Версия // Общество // Современные разведывательные корабли интегрированы в единую систему

Современные разведывательные корабли интегрированы в единую систему

11251

История кораблей ОСНАЗ. Всевидящее око


Фото: wikipedia/Siegler
В разделе

В разгар «холодной войны» радиоэлектронная разведка стала неотъемлемой частью борьбы на море. Стало понятно, что для длительных походов необходимы специально спроектированные корабли. Переоборудованные из гражданских судов разведывательные корабли не имели нужной автономности и не могли обеспечить личному составу необходимых условий обитаемости.

Флоту были необходимы разные разведывательные корабли специальной постройки – большие, средние и малые. О таких кораблях в советском и российском флотах мы расскажем в этой статье.

Большие разведывательные корабли

Первыми БРЗК, спроектированными специально для ОСНАЗ, были корабли проектов 394В и 994. В качестве основы при проектировании использовался большой морозильный рыболовный траулер типа «Маяковский» проекта 394. Всего в СССР было построено 226 таких траулеров. Вероятно, сработала привычка, и военные моряки не стали проектировать корабль «с нуля», а взяли за основу проект рыболовецкого БМРТ. Но в отличие от кораблей первого и второго поколений, прототип был значительно больше (водоизмещение 3 800 тонн), и, самое главное, «перепрофилировали» его ещё на бумаге. Получился большой океанский разведчик, способный вести разведку во всех океанах планеты. Об участии БРЗК проекта 394В в наблюдении за Фолклендской войной смотри статью «Приключения советских рыбаков у берегов Аргентины». Всего было построено шесть БРЗК проекта 394В/994 - по два на Черноморском («Кавказ», «Крым»), Северном («Закарпатье», «Запорожье») и Тихоокеанским («Забайкалье», «Приморье») флотах. Все они были исключены из состава ВМФ в период с 1993 по 1997 годы.

Большие разведывательные корабли хорошо вписались в структуру ОСНАЗ. Поэтому на смену первому поколению таких кораблей пришло второе. Начиная с 70-х годов ХХ века, было принято два важных решения. Во-первых, все разведывательные корабли стали проектироваться на основе самостоятельных проектов. Во-вторых, разведывательные корабли (естественно, без оборудования) стали строиться в Польше. Это было политическое решение Советского руководства – часть номенклатуры десантных кораблей, разведывательные корабли, гидрографические и океанографические исследовательские суда, госпитальные суда, часть номенклатуры учебных кораблей и катеров и другие типы вспомогательных судов строить в рамках Варшавского договора в ГДР и ПНР.

ГИСУ «Челекен» проекта 861 (фото: wikipedia/А.Бричевский)
ГИСУ «Челекен» проекта 861 (фото: wikipedia/А.Бричевский)

Так появился БРЗК проекта 1826, шифр проекта «Рубидий». Это были корабли водоизмещением 4 600 тонн. Впервые они стали нести оборонительное вооружение – одну шестиствольную автоматическую пушку АК-630, ПЗРК «Стрела-2» и гранатомет МРГ-1 «Огонёк». Так же впервые, кроме аппаратуры радиоэлектронной разведки, на кораблях проекта была предусмотрена аппаратура звукоподводной связи и противодиверсионная гидроакустическая станция. Всего были построены четыре БЗРК проекта 1826 – «Лира», «Азия», «Прибалтика», «Беломорье». На Северном флоте служили «Беломорье» и «Лира», на Тихоокеанском – «Азия» и «Прибалтика». Сегодня службу несут БРЗК «Беломорье» и «Прибалтика»

По теме

Печальная судьба атомного исполина

Автор не знает, почему было принято решение о создании БАРЗК «Урал» проекта 1941 шифр «Титан». Вероятно, это были какие-то внутриведомственные интриги. Официально он был построен для отслеживания американских ракетных пусков с полигона в южной части Тихого океана. Зато можно точно утверждать, что самая большая болезнь советского флота под названием неготовность береговой инфраструктуры сыграла свою роль. Дело в том, что в строй вводились современные корабли, а о береговой инфраструктуре никто не думал. Корабль приходил на флот, а причала с подачей электричества и воды для него не было. Также не были построены жилые дома для офицеров и мичманов нового корабля. Хорошо, если корабль серийный, и не очень большой. А если он огромен? Требуется построить несколько типовых домов для семей экипажа, выделить места в детских садах и школах. К сожалению, в практике позднего СССР очень часто случалась так, что корабль без береговой инфраструктуры расходовал свой моторесурс и быстро списывался.

МРЗК «Жигулевск» проекта 503Р в Балтийске
МРЗК «Жигулевск» проекта 503Р в Балтийске

СРЗК «Василий Татищев» проекта 864 в Балтийске
СРЗК «Василий Татищев» проекта 864 в Балтийске

«Урал» был заложен в 1981 году, сдан флоту в 1989 году. Столь долгий срок постройки объясняется проблемами с доводкой сложной аппаратуры. По некоторым данным, за основу корпуса будущего разведчика был взят корпус балкера. Все большие «космические» корабли создавались на основе корпусов балкеров, а «Урал» должен был отслеживать объекты в ближнем космосе. Его главная энергетическая установка была идентична той, что стояла на тяжелых атомных ракетный крейсерах проекта 1144 и 1144.2 шифр «Орлан». Так же, как и на ракетных крейсерах, была и обычная вспомогательная энергетическая установка. Корабль нес оборонительное вооружение и вертолет Ка-27. Водоизмещение корабля составляло 36 500 тонн. Экипаж «Урала» состоял из 890 человек, из них более 400 – офицеры и мичмана. Именно столько квартир должны были построить в месте базирования корабля. На корабле были смонтированы несколько самых мощных на то время ЭВМ «Эльбрус» и ЕС-1046. Кораблю присвоили официальное название ССВ-33.

В 1989 году БАРЗК «Урал» совершил 59-дневный переход на Тихоокеанский флот. Базировался «Урал» в поселке Тихоокеанский, он же Фокино. Произошло то, что должно было произойти – береговая инфраструктура не была подготовлена, несмотря на столь долгий срок строительства корабля. У «Урала», как впрочем, и у двух тихоокеанских авианосцев, не было своего причала необходимой длины, поэтому атомный разведчик большую часть своей недолгой службы находился на рейде в заливе Стрелок. «Урал» стал флагманским кораблем 38 бригады ОСНАЗ Тихоокеанского флота. Парадокс – «Урал» не совершил ни одного похода к атоллу Кваджалейн (там располагался ракетный полигон США), ради чего он проектировался. Но, стоя на рейде залива Стрелок, благодаря своей мощной аппаратуре он контролировал всю северную часть Тихого океана. В 1990 году на корабле произошел пожар. Денег на ремонт не было. В 2001 году «Урал», совершивший только один поход, был исключен из списков флота. Утилизация корабля началась в 2010 году. Так закончилась служба самого большого в мире уникального разведывательного корабля. Американские адмиралы вздохнули спокойно.

Средние разведывательные корабли

СРЗК самые массовые разведчики на флоте. Прежде чем говорить о специально спроектированных кораблях третьего поколения, расскажем о двух проектах переделанных в разведчики вспомогательных судов ВМФ, Следует упомянуть о серии кораблей проекта 850. Они были построены в Польше. Это экспедиционные океанографические суда. Было построено 11 единиц, три из которых по проекту 850М были переоборудованы в корабли ОСНАЗ. Два из них – «Гавриил Сарычев» и «Семен Челюскин» служили на Тихоокеанском флоте, один – «Харитон Лаптев» - на Северном флоте.

По теме

В Польше была построена серия гидрографических судов проекта 861. Строили их в Гданьске на верфи «Сточни Полночни». Серия была большая – 32 судна. Для ВМФ СССР было построено 29 судов Это были мореходные корабли неограниченного района плавания водоизмещением 1 500 тонн. Часть из них – 12 судов - переоборудовали по проекту 861М в СРЗК. Дело в том, что проекты специально спроектированных разведывательных кораблей только разрабатывались, а корабли были нужны уже сейчас. В определенной мере повторялась история с кораблями второго поколения. Из вооружения на борту имелись ПЗРК «Стрела». На Черноморском флоте несли службу «Экватор», «Юпитер», «Кильдин», «Лиман» и «Океан». На Северном флоте – «Архипелаг», «Находка», «Пелорус» и «Селигер». На Тихоокеанском флоте – «Ильмень», «Вега» и «Рыбачий». Сегодня в строю остались два СРЗК этого проекта - «Кильдин» и «Экватор».

СРЗК «Иван Хурс» проекта 18280  в Севастополе
СРЗК «Иван Хурс» проекта 18280 в Севастополе

С этими кораблями связана единственная потеря корабля ОСНАЗ. В 2017 году черноморский СРЗК «Лиман» стоял на якоре у пролива Босфор. «Лиман» был переоборудован в разведчик по индивидуальному проекту. Корабль был боевой, обеспечивал получение информации во время операции НАТО против Югославии. Задачей «Лимана» было наблюдение за проведением в Черном море маневров НАТО «Морской щит». Осназовцы ждали прохода через Босфор американского эсминца. В густом тумане в СРЗК врезалось судно для перевозки скота «Youzarsif H», которое шло под тоголезским флагом. «Youzarsif H» перевозил 8 000 овец. На скотовозе не обращали внимание на сигналы СРЗК и врезались в разведчик. Получив пробоину «Лиман» затонул. Все члены экипажа были спасены турецкой Береговой охраной. После трагедии на место гибели были направлены вспомогательные суда Черноморского флота и корабль Главного управления глубоководных исследований «Селигер», который уничтожил под водой секретное оборудование. Подъем старого корабля был признан экономически невыгодным.

СРЗК «Приазовье» проекта 864 в Севастополе
СРЗК «Приазовье» проекта 864 в Севастополе

В начале 80-х годов произошел резкий скачок в развитии гидроакустических средств сверхдальнего обнаружения подводных лодок. Появилась возможность создать надводные корабли с мощными гидроакустическими станциями. В СССР конструкторы пошли двумя путями. Начались работы по созданию специализированных кораблей гидроакустической разведки – кораблей освещения подводной обстановки КОПО. В СССР был построен единственный корабль проекта 12884 шифр «Гофри» «Приднепровье» ССВ-189. Готовый корабль был передан Украине, переоборудован в корабль управления и переименован в «Славутич». После 2014 года этот корабль стоит в Севастополе. Второй путь заключался в создании многоцелевого корабля, способного проводить как радиоэлектронную, так и гидроакустическую разведки. Так появились корабли проекта 864 шифр «Меридиан». Это корабли водоизмещением 3 400 тонн, с неограниченной мореходностью, имеют оборонительное вооружение из двух шестиствольных автоматических пушек АК-306М. В Польше было построено 7 кораблей этого проекта. Они сейчас являются основой российского флота ОСНАЗ. Вместе с БРЗК проекта 1826 они входят в «Единую государственную систему освещения надводной и подводной обстановки». На Балтийском флоте несут службу СРЗК ССВ-520 «Адмирал Фёдор Головин» и ССВ-231 «Василий Татищев». На Черноморском флоте служит ССВ-201 «Приазовье». На Северном флоте - ССВ-175 «Виктор Леонов» и ССВ-169 «Таврия». На Тихоокеанском флоте - ССВ-535 «Карелия» и ССВ-208 «Курилы». Регулярные походы «Виктора Леонова» к американским военно-морским базам для корректировки акустических портретов американских атомоходов сильно нервируют командование американского флота.

Российское продолжение

К началу XXI века флот ОСНАЗ значительно поредел. Корабли первого и второго поколения были списаны ещё в конце советской эпохи, часть кораблей третьего поколения не пережили «лихие девяностые». Срочно требовались новые корабли. Первыми чисто российскими разведывательными кораблями стали СРЗК проекта 18280 водоизмещением 4 000 тонн. Корабли несут легкое оборонительное вооружение. Всего планируется построить 4 разведчика, по одному на каждый флот. Пока построены два. «Юрий Иванов» служит на Северном флоте. «Иван Хурс» первоначально планировался на Тихоокеанский флот, но после гибели СРЗК «Лиман», его включили в состав Черноморского флота. Это разведчики XXI века, использующие все новинки радиоэлектроники.

Малые разведывательные корабли

Радиоэлектронная разведка вышла в Мировой океан. Казалось, что эпоха небольших разведывательных кораблей завершилась. Но этого не произошло. Оставались задачи, для решения которых были необходимы относительно небольшие разведчики.

В первой части статьи «История кораблей ОСНАЗ. Начало» мы рассказывали о том, как переоборудовались в разведывательные корабли СРТМ проекта 502 «Океан» постройки ГДР. Через 10 лет на советских верфях стали строить СРТ следующего поколения – проект 503 «Альпинист». Их строили большой серией в Ярославле, Волгограде и Киеве в 1969 – 1990 годах. Всего было построено около 290 траулеров этого проекта и его модификаций. «503-й» оказался удачной платформой. Кроме различных вариантов рыбопромысловых судов, этот проект использовался как научно-исследовательское судно, патрульное судно для морских пограничников для патрулирования двухсотмильной экономической зоны. Использовали этот проект и осназовцы. На его базе был создан малый разведывательный корабль проекта 503Р.

Всего было построено четыре МРЗК проекта 503Р для Балтийского («Сызрань» и «Жигулевск») и Тихоокеанского (ГС-7 и ГС-8) флотов.

Были так же построены четыре малых разведывательных корабля проекта 1824Б. После распада СССР часть из них вошли в состав ВМФ Украины и Азербайджана. В российском флоте остался один МРЗК проекта 1824Б «Угломер» на Тихоокеанском флоте.

Заключение

Все операции кораблей ОСНАЗ проходят под грифом «Совершенно секретно». Широкая публика узнает о них через многие десятилетия. А внешняя секретность отменена. С середины 80-х годов разведывательные корабли перестали маскировать под гражданские суда или вспомогательные суда ВМФ, и менять флаг на гражданский, или вспомогательный. Сейчас разведчики ходят под Андреевским флагом и несут на бортах буквы ССВ с номером.

По материалам открытой печати

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 14.02.2021 16:00
Комментарии 0
Наверх