// // Российские регионы прочно подсели на иглу федеральных дотаций

Российские регионы прочно подсели на иглу федеральных дотаций

367

Депрессанты

Темур Козаев
Темур Козаев
В разделе

Федеральное правительство выделило 70 млрд. рублей на помощь регионам. Ещё столько же кабинет министров обещает предоставить субъектам Федерации в октябре. При этом складывается любопытная картина. Те регионы, которые в «тучные времена» обходились без помощи федерального центра, в условиях кризиса оказались в роли просителей. И, напротив, депрессивные субъекты демонстрируют положительную динамику. В парадоксах бюджетной политики на местах разбирался корреспондент «Нашей Версии».

Экономический кризис сказывается на региональных бюджетах тяжелее, чем на федеральной казне. На местах нет своих «кубышек» в лице Резервного фонда или Фонда национального благосостояния, к помощи которых можно прибегнуть в трудные времена. По последней оценке Министерства регионального развития, лишь восемь субъектов РФ смогут выполнить свои обязательства самостоятельно. Все остальные в той или иной мере зависят от помощи из федерального бюджета.

В конце июня президиум правительства выделил на помощь российским регионам 70 млрд. рублей. Подпитывать субъекты РФ деньгами продолжат осенью. Как сообщило правительство, в октябре регионам будет выделено ещё столько же. Но кому и сколько давать, решат лишь после проверки, как были потрачены предыдущие субсидии. Всего на поддержку регионов в этому году выделено 300 млрд. рублей, половина из которых – межбюджетные кредиты.

58,2 млрд. субсидий будут распределены между 54 регионами, чтобы компенсировать им выпадение доходов. Ещё 11,8 млрд. пришлось выделить, по словам Владимира Путина, «на решение срочных и непредвиденных проблем, возникающих на местах».

Среди получателей 58-миллиардной дотации преимущественно промышленные регионы, которые из-за кризиса потеряли значительную часть своих доходов. «Сейчас самая тяжёлая ситуация у недавних лидеров, –

объясняет член Общественной палаты Вячеслав Глазычев, – Московской, Ленинградской, Челябинской, Свердловской областей. И хватит ли им денег – большой вопрос».

По мнению эксперта, в условиях кризиса едва ли не главной задачей для региональных руководителей становится построение эффективной системы управления. В качестве примера Глазычев привёл Красноярский край, который также оказался в числе дотационных. «Сейчас им нужны деньги, но по крайней мере я надеюсь, средства точно пойдут на дело», – полагает он. Ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры Оксана Гончаренко, в свою очередь, отмечает, что в Красноярском крае весьма эффективно действует собственная программа по преодолению последствий кризиса. «Эти программы есть везде, но работают они не везде эффективно, – говорит она. – Скажем, в Калининградской области меры пока не дают нужного результата».

«Трудная ситуация в регионах, где управление не слишком эффективное, – считает Глазычев. – Таких у нас предостаточно: Брянская, Владимирская области и так далее». Впрочем, эксперты делают оговорку: реальные выводы стоит делать лишь в конце года, когда реально можно будет оценить, насколько эффективно были потрачены деньги.

«Относительно положительную динамику сейчас демонстрируют регионы, которые и раньше были дотационными, – рассказывает Гончаренко. – Резкого спада там не произошло: доля своих доходов у них небольшая, и она сохраняется. Это, например, Амурская и Сахалинская области, демонстрирующие последовательный рост в последнее полугодие».

По теме

Если обратиться к данным Минфина, Сахалинская область и вовсе выглядит передовиком производства на фоне «падающих» регионов. Так, по состоянию на 1 июля, темпы роста сбора налога на прибыль по сравнению с прошлым годом там составили 423,8%. У большинства остальных регионов этот показатель ушёл в минус (в среднем по стране – 56,6%). В результате за счёт сахалинских «рекордов» Дальневосточный округ стал лучшим в стране. А на втором месте – Южный федеральный округ, большинство республик которого давно и плотно сидят на федеральных дотациях.

11,8 млрд. рублей выделили наиболее отстающим регионам, большинство из которых и до кризиса не радовали экономическими достижениями. Помимо латания бюджетных дыр дотации выделяются на специфические нужды. Так, Дагестану дадут 7,8 млн. рублей для компенсации гражданам ущерба от терактов, а Кабардино-Балкарии выделят 260 млн. на реконструкцию театра, музея и Дворца культуры. В Бурятии культура стоит дороже – 770 млн., но там и повод солидный. Именно в такую сумму центр оценил затраты на подготовку к празднованию 350-летия добровольного вхождения республики в состав России. В Краснодарском крае 100 млн. рублей будет направлено на расширение штата милиции в рамках подготовки к Олимпиаде-2014. В числе других получателей помощи – Адыгея, Алтай, Ингушетия, Архангельская, Владимирская, Воронежская, Иркутская, Калужская, Новосибирская, Рязанская, Ростовская области, Камчатка, Карачаево-Черкесия, Республика Марий Эл, Санкт-Петербург, Ставропольский край, Тыва, Чукотка.

Дело в том, что Московская область в докризисные времена активно набирала кредиты, почти догнав по этому показателю столицу. В итоге на 1 июня текущего года задолженность Подмосковья составила 155,2 млрд. рублей, превысив тем самым предельно допустимый бюджетным законодательством объём. Для сравнения: долг Москвы – 176,6 млрд. рублей, а у стоящего на третьем месте по объёму задолженности Татарстана – 22,2 млрд. рублей. Но, имея почти такой же долг, как и столица, Подмосковье не может похвастаться сопоставимыми доходами.

На заседании правительства замминистра финансов Антон Силуанов привёл неутешительные данные. Так, до конца года подмосковные власти должны погасить 33 млрд. рублей, но в бюджете на эти цели заложено лишь 10 миллиардов. Собственно говоря, экономические показатели области столь скверные, что претендовать на дотации она просто не могла из-за невыполнения предусмотренных бюджетным законодательством критериев. По этой причине ранее Минфин отказал Московской области в просьбе о выделении средств, но теперь приходится выделять их в особом порядке. Кстати, из-за слишком большой задолженности права на получение дотаций также лишились Калмыкия и Костромская область.

Глава Подмосковья обвинил во всех проблемах упавшие налоговые сборы.

«В последнее время особенно резко упала собираемость налогов. У нас никогда такого не было, чтобы мы получали всего 350–400 млн. рублей», – пожаловался он. Однако на деле собираемость налога на прибыль, например на начало июля, составила 63,6%. И это лучше среднероссийского показателя.

По мнению Глазычева, кризис лишь проявил накопившиеся в отдельных регионах проблемы. И то, что сейчас аутсайдеры вырвались в передовики производства – явление временное. А общая картина по своей сути осталась прежней. «Кризис ничего не изменил, он просто обнажил имеющиеся проблемы. Единственное, что поменялось, – лидеры отброшены на дотационные позиции. Но это не их вина, а наша общая беда», – резюмирует эксперт.

В общей сложности получателями господдержки стали 77 регионов. Но это вовсе не значит, что остальные справляются самостоятельно. «Даже те, кто не получал эти дотации, получают другую федеральную помощь, – говорит Гончаренко. – На сегодняшний день нет регионов, которые сами себя полностью обеспечивают. Либо по другим федеральным программам, либо по целевым, но поддержка из бюджета всегда идёт. Федеральный центр своими усилиями удерживает регионы от катастрофического падения из-за кризиса».

Опубликовано:
Отредактировано: 11.08.2009 12:14
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх