Версия // Власть // Будущее Европейского союза и еврозоны зависит от налоговой реформы

Будущее Европейского союза и еврозоны зависит от налоговой реформы

5222

Интеграция электората

В разделе

Победа Эммануэля Макрона на выборах президента Франции вселила уверенность относительно будущего Европейского союза и еврозоны. Отчасти потому, что Эммануэль Макрон ясно дал понять, что придерживается проевропейской позиции, и был вознагражден за это. Есть и другая причина для радости - угроза прихода к власти популистского правительства в одном из государств-основателей ЕС теперь отступила.

Тем не менее, не следует принимать энтузиазм ЕС за непоколебимую уверенность. Эммануэль Макрон, безусловно, отдает себе отчет: жизнеспособность ЕС в долгосрочной перспективе требует, чтобы европейский проект поддерживали граждане, а не политики. Лидеры ЕС, следовательно, должны – и, вероятно, будут – работать над активизацией усилий по решению проблем безопасности, миграции и роста.

Впрочем, здесь есть одно большое но: необходимость реформ управления в еврозоне. В настоящее время переговоры по реформам не являются приоритетом для лидеров Франции, Германии или любой другой страны блока. Это, отчасти, отражается в снижении риска финансовой нестабильности; но основным фактором является «усталость от реформ» стран-членов. Усилия организационного строительства, предпринятые ЕС за последние несколько лет, результата не дали. Дальнейший прогресс потребует распределения рисков по всему блоку, и это будет возможно только благодаря масштабным и многочисленным кампаниям, а также, возможно, потребует национальных референдумов. Преобладающая в настоящее время политическая беспринципность поддерживает некий статус-кво.

Победа Эммануэля Макрона дает Евросоюзу лишь отсрочку. Факт остается фактом – сила ЕС зависит от надежного и стабильного евро, и многое еще предстоит сделать для обеспечения его жизнеспособности долгосрочной перспективе. Если экономике еврозоны придется столкнуться с тяжелым кризисом в ближайшее время, то выяснится, что она не готова. Новая грандиозная сделка между двумя крупнейшими экономиками еврозоны - Францией и Германией - необходима как можно раньше. В то же время поиск технических решений проблемы к евро должен быть продолжен.

В этих усилиях следует исходить из нескольких ключевых принципов. Для начала преобразование налоговых и финансовых институтов еврозоны должно проводиться не столько опираясь на правила, сколько на усмотрение. Опыт еврозоны во время недавнего финансового кризиса - особенно в сравнении с тем, что происходило в Соединенных Штатах - подчеркнул необходимость быстрого и гибкого принятия решений правительствами, а не только монетарными властями.

Если общественность поддержит такой сдвиг в сторону действий по усмотрению, система финансового управления должна будет подвергнуться реальной рыночной дисциплине. Поэтому структура, отвечающая за реструктуризацию долга, должна стать основой в реформированном ЕС и могла бы действовать под эгидой Европейского механизма стабильности МВФ.

Учитывая наличие больших задолженностей, переход к такой структуре может быть опасно дестабилизирующим. Для того, чтобы избежать проблем, необходимо создать своего рода агентство по управлению долгами, возможно, под эгидой МВФ, которому будет дано право выкупать долги государств-членов, в случае превышения определенного порога.

И в этом заключается самый важный принцип, который должен определять суть новой системы управления еврозоны: изменения должны осуществляться наряду с политическими реформами, которые укрепляют законность решений и позволяют разделить риски между странами. Только тогда еврозона сможет достичь стабилизирующего компромисса. Подобный компромисс также может быть достигнут в финансовых рамках еврозоны и, в частности, распределения риска суверенных облигаций, находящихся на балансах банков. Это позволит ЕС справиться с текущей ситуацией, когда выплаты по всем суверенным облигациям, номинированные в евро, одинаковы, независимо от ситуации эмитента.

По теме

Предстоит решить и два дополнительных вопроса. Во-первых, будущее банковского союза еврозоны, который будет отвечать за регулирование банковской деятельности в рамках блока, в том числе формирование резервного фонда. Учитывая отсутствие политической воли, возможно, будет целесообразно начать решать его на национальном уровне, что, в случае успеха, создаст основу для всей еврозоны.

Второй вопрос заключается в создании центра для обеспечения адекватного бюджетного стимула. Здесь тоже есть нехватка политической воли. Но с реальным агентством по управлению долгом и режимом управления унаследованным долгом, способными высвободить фискальный потенциал государств-членов, необходимость такого централизованного решения может уменьшиться.

Если относительно консервативные компромиссы, изложенные выше, будут приняты, граждане ЕС окажутся вовлечены в процесс принятия решений. Это особенно верно в отношении предложений, связанных с увеличением роли МВФ и предоставлением совместных гарантий по суверенным облигациям. Кроме того, изменения такого масштаба потребуют предоставить больше власти парламенту, который представляет страны еврозоны.

Как показал референдум по брекзиту в Соединенном Королевстве, предоставление избирателям слишком больших свобод в регулировании европейского проекта может иметь неприятные последствия. Но, как продемонстрировала Франция, дальнейшая интеграция электората в ЕС может проходить достаточно легко. Фискальное управление будет настоящим испытанием на прочность будущей еврозоны.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 15.11.2017 15:30
Комментарии 0
Наверх