Версия // Колумнисты // «Свято место»

«Свято место»

40
Оксана Каньшина, группа «Полчаса до весны»
В разделе

Ещё один удивительный день из моей жизни. Меньше чем за сутки видео во всех соцсетях «Полчаса до весны» набрало суммарно 170 тыс. просмотров. И взлетел подкаст про Пугачёву, а не про популярных ныне Самойлову или Кадышеву. При этом две трети комментариев к нему выглядит так: «Не смотрел и не буду!».

Алла Борисовна уехала, а те, кто раньше ходил на её концерты и знал песни наизусть, язвят в адрес певицы. Вот вроде место её освободилось, да никому оно не по зубам. Не занято. Давайте разбираться, что, зачем и почему.

1. О комментариях «Не смотрел и не буду!». Их оставляют по нескольким причинам.

Потребность заявить о своей позиции. Для таких людей важно не обсудить содержание, а обозначить свою принадлежность к «правильному» лагерю. Сам факт комментария – это акт самоидентификации: «Я не с вами, я против этого».

Эмоциональная реакция на триггер, каковым стало имя Пугачёвой. Комментаторам кажется, что сама тема требует их немедленного осуждения или одобрения.

Это своего рода цифровая перекличка. Оставив такой комментарий, человек сигнализирует «своим», что он в строю, что он разделяет «правильные» взгляды. Это элемент групповой сплочённости через отрицание.

2. О том, что «взлетело видео про Пугачёву, а не про популярных ныне...». Это потому, что Алла Борисовна не просто певица. Она архетип, символ ушедшей страны и ушедшей свободы.

3. Почему место Пугачёвой «не по зубам» и «не занято»?

Масштаб личности. Пугачёва была продуктом уникального времени – позднего СССР и лихих 90-х. Это была эпоха, когда можно было стать народной без админресурса, исключительно талантом, харизмой и дерзостью. Она прошла путь от певицы в Госконцерте до абсолютно самостоятельной, могущественной фигуры, построившей свою империю.

Культурный код. Её песни, образы, поступки были вплетены в ДНК нескольких поколений. Она была «своей» для самых разных социальных групп – от интеллигенции до рабочих. Создать такое в нынешнее фрагментированное время (когда у каждого своя «пузырьковая» культура в соцсетях) практически невозможно.

Отсутствие контекста. Сегодняшняя система создания «звёзд» – часто вертикаль, административный ресурс. Это не делает исполнителей менее талантливыми, но лишает того флёра «самостоятельности», «бунтарства» и всенародного, почти стихийного признания, которое было у Пугачёвой. И сколько денег в Шамана ни вкладывают, ничего не выйдет.

Так мой подкаст стал не просто обсуждением интервью, а лакмусовой бумажкой, которая проявила огромный пласт общественных настроений – ностальгии, боли, разочарования и злобы. И в этом сила контента.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 09.11.2025 07:00
Комментарии 0
Наверх