Версия // Власть // Российской экономике приказано работать на оборону

Российской экономике приказано работать на оборону

4348

Всё для победы

В разделе

В конце ноября президент Владимир Путин в ходе совещания по вопросам военно-промышленного комплекса заявил, что все крупные частные и государственные предприятия России должны быть готовы для обеспечения обороны страны оказать помощь оборонному комплексу и увеличить объём производства военной продукции. «Наша Версия» решила выяснить, насколько реально перевести промышленность «на военные рельсы» в нынешних условиях рыночной экономики.

Сюжет: Армия

В Кремле считают, что способность экономики в случае военной угрозы быстро наращивать выпуск оборонной продукции является одним из важнейших условий обеспечения безопасности государства. Поводом для заявлений о модернизации и наращивании объёмов стали прошедшие недавно военные учения России и Белоруссии «Запад-2017», во время которых прорабатывалась возможность гражданских предприятий к обороне страны. В частности, была проведена комплексная оценка обеспечения войск транспортно-логистическими услугами, продовольствием и медикаментами. По итогам учений были выявлены определённые недостатки, которые было решено внимательно изучить, а также «выработать дополнительные меры по повышению мобилизационной готовности». Какие именно недостатки вскрылись, не сообщалось. Однако, по всей видимости, они продемонстрировали серьёзные пробелы в системе, раз президент лично призвал бизнес быть готовым к переходу на военные рельсы.

Гражданские не заправляли военные самолёты

О необходимости участия в обеспечении обороноспособности страны гражданских предприятий говорится уже не первый год. В 2012 году бывший глава военного ведомства Анатолий Сердюков уже делал попытку использовать предпринимателей в интересах военных. Тогда военные приняли решение укрупнить российские авиабазы, а транзитные функции передать гражданским аэродромам. Благодаря такой мере предполагалось сэкономить, сократив излишнюю военную инфраструктуру. Однако уже в 2013 году решение было пересмотрено новым министром обороны Сергеем Шойгу. Причиной стал инцидент, произошедший в ходе учений на востоке страны, когда самолёты военно-транспортной авиации в течение 10 часов не могли заправиться на одном из гражданских аэродромов.

Примерно тогда же в Мин­обороны задумались о том, чтобы предложить нефтяным компаниям создать мобилизационные резервы для нужд военной авиации. А в 2015 году речь зашла о модернизации производственных мощностей, формировании резерва материальных и технических ресурсов, а также обеспечении перевозок войск. Позже высказывались инициативы проанализировать возможности различных предприятий по оперативному наращиванию объёмов производства военной продукции.

Таким образом, ничего нового, по сути, сейчас сказано не было. Разница лишь в том, что идея была озвучена не министром обороны, а лично президентом. Вот только насколько в принципе жизнеспособна подобная инициатива?

Масло вместо танков

Пожалуй, тут стоит вспомнить опыт СССР. В Советском Союзе мобилизационным возможностям экономики уделялось особое внимание. Тогда страна готовилась вести затяжную войну, для чего создавались колоссальные складские запасы – впрочем, даже этих резервов, согласно расчётам, хватило бы максимум на два года боевых действий. Однако уже тогда военные аналитики заявляли, что в случае начала войны значительно нарастить выпуск танков, самолётов и боевых кораблей будет непросто – непрофильные гражданские предприятия просто не в состоянии освоить производство сложной современной военной техники. И рассчитывать на то, что какой-нибудь тракторный завод начнёт выпускать танки, как это было в Великую Отечественную, бессмысленно: современные машины по уровню сложности кардинально отличаются от Т-34. Потому максимум, что предписывалось гражданским предприятиям – это обеспечить военных топливом и транспортом. Например, в случае войны все грузовики и полноприводные машины переходили в распоряжение военного ведомства. Вряд ли сейчас подобное возможно – конечно, отнять джип у директора завода военные смогут, но это не слишком похоже на «перевод экономики на военные рельсы».

Получается, что и тогда военные особенно не надеялись на гражданские предприятия, при том что вся промышленность в стране была государственной и перевод на военные рельсы можно было осуществить гораздо легче, чем сегодня. Однако более чем за 20 лет после развала Советского Союза российская экономика стала значительно сложнее. К тому же появился институт частной собственности, в которой находится много крупных предприятий. Некоторые заводы теоретически могли бы сыграть значительную роль в обороноспособности страны в военное время, но перестраивать производство, нацеленное на получение прибыли, под военные нужды, дело очень затратное и долгое. Потому эксперты считают, что мобилизовать рыночную экономику на производство сложной военной техники сегодня практически невозможно.

Для чего же тогда делалось подобное заявление? Существуют опасения, что таким образом власть могла анонсировать очередной виток увеличения военных расходов, которые заставят частный бизнес оплатить из своего кармана. Во всяком случае, предполагается, что бизнесменов попросят снабжать военную промышленность продукцией, отдавая её по цене ниже рыночной. Ведь армия нуждается не только в самолётах и танках, но также в гигантских объёмах продовольствия, одежды и прочих товаров, вплоть до ширпотреба, – всё это и так выпускается сегодня. Всё это делается в условиях, когда ажиотаж с государственным оборонным заказом уже привёл к установлению нерыночных условий военной продукции, что привело к обогащению за государственный счёт отдельных производителей и компаний. Дальнейшему увеличению военного бюджета препятствуют экономические трудности. Потому, вероятно, расходы попробуют частично переложить на бизнес в виде своего рода оброка. А кто не согласится – к тому применят карательные меры.

Виктор МУРАХОВСКИЙ, главный редактор журнала «Арсенал Отечества», полковник запаса:

– Думаю, сегодня нет никакой угрозы, что российская экономика перейдёт на военные рельсы. Скорее наоборот – сейчас пересматривается и перерабатывается подход к мобилизационным планам, которые действовали в Советском Союзе и к настоящему времени безнадёжно устарели. Тогда в подготовке к войне было задействовано максимальное количество предприятий – в ходу была байка, что макаронные и сигаретные фабрики делали свои изделия определённого диаметра, чтобы в случае войны производство можно было перестроить для производства патронов под конкретный калибр. На самом деле абсурдные мобзадания были не редкостью – так, одной из мебельных фабрик уже в 90-е годы было предписано в случае войны обеспечить выпуск корпусов для деревянных мин образца 1946 года, которых давно нет на вооружении. Чтобы не было таких казусов, сейчас планы радикально пересматриваются и перерабатываются. Сегодня далеко не все предприятия получают мобилизационное задание – под мобпланы резервируются и назначаются соответствующие мощности, сырьё, материалы и т.д. Сугубо гражданским предприятиям сейчас приписывается выпуск комплектующих, необходимых материалов, но не конечных образцов военной техники. Все издержки предприятий государство обещает компенсировать живыми деньгами или же уменьшением налоговых сборов. По-другому в современных условиях нельзя: если не будет должной компенсации, то бизнес не сможет работать. Также согласовывается, к примеру, чтобы гражданские авиакомпании предоставляли для армии самолёты, аэропорты, инфраструктуру для военных самолётов. Во время войны даже Центробанк получит своё мобилизационное задание.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 04.12.2017 08:18
Комментарии 0
Наверх