Версия // Общество // Украинские военные 20 лет назад сбили российский пассажирский самолёт: почему за это никто не ответил

Украинские военные 20 лет назад сбили российский пассажирский самолёт: почему за это никто не ответил

2261

Похоронены в море

Украинские военные 20 лет назад сбили российский пассажирский самолёт: почему за это никто не ответил
(фото: wikimedia commons/Gleb Osokin)
В разделе

Тема крушения российского самолёта Ту-154 4 октября 2001 года до сих пор является неприятной для Украины. Родственники погибших получили компенсации, однако юридически вина Украины признана не была. Члены семей жертв катастрофы считают это большой несправедливостью, а эксперты винят украинские власти в инфантилизме.

Ровно 20 лет назад, в октябре 2001 года, в Чёрное море рухнул российский пассажирский самолёт Ту-154 с 78 людьми на борту. Лайнер авиакомпании «Сибирь» выполнял полёт по маршруту Тель-Авив — Новосибирск, никто из находившихся на борту людей не выжил.

В тот день украинские военные проводили в Крыму учения войск ПВО. В рамках учений проходили показательные стрельбы из комплексов С-200 и С-300, в результате одна из выпущенных ракет попала в пассажирский самолёт и привела к его крушению. Самолёт упал в море через 1 час 45 минут после взлёта.

Межгосударственный авиационный комитет по итогам разбирательства заявил, что в лайнер попала ракета, выпущенная из комплекса С-200В. Снаряд был выпущен украинской зенитной ракетной бригадой. Роковая ошибка, ставшая причиной гибели 78 человек, привела к отставке министра обороны Украины Александра Кузьмука. Киев выплатил России компенсацию в размере 7,8 миллиона долларов, выплаты также были получены Израилем, так как граждане этой страны тоже находились на борту. Несмотря на выплаченные компенсации и извинения властей, юридически Украина не была признана виновной в трагедии.

Отмахнулись от обвинений

На момент крушения самолёта президентом Украины был Леонид Кучма, который, комментируя случившееся, отметил, что ошибки бывают у всех. Слова политика в беседе с «360» напомнил эксперт Центра военно-политической журналистики Владимир Орлов. Он отметил, что у украинских властей «слишком много ошибок», и каждый раз они пытаются назначить виноватым кого угодно, кроме себя. Эксперт напомнил о желании Украины получить от США новые системы ПВО, и шанс на передачу вооружения действительно есть. Вместе с этим, по мнению Орлова, поведение украинских властей может изменить ситуацию, так как США, несмотря на своё отношение к России, вряд ли доверит такие сложные системы «неадекватам».

Как отметил эксперт, украинским властям свойственно инфантильное поведение: после крушения Ту-154 были проведены некие внутренние расследования и последовали отставки, но «позиция инфантилизма» присутствовала как тогда, так и сейчас.

Орлов предположил, что если бы в крушении самолёта была виновата российская сторона, реакция международного сообщества была бы другой. «Тут даже не нужно сомневаться, что Россию бы обвинили во всех смертных грехах», - считает эксперт. Он напомнил, что против России ведётся гибридная информационная война.

Эксперт Ассоциации военных политологов Андрей Кошкин в беседе с журналистами отметил, что в ситуации с крушением Ту-154 присутствовал обман с украинской стороны. Тогда главу украинского Минобороны попросили посчитать ракеты, и он заверил, что все снаряды на месте. Кучма при этом заявил, что ошибки случаются у всех. По мнению эксперта, между официальными лицами существовала определённая договорённость: изначально причастности Украины отрицалась, а затем, когда отрицать очевидное стало нельзя, повели себя «как ведут все последние 20 лет».

По теме

Кошкин уверен, что украинские власти не провели отставки, связанные с крушением самолёта. «Были отставки, которые якобы характеризовали наведение порядка», - добавил эксперт.

«На учениях были пьяные люди»

Сын одного из погибших пассажиров Борис Калиновский в беседе с «Комсомольской правдой» рассказал, как родственники жертв в течение многих лет пытались добиться справедливости. По словам мужчины, участвовавшие в учениях украинские офицеры заговорили с журналистами о трагедии уже после выхода на пенсию. По их словам, в учениях принимали участие нетрезвые люди. Сам Калиновский предполагает, что выпивали не те военные, которые произвели пуск ракеты, а их руководство, которое должно было следить за ходом учений.

Кроме того, была установлена слишком маленькая зона ограничений вокруг проведения учений – всего 70 километров. При этом у использованных в ходе стрельб ракет радиус действия составляет 300 километров, отмечает Калиновский. Он добавил, что на время проведения учений Украина должна была перекрыть международную воздушную трассу, но это обернулось бы необходимостью компенсировать авиакомпаниям затраты, связанные с облётом опасной зоны.

Через полгода после крушения был создан Фонд помощи семьям погибших пассажиров рейса 1812, который возглавил Калиновский. Семьи погибших подали коллективный иск в Печерский районный суд Киева, требуя от Украины компенсировать моральный вред. В итоге деньги Украина выплатила, но не по суду, который через шесть лет разбирательств завершился отказом в иске, а по договору с РФ «Об урегулировании претензий». В итоге Россия получила 7,8 миллиона долларов, Израиль 7,5 миллиона долларов или по 200 тысяч долларов за одного погибшего. Эта сумма в те времена была эквивалентна примерно 6 миллионам рублей или стоимости трёхкомнатной квартиры в Новосибирске. Выплаченные компенсации большинство семей направили именно на решение жилищного вопроса.

Калиновский отметил, что тогда родственников погибших задел тот факт, что Украина позиционировала эти выплаты как гуманитарную помощь, а не компенсации. Да и сами выплаты поступили лишь в 2005 году, через четыре года после крушения самолёта. Семьи жертв, в свою очередь, через суд хотели добиться официального признания вины Украины. Киев предоставил выводы своего института судебных экспертиз, в них отмечалось, что военные в случившемся не виноваты – согласно расчётам, снаряд не мог долететь до самолёта, и тот упал непонятно от чего. Эти выводы возмутили родственников погибших.

Уголовного преследования непосредственных виновников трагедии родственники погибших также не дождались – в 2004 году Генпрокуратура закрыла дело, и Верховный суд страны признал это решение законным.

Помимо родственников жертв, с Украиной пыталась судиться авиакомпания «Сибирь», которой принадлежал лайнер. В этом случае разбирательство затянулось на семь лет, и суд снова подержал украинскую сторону. Калиновский вспоминает, что украинская сторона настаивала, что ракета, попавшая в самолёт, была российской. Снаряд действительно был произведён Россией, но выпустили его украинские военные.

Родственники жертв считают, что помочь доказать вину Украины могли данные американских и французских спецслужб. Сразу после крушения самолёта США и Франция заявили о вине Украины, но официальных данных в суд предоставлено не было. Таким образом, украинская сторона выплатила компенсации, чиновники принесли извинения, но фактически никто наказан не был.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 04.10.2021 16:30
Комментарии 0
Общероссийская газета независимых журналистских расследований «Наша версия» Газета «Наша версия» основана Артёмом Боровиком в 1998 году как газета расследований. Официальный сайт «Нашей версии» публикует материалы штатных и внештатных журналистов газеты и пристально следит за событиями и новостями, происходящими в России, Украине, странах СНГ, Америке и других государств, с которыми пересекается внешняя политика РФ.
Наверх