Версия // Общество // Со 2-4.06 в КВЦ Сокольники состоялась 9 московская тату-конвенция

Со 2-4.06 в КВЦ Сокольники состоялась 9 московская тату-конвенция

2897

Неглубокое погружение

8
В разделе

Очередной летний международный тату-фестиваль прошел в Москве. Его итогам и в целом состоянию дел в российской татуировке посвящается данное исследование.

Как говорят философски подкованные люди: «Есть факт, и есть событие». Посмотрим, как это изречение применимо к такому субкультурному явлению как современная татуировка. Тем паче, повод для этого весьма хороший. Более 10 лет назад один из московских тату-фестивалей (в середине «нулевых» он сначала проводился на ВВЦ и именовался «тату-съездом», потом он переехал в ныне закрывшийся клуб «Arena Moscow» на Динамо, поменял название на «московская международная тату конвенция» (далее ммтк), а после в Сокольники) и дал хороший старт правильному подходу к организации и выработке интересного освещения вопроса.

«Наша Версия» поддерживала информационно в свое время разные тату-фестивали и арт-акции, в том числе ммтк, а также сопутствующие ей искусства («Крутая наколка», «Вас не наколют!», «Тайны перманентного макяижа», «Татуировка по-марсиански», «Повторение пройденного», «Харизма татуировки» и пр.). 9 ммтк можно рассматривать как очередное в летней цепи других событий 2017 года, вроде 3 Big Craft Day, Мото Весны и других фестов.

Но, как факт, 9 ммтк воспринимается каждым его участником и посетителем по-своему! Поделимся впечатлениями. Начнем с приятных моментов. К ним стоит отнести наличие интересных тату-работ и немалого количества (более 100) как российских, так и приехавших из-за рубежа участников из разных стран мира (от Австралии и Южной Кореи, до Болгарии и Англии). Но, на фоне менее радостных и даже грустных фактов, они тускнеют, словно нечищеное старое серебро.

По теме

Самый важный вопрос, который может быть поставлен в применении к подобного рода фестивалям (как ммтк) – какого зрителя хотят привести к себе и воспитать его организаторы? Человека, который искренне интересуется темой татуировки и смежных с ней искусств, наполненных скрытыми смыслами и кодами? Где в одном рисунке могут переплетаться символика муэрто, граничащая с портретом, черно-белой стилистикой black&white, опыленная трэш-полькой и экспрессивной поэтикой Гарсиа Лорки и Октавио Паса. Или человека, поверхностно воспринимающего татуировку сквозь призму модных современных течений, склонного к навешиванию ярлыков и в итоге смешивающего в одну кучу богатство стилей и направлений?

С моей точки зрения, такого разделения между зрителями быть не должно! Понятно, что трактовка узоров татуировки будет для каждого человека своей. Дело в просветительско-общеобразовательной постановке вопроса, открытости мастеров к общению, общей подаче темы, имеющей непосредственное отношение к пересечению культур («cross culture») в крафтовом понимании самого смысла термина (так как каждая татуировка делается индивидуально, руками, тату-машинкой и в единственном экземпляре).

Вернемся к 9 ммтк. Как мы уже отметили, организаторы фестиваля действительно дают возможность вживую познакомиться и попробовать (при желании) на себе умения тату-мастеров. К тату-мастерам можно даже записаться заранее. Трудно оценить уровень профессионализма, работающих на фестивале тату-мастеров, но предполагаем, что он остается (по крайней мере) не ниже среднего! Организатором 9 ммтк явилась одна из московских студий. Но за ее «спиной» стоит другой известный московский салон, организовывавший еще первые московские тату-съезды.

К 2017 году что-то неуловимо поменялось (помимо площадок) в энергетике и подаче ммтк. Были эти перемены к лучшему или к худшему? У меня нет точного ответа на этот непростой вопрос. По субъективным ощущениям, фестиваль по-прежнему дает возможность познакомиться (благодаря участию российских и иностранных мастеров) с искусством татуировки. Но такой подход не дает «картинку» целиком. При более пристальном взгляде на ммтк мы увидим, что фестиваль сменил ориентацию с широкой публики на профессиональную и подготовленную аудиторию, которая остается мизерной.

9 ммтк превратилась просто в торговую площадку, без миссии и креатива, каковой она замышлялась в своем развитии. С обсуждением этих и других вопросов с непосредственными участниками процесса и их мнениями можно познакомиться в книге «Путь татуировки в России». На 9 ммтк стало больше стендов с оборудованием. За стандартный стенд размером 2х2 кв. метра с участников просили 29 тысяч рублей. Цены на тату-флэши (от 1000 рублей) и работу тату-мастеров (от 5000 рублей за час) также были немалыми! Может быть поэтому, известных российских мастеров на фестивале почти не было. Посетителей немного. Сам 4 павильон квц «Сокольники» был заполнен стендами чуть более половины (плюс сцена и кафе).

По теме

Можно сколько угодно сетовать на капризы погоды, так как лето 2017 года началось с проливных дождей и совсем не характерных для широт с умеренным климатом ураганов и объяснять этим малое количество зрителей. Но мне кажется, дело - в другом. Из воздуха ммтк «ушел» таинственный «5 элемент» радости. В его атмосфере доминировали усталость и энергетический застой. Если на первоначальных тату-фестивалях была эйфория узнавания и знакомства с себе подобными (по увлечению татуировкой) людьми, то сегодня ее сменил холодный интерес к ремеслу вдруг возомнивших себя «профессионалами» тату-мастеров. Многие из которых посиживают и «покуривают бамбук» в далеких от запросов широкой аудитории (по терминологии писателя Джона Фаулза) «башнях из слоновой кости» и кичатся своим «мастерством».

Тем временем вкусы и запросы широкой аудитории остались теми же – «кошечки», «буковки» (иероглифы) да «дракончики». Любой мало-мальски выходящий за рамки сюжет будет трактоваться как «наркоманский», «криминальный» или «сумасшедший». А сами тату-мастера и профильные фестивали здесь (по их мнению) не причем! Дескать, публика (мы с вами) сами «виноваты» в нашей малообразованности…

Как писал Владимир Набоков в «Лекциях по русской литературе»:

«Я знаю, что жизнь не исчерпывается хорошей литературой и хорошими писателями, но всегда разумнее идти прямо к сути, к тексту, к источнику, к главному – и только потом развивать теории, которые могут соблазнить философа или историка или попросту прийтись ко двору. Читатели рождаются свободными и должны свободными оставаться».

В применении к теме нашего разговора слова великого русского писателя Владимира Набокова, на мой взгляд, вполне могут быть применимы к теме татуировки, как разновидности творческого («На острие») поиска художника и его моделей. Татуировка здесь выступает в качестве нательной поэзии и прозы, воплощенной в рисунках и узорах, где уникально пересекаются история и современность, традиция и модерн.

Резюмируем сказанное. Видимо, российской татуировке и проводимым в России фестивалям нужны не только опытные (сбрасывать их наработки со счетов глупо и преждевременно) но и новые организаторы! Не обязательно молодые по возрасту, но люди со свежими идеями и навыками. Для которых главной целью была бы не только коммерция (с экономикой не всегда все было просто, поэтому этот интерес глупо отрицать, но он не должен быть главным!), а творчество, новизна, поддержка различных СМИ, объективное судейство (а не распределение мест между «своими» мастерами или теми, кто покупает оборудование у организаторов)!

И самое важное - желание сделать людям праздник, объединив усилия всех заинтересованных сторон. То самое «пересечение культур» - «cross-culture» в виде крафтового пива, современных видов техно-арта (кастомайзинг, аэрография, граффити) и боди-арта (оригинальные стрижки, бороды, росписи по телу), поэзии, интересного дизайна, оригинальных картин и так далее, о чем мы писали в приведенных выше ссылках на статьи в «Нашей Версии»! Зрители это прекрасно чувствуют! Поэтому, несмотря на нынешнюю общую «застойную ситуацию» в российской татуировке, выражу осторожный оптимизм, что в будущем ситуация наладится, так как залы (ЦДХ, YOTASPACE ГЛАВКЛУБ и другие) есть, искусство татуировки также не стоит на месте, как и спрос на него у самых разных людей...

Фото - автора

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 07.06.2017 13:14
Комментарии 0
Общероссийская газета независимых журналистских расследований «Наша версия» Газета «Наша версия» основана Артёмом Боровиком в 1998 году как газета расследований. Официальный сайт «Нашей версии» публикует материалы штатных и внештатных журналистов газеты и пристально следит за событиями и новостями, происходящими в России, Украине, странах СНГ, Америке и других государств, с которыми пересекается внешняя политика РФ.
Наверх