Версия // Общество // В 1937 году отряд американских кораблей совершил визит во Владивосток

В 1937 году отряд американских кораблей совершил визит во Владивосток

6939

Хроника одного визита

В 1937 году отряд американских кораблей совершил визит во Владивосток
В разделе

В 30-е годы ХХ века контакты советских граждан с иностранцами могли окончиться плохо, очень плохо. Но иногда, по распоряжению сверху, такие контакты разрешались, причем целому городу. В этой статье мы расскажем о визите отряда американских кораблей из состава Азиатского флота во Владивосток в 1937 году.

Сюжет: Армия

Начало

Нельзя сказать, что в довоенном Советском Союзе визиты иностранных военных кораблей не практиковались. Еще в 1925 году Ленинград с визитом посетили три новейших по тем временам (с момента их ввода в строй не прошло и года) итальянских эсминца «Leone», «Pantere» и «Tigre» – «Лев», «Пантера» и «Тигр» В следующем году, два итальянских эсминца «Palestro» и «Calatafimi» – «Палестро» и «Калатафими» – посетили Одессу. В 1934 году два польских эсминца «Wicher» и «Burza» – «Вихрь» и «Буря» посетили Ленинград. Визит продолжался несколько дней. Командование отряда на «Красной стреле» повезли в Москву на встречу и переговоры в Наркоматы ВМФ и Иностранных дел. Были и другие заходы иностранных военных кораблей.

Лето 1937 года в жизни Владивостока не предвещало никаких особых событий. Информация о визите американской эскадры пришла 15 июля в виде обычной телеграммы от начальника штаба особой Дальневосточной армии, в которой даже не указывалась дата захода. «Сообщаю для сведения. Правительством СССР дано разрешение на заход в порт Владивосток в июле месяце флагманскому кораблю США в сопровождении 4 истребителей»... Под термином «истребители» понимались эскадренные миноносцы.

В то время происходил очередной этап советско-американского сближения, и руководство двух стран согласовало этот визит. В какой-то мере он был историческим. После интервенции это был первый заход американского флота в советский порт. Визит должны были совершить корабли американского Азиатского флота.

Небольшое отступление. Между мировыми войнами, кроме Атлантического и Тихоокеанского флотов, в составе ВМФ США числился и Азиатский флот. В 20-х – 30-х годах ХХ века резко возросла напряженность вокруг Китая и стран Юго-Восточной Азии. Япония начала вооруженную колониальную экспансию, что, естественно, очень не понравилось старым колониальным державам и США. Поэтому в США, кроме двух своих флотов, был сформировал третий, который должен был обозначать присутствие США в водах Китая, и стран Юго-Восточной Азии. Это было небольшое, военно-морское соединение колониального типа. В его состав на ротационной основе входил один тяжелый и два легких крейсера, около 20 подводных лодок (их количество менялось), 10-11 старых эсминцев-флэшдекеров времен Первой мировой войны, несколько плавбаз и 30-40 летающих лодок типа «Каталина». Кроме этого в состав Азиатского флота входило несколько морских канонерских лодок и вооруженных яхт и пять речных канонерок для действия на реке Янцзы. В мирное время Азиатский флот представлял интересы США в регионе, а с началом Второй мировой войны Азиатский флот прекратил своё существование, так как часть кораблей были потоплены японским флотом, а часть успела уйти в Перл-Харбор. По большому счёту, ликвидация, а по сути уничтожение, отдельного военно-морского флота США – это еще одно поражение Америки на начальном этапе Второй мировой войны. Сегодня об Азиатском флоте в США практически не вспоминают. В военно-морской литературе есть книга У.Уинслоу с красноречивым названием «Забытый богами флот», в которой рассказывается о начальном этапе войны на Тихом океане и гибели Азиатского флота. Но в 1937 году Азиатский флот успешно решал представительские задачи, и руководством США было принято решение о выделении кораблей для первого визита в советский Владивосток из состава Азиатского флота.

Подготовка

По теме

Военный совет Тихоокеанского флота находилось в напряженном нервном ожидании. С одной стороны, визит был санкционирован Кремлем, с другой – во Владивостоке никто не знал даты визита и его длительности. Требовалось же разработать план мероприятий, в которых принимали участие не только подразделения Тихоокеанского флота, но и организации Владивостока и его жители. 20 июля телеграммой из Москвы был обозначен день прихода американской эскадры, а 24 июля поступили подробные разъяснения. Правда, и в них не было информации, сколько дней планируется стоянка американских кораблей. В результате на подготовку визита флотским и городским властям осталось только три дня. Во Владивосток должны были прийти тяжелый крейсер USS «Augusta» CA-31 и четыре эскадренных миноносца-флэшдекера USS «Alden» DD-211, USS «Barker» DD-213, USS «Whipple» DD-217, USS «Paul Jones» DD-230. Командовал отрядом адмирал Ярнелл Х.E.

Был разработан план приема американских кораблей и моряков. На все корабли были назначены офицеры связи, в задачу которых входило проводка кораблей к месту стоянки и на выход из бухты (вместо военных лоцманов), а также быть постоянным связующим элементом между командирами американских кораблей и командованием Тихоокеанского флота. По военно-морскому протоколу принято, что принимающая сторона назначает корабль – хозяин. От Тихоокеанского флота был выделен эсминец-«новик» «Сталин». Тогда в составе ТОФ крейсеров не было. Два эсминца-«новика» («Сталин» и «Войков»), переведенные из состава Балтийского флота, были самыми мощными надводными кораблями СССР на Тихом океане. Об их переводе на Дальний Восток в составе ЭОН-3 смотри статью «Экспедиции особого назначения. Первые походы».

Местом стоянки американских кораблей был назначен район к западу от Комсомольской пристани в бухте Золотой Рог. Район стоянки охранялся силами Охраны водного района ВМБ Владивосток, чтобы катера, шлюпки и кунгасы с горожанами не могли подойти к американскими кораблям.

Для схода американских моряков были выделены три городские пристани – одна для высадки на берег офицеров, и две – матросов и старшин.

По всей центральной части города были размещены специальные прилавки, на которых американские моряки могли купить сувениры – местные изделия и книги. Забегая вперед, скажем, что американцы не проявили интереса к таким сувенирам, поэтому многие прилавки оперативно закрывали. Весь город был украшен сотнями американских флагов. Американцы привыкли передвигаться на такси, но в 1937 году во Владивостоке не было ни одного таксомотора. Проблему решили по-советски. В городе и штабе флота были мобилизованы 43 легковые машины «ГАЗ» М-1, форды и часть рейсовых автобусов для перевозки американцев. Были заготовлены запасы мазута для бункеровки американских кораблей и запасы продовольствия для различных мероприятий в городе. Это тоже было сопряжено с большими сложностями. Дело в том, что в то время основным топливом для кораблей и судов на Дальнем Востоке был уголь, а флотский мазут использовали только эсминцы и подводные лодки. С продовольствием были свои сложности. В тот период во Владивостоке и Хабаровске практически не оказалось фруктов. Город мобилизовал все свои запасы продовольствия. Места, определенные для гуляний были почищены и отремонтированы. Особую, политическую проблему пришлось решать Военному совету ТОФ. Дело в том, что городе были перебои с хлебом, и, как следствие, очереди в булочные. Москва категорически потребовала «хлебные» очереди ликвидировать. Как это было сделано, доподлинно неизвестно, но, поскольку задачу решал Военный совет флота, можно предположить, что в город завезли хлеб из флотских запасов.

По теме

Культурная программа была обширной – цирк, оперетта, концерт самодеятельности Тихоокеанского флота, гуляния в Краснофлотском саду, спортивные соревнования. Во всех местах гуляния и спортивных соревнований были организованы бесплатные буфеты с прохладительными напитками и бутербродами.

Основной дипломатической частью визита (по линии Народного комиссара иностранных дел) должны был стать приемы в честь американских моряков. Таких приемов было запланировано шесть с советской стороны и один с американской, согласно нормам дипломатического протокола.

Визит

Когда план проведения визита передали адмиралу Ярнеллу (этот план был издан в виде брошюры), тот прочитав его, сказал, что русские этим планом хотят поставить визит в определенные рамки, и занять все время его эскадры. Офицер связи на флагмане капитан 2-го ранга Орлов привел эти слова в своем рапорте. Однако, по рапорту Орлова, в дальнейшем, Ярнелл, убедившись, что план выполняется чётко, без задержек, проникся к принимающей стороне известным уважением.

На третий день визита, американские офицеры стали просить показать им корабли флота и организовать экскурсию по городу. В показе аэродрома им было отказано. Им были показаны эсминец «Сталин», подводную лодку Щ-116 и военно-морской госпиталь. Во время экскурсии (судя по всему, американцы хотели осмотреть укрепления Владивостокской крепости) на город опустился такой плотный туман, что видимость из окна автомобиля составляла 20 – 50 метров. Сама природа помогла сохранить военную тайну. Начальник штаба отряда американских кораблей даже говорил о возможности второго визита, чтобы осмотреть всё, что интересовала американских моряков. О Владивостокской крепости смотри статью «Щит и меч Владивостока».

Эсминец «Сталин» встретил отряд американских кораблей в обусловленной точке, и провел их в бухту Золотой Рог. Официальные визиты (а их было запланировано много), продолжались по 10-15 минут. Более длительными были не менее многочисленные банкеты. Особенностью, удивившей американских моряков и унтер-офицеров, было то, что на банкетах для личного состава присутствовали советские офицеры в ранге до капитана 1 ранга включительно. Экипажи кораблей посещали цирк, театр, смотрели советские фильмы. Как водится, были и спортивные соревнования между американскими и советскими моряками. Правда, от части соревнований, например, по футболу, плаванию эстафетой и некоторым другим видам спорта, американские моряки отказались.

Чтобы показать боеспособность Тихоокеанского флота, во время стоянки американских кораблей, мимо них, якобы для выхода на боевую службу прошли подводные лодки типа Л и Щ, сторожевые корабли и эсминец. Был организован пролет бомбардировщиков ТБ-3 в сопровождении истребителей И-16. По протоколу, было организовано посещение крейсера «Augusta» и эсминцев нашими моряками.

Визит продолжался пять дней. Каждая сторона достигла того, что хотела. Для американцев было важно оценить боеспособность Тихоокеанского флота, и его возможность противостоять возможным десантам японской армии на побережье Приморья и Камчатки. Советской стороне важно было показать некоторые типы кораблей, входящих в Тихоокеанский флот, не раскрывая его численности и возможности береговой обороны.

Заключение

Не надо забывать, что шёл 1937 год. Репрессии в стране бушевали и до визита американцев, и визит стал дополнительным фактом в обвинении военных «в контрреволюционной деятельности и шпионаже» и их арестах. Из причастных к визиту был арестован и расстрелян капитан 2 ранга Н.М. Орлов. Сколько было арестовано из-за визита американцев жителей Владивостока – неизвестно, но часть горожан в последний день визита посетили американские корабли.

Этот визит американской эскадры во Владивосток был первым из двух за всю историю СССР. Второй состоялся в 1990 году. Но это была уже совсем другая история.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 15.01.2022 10:00
Комментарии 0
Наверх