Одну такую разработку представили в ходе выставки «Интерполитех-2016» профессор кафедры эксплуатации транспортно-технологических машин и комплексов инженерного факультета АГЗ МЧС России Михаил Гомонай и лейтенант Алексей Хмелёв. Она позволит эвакуировать людей из зданий высотой свыше 24 метров.
– Машина подъезжает к зданию, развёртывает батут и поднимает его на нужную высоту вплоть до 5-го этажа, – рассказывает профессор Михаил Гомонай. – Наличие сеток с различной эластичностью позволяет плавно гасить инерционные силы выпрыгивающих людей. Затем с опорной площадки посредством гибких лестниц или специальных спасательных рукавов они спускаются на землю сами или с помощью пожарных. В случае большого количества людей или если они малоподвижны, эластическая площадка может быть опущена до самой земли. После этого она будет снова поднята на заданную высоту, и операция по эвакуации продолжится.
Помимо этого, по словам профессора, площадка имеет светящуюся ленту, а в центре светящийся круг, что совсем не лишне в тёмное время суток. Такие дополнения позволят людям, попавшим в беду, лучше ориентироваться. Испытания новинки могут начаться уже в следующем году.
Дорога на север
Курсант академии Иван Дегтярёв под руководством профессора Гомоная разработал принципиально новую конструкцию дорожной машины многофункционального назначения для работы в северных регионах страны.
В отсутствие дорог передвигаться в северных широтах приходится прямо по снежной равнине. Однако гололёд, накат и рыхлый снег на дорожном полотне затрудняют движение. Для решения этой проблемы авторы идеи предложили использовать для увлажнения снежной массы температуру выхлопных газов, а для её перемешивания –
специальный рыхлительный ролик с приводом. Машина оборудована отвалом, с помощью которого она способна разровнять снег, а его уплотнение происходит посредством гусениц машины и катка, причём перед катком снежная масса увлажняется посредством воздействия на неё температуры выхлопных газов двигателя. Таким образом аппарат способен не только прокладывать дороги, но также производить планировку площадок для малой авиации и сооружения зданий, становясь незаменимым в условиях Арктики.
Робот-разведчик проникнет повсюду
– После аварии на шахте «Северная» в Воркуте мы поняли, что спасателям очень не хватает механизма, который мог бы проводить разведку в очень плотной структуре завала, – рассказывает начальник научно-исследовательского отдела академии Тимофей Сулима. – Все существующие разведчики – воздушные, наземные – не приспособлены для этой задачи. Потому было решено изобрести новое устройство.
Длина робота составит не более метра, толщина – до 6 сантиметров. Гибкая конструкция позволит ему разворачиваться вспять на площади всего 20х20 сантиметров.
– Главную составляющую – «мозги» будущего робота – уже начали разрабатывать, – говорит Тимофей Сулима. – Надо, чтобы он смог доползти до назначенной точки, просачиваясь в любую доступную щель. Там с помощью газоанализатора он сможет определить степень опасности, чтобы спасатели могли принять правильное решение.
Авторы идеи обещают, что уже в 2018 году работающий прототип может быть представлен спасателям для оценки.