корабли (БРК и МРК), малые артиллерийские корабли (МАК) и так далее. Размытость такой классификации можно иллюстрировать на примере БПК. В нашем флоте были БПК водоизмещением от 4 500 до 10 000 тонн, то есть в этом классе числились и сторожевые корабли, и эсминцы, и крейсеры.

Важной составляющей советского океанского флота в 70-х – 80-х годах были корабли семейства проекта 1134. Всего были построены 4 корабля проекта 1134, 10 кораблей проекта 1134А и 7 кораблей проектов 1134Б и 1134БФ. Первые 4 корабля (проект 1134) были оснащены ударным оружием – двумя спаренными пусковыми установками для противокорабельных ракет П-35. Поэтому эти корабли классифицировались как ракетные крейсеры. Остальные корабли несли противолодочное вооружение – по две счетверенные пусковые установки для ракето-торпед комплексов «Метель» или «Раструб». По этой причине в СССР они классифицировались как БПК, хотя весь мир считал их ракетными крейсерами. Остальное вооружение - зенитно-ракетные комплексы, торпедные аппараты, артиллерия и противолодочные вертолеты – были сопоставимы. Исключение составлял корабль проекта 1134БФ «Азов». На нем, на месте кормового ЗРК «Шторм», был установлен первый на флоте ЗРК С-300Ф «Форт» - морской аналог знаменитого комплекса ПВО С-300.

Ракетный крейсер проекта 1134 (фото: wikipedia.org)
Ракетный крейсер проекта 1134 (фото: wikipedia.org)

Ракетный крейсер «Севастополь» был третьим кораблем в серии. Крейсер был включен в состав ВМФ в 1969 году. Первоначально «Севастополь» входил в состав Северного флота, потом, в 1981 году по Северному морскому пути он перешел на Тихоокеанский флот. Сначала «Севастополь» базировался в бухте Абрек залива Стрелок, а в 1984 году его перевели в состав Камчатской флотилии, и он стал базироваться в Петропавловске-Камчатском. В 1989 году «Севастополь» исключили из списков флота.

Пограничный сторожевой корабль «Дзержинский» проекта 1135.1

Корабельный состав морских частей погранвойск СССР формировался, исходя из задач охраны морской границы страны. На вооружении пограничников были специально спроектированные катера, переоборудованные базовые и морские тральщики, единичные корабли специальной постройки.

ПСКР проекта 1135.1 (фото: wikipedia.org)
ПСКР проекта 1135.1 (фото: wikipedia.org)

Всё изменилось, когда морских пограничников обязали охранять двухсотмильную экономическую зону страны. На Севере и Дальнем Востоке для решения этих задач требовались большие мореходные корабли, способные длительное время патрулировать экономическую зону в сложных метеоусловиях. Одним их вариантов решения этой задачи стал проект 1135.1 шифр «Нерей» - модернизированный под нужды пограничников сторожевой корабль проекта 1135 и 1135М. Противолодочные ракето-торпеды были сняты, 100-мм артиллерийская установка перенесена в носовую часть, а на корме появился ангар и вертолетная площадка. Всего планировалось построить 12 таких ПСКР. До развала СССР были построены шесть кораблей, седьмой ПСКР «Киров» был достроен и вошел в строй военно-морских сил Украины как «Гетман Сагайдачный». Так как строительство велось на судостроительном заводе «Залив» в Керчи, то в независимой Украине строительство серии прекратили. «Дзержинский» был вторым кораблем в серии. Для пограничного корабля у «Нерея» было явно избыточное вооружение. Корабль был вооружен 100-мм артустановкой АК-100, двумя зенитными 30-мм автоматами АК-630, зенитно-ракетным комплексом «Оса», двумя четырехтрубными торпедными аппаратами и двумя 12-ствольными реактивными бомбометами РБУ-6000. Дополнял вооружение вертолет Ка-27.

По теме

Прорыв границы

Можно почти наверняка утверждать, что целью вторжения американского крейсера была разведка. Границы Советского Союза и России с трех сторон прикрывают три полуострова-крепости. Названия всех трех полуостровов начинаются с буквы К. На Севере, страну прикрывает Кольский полуостров, на юге – Крымский полуостров, на востоке – Камчатский полуостров. На западе роль передового форпоста выполняет регион – анклав, название которого то же начинается с буквы К – Калининградская область. То, что полуострова – это фактически крепости, не фигура речи. Концентрация вооружений на них максимальная. На Кольском полуострове и Камчатке она включает в себя даже стратегическое ядерное оружие – баллистические ракеты на атомных подводных лодках. Всю «холодную войну» все три полуострова были предметом для тщательного интереса натовской и американской разведок. В Авачинской губе, в бухте Крашенинникова, расположен город Вилючинск – база атомных подводных лодок Тихоокеанского флота. Все атомоходы ТОФ-а, от многоцелевых лодок до «стратегов», базируются в Вилючинске. Американские субмарины дежурят на постоянной основе у выхода из Авачинской губы с конца 50-х годов. Для противодействия им у побережья полуострова развернут стационарный гидроакустический комплекс типа «Днестр». Это специальная антенна больших размеров, установленная на мертвых якорях у побережья под водой. Каждый выход атомохода из базы обеспечивается надводными кораблями Камчатской флотилии. Их задача – не дать американской субмарине «сесть на хвост» советской/российской лодке. Все выходы – это специально спланированные операции.

Можно предположить, что с помощью аппаратуры радиотехнической разведки, расположенной на крейсере, американская морская разведка хотела записать параметры работы советских РЛС или других излучающих средств. Есть ещё одна версия. «Арканзас» был оснащен мощной гидроакустической станцией, и, возможно, он помогал отслеживать своей подводной лодке выход советского атомохода. В советском и российских флотах есть понятие боевая служба, в американском – развертывание. В рамках своего боевого развертывания атомный ракетный крейсер «Арканзас» совершил практически кругосветное плавание. Заключением этого развертывания и стал поход в сторону Камчатского полуострова.

Подход крейсера к полуострову был своевременно раскрыт. О подходе крейсера знали и морские пограничники, и моряки Камчатской флотилии. Первым ему навстречу вышел ПСКР «Дзержинский». Тут надо отметить следующее. Шёл 1987 год. Годом ранее, 13 марта 1986 года, американский крейсер УРО «Йорктаун» и эсминец УРО «Кэрон» совершили первое вторжение в советские территориальные воды у берегов Крыма. Тогда никакого активного противодействия этому вторжению Черноморский флот не оказал. Знаменитый «красный навал» произошел в 1988 году. Об этих событиях смотри статью «Красный навал».

ПСКР «Дзержинский» был новейшим и хорошо вооруженным кораблем, но это был сторожевой корабль, а навстречу ему шёл крейсер в три раза крупнее него. Нарушив границу, «Арканзас» маневрировал, не обращая никакого внимания на «Дзержинского». Он стопорил ход, спускал на воду корабельный катер. «Дзержинский» ходил вокруг крейсера кругами и вел наблюдение. Когда первая часть миссии «Арканзаса» завершилась, он вышел из советских территориальных вод.

Было принято решение, что в случае повторного прихода корабля на его вытеснение выйдет ракетный крейсер «Севастополь» - корабль аналогичного класса и возможностей. Долго ждать не пришлось. По некоторым данным, во время второго подхода к нашему побережью «американец» госграницу не нарушал. Крейсеры стали маневрировать относительно друг друга. «Арканзас» мог оторваться от «Севастополя» за счет ядерной силовой установки, но, вероятно, он ещё не выполнил все свои задачи, поэтому взаимное маневрирование продолжалось несколько дней. Корабли сходились на дистанцию до 5 кабельтовых (около 900 метров) и расходились за горизонт. Иногда крейсеры лежали в дрейфе недалеко друг от друга. Закончилось все обыденно. Выполнив свои задачи, «Арканзас» на полной скорости ушёл за горизонт. Преследовать его наши моряки не стали, «Севастополь» возвратился кв Петропавловск-Камчатский.

Заключение

70-80-е годы ХХ века были очень напряженным временем для Тихоокеанского флота Советского Союза. Сбитый корейский «Боинг», имитации атак палубной авиации с авианосцев на Курильские острова, заходы американских разведывательных субмарин в Охотское море и в территориальные воды в Приморье – всё это и составляло суть «холодной войны» на Тихом океане. В череде соприкосновений ТОФ и американского ВМФ был и необычные подход крейсера «Арканзас» к берегам Камчатки

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 14.07.2022 11:54
Комментарии 1
Наверх