// // Российские политтехнологи рассказали об информационных технологиях современной диффамации

Российские политтехнологи рассказали об информационных технологиях современной диффамации

4540

«Черный пиар» стал еще чернее

В разделе

В последний месяц уходящего года наша редакция провела опрос российских политтехнологов о формах и методах современных «черных технологий», применяемых в корпоративных и политических сферах. Респондентам было предложено ответить на следующие вопросы:

Что вы подразумеваете под термином «черный пиар»? Сталкивались ли вы с информационными кампаниями «черного пиара» в 2017 году? Какие среди них были заметные и качественные, если, конечно, к ним может быть применим этот термин, а какие примитивные и безликие?

Стали ли политтехнологи использовать меньше элементов «черного пиара» по сравнению с девяностыми годами и началом нулевых, когда бушевали предвыборные кампании губернаторов в регионах? Изменились ли формы и методы, применяемые так называемыми мастерами «пера и топора»?

Является ли приемы «черного пиара» эффективным инструментом в конкурентной и политической борьбе?

Специалисты по связям с общественностью отметили падение качества и креатива в ведении политических и корпоративных войн с использованием острых ресурсов. Вместе с тем, по мнению опрошенных экспертов, в настоящее время информационные методы диффамации, все же используются достаточно активно. Респонденты отмечают, что информационные войны продолжаются вестись как на международном уровне, так и во внутренней политике, и в корпоративных конфликтах.

В качестве актуальных примеров эксперты приводят «допинговый скандал» в отношении российских спортсменов, международную истерию про «российских хакеров» и якобы их вмешательство в президентские выборы в США и Германии. Среди отечественных примеров политтехнологи назвали попытки представителей либеральной оппозиции дискредитировать Центральную избирательную комиссию, ряд российских политиков и губернаторов. Среди корпоративных войн наиболее заметными были, по мнению респондентов, информационные атаки на «Роснефть», «Тольяттиазот», «Открытие» и т.д. В атаках непосредственно на персоналии политтехнологи отметили информационные кампании против вице-губернатора Санкт-Петербурга Игоря Албина, руководителя Marathon Group Александра Винокурова, зампреда Верховного суда Олега Свириденко, главы строительной компании «Росслав» Гелы Валиева и других. По мнению экспертов, эти атаки оказались особо примечательны тем, что в них использовались многие классические приемы 90-х от привлечения «заказных» общественников до участия правоохранителей.

Нынешний «черный пиар» от периода тех лет, по мнению специалистов по связям с общественностью, отличает разве что более активное использование интернет-технологий и социальных сетей, которые для многих заменили телевидение .

Так, например, Роман Станкеев, вице-президент Академии реальной политики, отметил, что с начала 2017 года главным источником распространения слухов и «инсайдов» о крупных компаниях стали анонимные каналы в мессенджере Telegram. Их используют для посева информации, которая практически сразу же попадает в социальные сети. «Telegram очень распространен в журналистской среде, , - считает эксперт. - Особенность атак через Telegram – это подача негативной информации узкой, но элитарной аудитории (политтехнологи, сотрудники Администрации президента, топовые журналисты). Большинство крупных каналов, которые публикуют «инсайды» и формируют негативный фон в отношении крупных госкомпаний, ведут «анонимы», что существенно усложняет возможность отследить источник негативной информации и непосредственного заказчика. Однако, потом любое сообщение из Telegram надо отдельно распространять в СМИ, для получения охвата и должного результата. Потому многие, ещё воспринимают данный механизм как вспомогательный инструмент для посева острой и не подтвержденной документами информации. Доверие к нему пока соответствующее.

По теме

По мнению профессора Высшей школы экономики Олега Матвейчева, особенно опасны информационные войны в финансовом секторе. От них страдают как частные банки, так и крупнейшие государственные кредитные организации. К примеру, целенаправленным ударом по доверию к национальной банковской системе страны явился нашумевший слив рядовым сотрудником известной финансовой структуры информации о состоянии дел в четырёх крупнейших банках страны. Причём если два из названных в том печально известном письме - «Открытие» и Бинбанк - действительно подавали сигналы бедствия, то упомянутые в нем также МКБ и другой крупный банк недавно попавший под санацию ЦБ к моменту вброса этого негатива показывали вполне положительную динамику.

Кандидат социологических наук Алексей Кузнецов отметил, что источником информационных атак помимо распространения слухов в соцсетях могут стать подготовленные мастерами «черного пиара» разного рода псевдоаналитические отчеты или «независимые расследования». Примером может служить история с публикацией так называемого расследования международной организации по борьбе с коррупцией Transparency International, в которой рассказывается о признаках конфликта интересов главы «Ростеха» Сергея Чемезова в сделках фармацевтического холдинга «Нацимбио» с «Марафон групп».

После выхода этого журналистского «труда» оппоненты этих компаний, получившие информационный повод, через PR-агентства попытались распространить негативные сведения и фейковые истории об этих структурах и их руководителях в ряде российских СМИ.

Причиной информационной атаки на структуры Чемезова и Винокурова политтехнологи называют тех участников рынка, в том числе зарубежных, которые оказались недовольных созданием в России крупной национальной корпорации с госучастием. Многим из них не нравится, что на базе известного фармдистрибутора «СИА» будет создана федеральная логистическая сеть для исполнения госконтрактов по важнейшим направлениям: доставки вакцин в рамках национального календаря прививок, в том числе против туберкулеза, препаратов крови и других важных программ.

Недовольство оппонентов такого слияния понятно: дистрибьютор, подконтрольный государству, будет хорошим инструментом для контроля цен на лекарства и не позволит задирать стоимость препаратов конкурентам из коммерческого сектора.

Основатель консалтинговой компании «Бакстер групп» Дмитрий Гусев среди самых заметных кампаний «черного пиара» в этом году выделил также информационную войну вокруг борьбы за сельхозугодья в Краснодарском крае, длившуюся несколько месяцев. Жертвами подобных экономических войн, по мнению эксперта, нередко становятся представители судебного корпуса. Как известно, всегда найдутся недовольные тем или иным арбитражным решением. Например, статьи с обвинениями в разного рода «смертных грехах» появились в ряде желтых СМИ в отношении главы Коллегии по экономическим спорам ВС Олега Свириденко.

«Судьи находятся в наиболее уязвимой ситуации, когда против них используют методы «черного пиара», - говорит Дмитрий Гусев. - По большому счету, они даже не могут подать в суд на клеветников, иначе после выигрыша дела их тут же обвинят в использовании административного ресурса и давлении на судью, принимавшую решение», - иронизирует эксперт.

Некоторые из опрошенных экспертов считают, что подобные истории – могут быстро заканчиваться. Как подчеркивает политолог Алексей Васильев, «по сравнению с 90-ми «черные технологии» стали использоваться меньше». Это, по его мнению, связано с возросшей в стране зрелостью системы, а также с тем, что так называемых несистемных игроков с подмоченной репутацией и криминальными методами ведения бизнеса становится меньше. В это «взросление» вносит и борьба с коррупцией.

Так или иначе, по каждому подобному случаю недобросовестной конкурентной борьбы должны проводиться проверки соответствующих структур, и виновники серьезно наказываться, – сходятся в едином мнении политтехнологи.

Проведенный нашим изданием экспертный опрос показал, что «черный пиар» продолжает оставаться в инструментарии как внутрикорпоративной, так и политической борьбы. В последнем случае это связано, как показывает опыт с вмешательством внешних сил, что создает реальную угрозу национальной безопасности стран-мишеней таких информационных атак.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 19.12.2017 15:27
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Общероссийская газета независимых журналистских расследований «Наша версия» Газета «Наша версия» основана Артёмом Боровиком в 1998 году как газета расследований. Официальный сайт «Нашей версии» публикует материалы штатных и внештатных журналистов газеты и пристально следит за событиями и новостями, происходящими в России, Украине, странах СНГ, Америке и других государств, с которыми пересекается внешняя политика РФ.
Наверх