// // Россия недоедает на 44 %

Россия недоедает на 44 %

354
Фото: Сергей Тетерин
Фото: Сергей Тетерин
В разделе

Большинство российских граждан недоедают. В самом прямом смысле: судя по проведённому ВЦИОМ опросу, 44% респондентов выбрасывают продукты, потому что не успевают их съесть до того, как они испортятся.

Некоторые пытаются сэкономить, рискуя собственным здоровьем: например, 8% используют испорченную еду при приготовлении кулинарных блюд, 10% подвергают её дополнительной обработке (имеется в виду, например, срезание испорченных частей) перед тем, как съесть. Тем, кто живёт в сельской местности, легче: около 37% опрошенных скармливают лишние продукты домашним животным. Как отнестись к тем 2% опрошенных, которые отдают испорченные продукты бедным, читатель может решить сам. По данным Департамента продовольственных ресурсов Москвы, столичные жители в 2008 году купили около 12 млн. тонн продовольствия и выбросили около 8 млн. тонн бытовых отходов. По данным «Гринпис», в России на пищевые отходы приходится 30–40% бытового мусора. Нетрудно подсчитать, что в таком случае москвичи выбросили за год почти 3 млн. тонн еды, или четверть того, что купили. Можно, конечно, посетовать на расточительность граждан, можно утешиться тем, что британцы, как пишет газета The Guardian, выбрасывают 5,3 млн. тонн продуктов ежегодно, причём 60% из них даже не распечатывают. Но, похоже, российские граждане бросаются едой не оттого, что «зажрались».

В Нижнем Новгороде не соответствовали санитарным нормам около 5% продуктов, в Югре санитарные врачи обнаружили более тонны просроченных продуктов, Роспотребнадзор отмечает участившиеся случаи отравления кедровыми орешками… Это лишь немногие из ежедневного потока сообщений. Отравления в детских оздоровительных лагерях стали нормой, а в регионах не редкость уже и отравления в кафе и ресторанах. Департамент потребительского рынка и услуг Москвы регулярно проверяет магазины и столь же регулярно находит просроченные продукты в них. Причём нарваться на гнильё можно не только на рынке или в дешёвом ларьке, но и в пафосном супермаркете. Продавцы давно наловчились превращать кандидатов на выброс в аппетитный товар: сосиски и колбасы моют, с капусты и лука снимают подгнившие листы, завонявшую курицу обжаривают на гриле. Самый распространённый трюк – разложить товар с истекающим сроком годности из фирменной упаковки в лотки. В этом случае на ярлычке ставится дата упаковки магазином, и у покупателя складывается впечатление, что продукт свежий.

Удивительно ли, что, .

Жаловаться покупатели ходят редко: разве что в совсем уж вопиющих случаях. Во-первых, элементарно некогда в рабочее время ходить по инстанциям, а в другое время они не работают. Во-вторых, если продукт испортился через несколько дней после покупки, очень трудно доказать, что это не из-за нарушения условий хранения самим потребителем. Хотя, по словам председателя Союза потребителей России Петра Шелища, большинство продавцов всё же предпочитают вернуть деньги за испорченный продукт. «Они не хотят, чтобы потребитель обратился с жалобой в надзорный орган, – полагает он. – Но я советую и пытаться вернуть деньги, и жаловаться в местное управление Роспотребнадзора, чтобы он проверил всю продукцию этого магазина».

А вот в суд почти никто не ходит – и правильно делает. Дело в том, что наши суды не только неповоротливы – разбирательство будет идти около года, – но и крайне дёшево ценят наше здоровье и испорченные нервы. Как правило, суд взыскивает с торговцев гнилью лишь деньги за сами продукты, судебные издержки и тысячи три рублей за моральный ущерб. Причём уже после суда ждать перечисления этих денег приходится ещё с полгода. Стоит ли полтора года тратить деньги на адвоката, время и нервы, чтобы получить порядка 100 долларов? Вопрос риторический. Вот когда в России суды будут, как в США, разорять нечестных продавцов миллионными исками, тогда и можно будет говорить о том, что российские граждане недоедают от хорошей жизни.

Татьяна Рыбакова
Опубликовано:
Отредактировано: 30.11.2009 12:31
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх