В Карелии родители учащихся сельских школ протестуют против оптимизации. Некоторые из них бойкотировали торжественную линейку 1 сентября. Местные власти расценивают их действия, как экстремизм. В то же время, представитель комитета Заксобрания республики считает, что были нарушены гражданские права населения.
В связи с оптимизацией системы образования, которая на практике превратилась в ликвидацию малокомплектных сельских школ, в Карелии началось самое настоящее противостояние с местными властями. Жители поселка Ламбасручей бойкотировали торжественную линейку, которая прошла в школе в День знаний, протестуя против абсурдных нововведений. Дело в том, что местные власти, отдавая дань оптимизации, уволили из сельской школы большую часть педагогов и решили уплотнить классы, разместив в одном и том же кабинете разновозрастных учащихся, вести занятия у которых должен был один учитель. Предполагается, что урок будет идти одновременно для учащихся двух или трех разных классов. Причем администрация района не видит в этом ничего критичного и считает, что все зависит исключительно от компетентности педагога. Одним из предметов, который педагог должен будет вести одновременно для 5-х, 6-х и 10-х классов, оказался иностранный язык – он, кстати говоря, станет обязательным для сдачи в рамках ОГЭ.
Есть возражения
Впрочем, родители учащихся мнение властей не разделяют. Наиболее активные представители родительской общественности уже пытались принять меры против нововведений, так как считают, что такого рода эксперименты над детьми просто-напросто недопустимы. Они несколько раз устраивали спонтанные родительские собрания, на которых пытались найти выход из ситуации. Ими были подписаны обращения к премьер-министру России Дмитрию Медведеву и главе Карелии Александру Худилайнену, которые, однако, пока не сыграли никакой роли. Наилучшим вариантом родителям показалось демонстративное отсутствие на линейке 1 сентября, которое сможет привлечь к проблеме внимание властей.
Аналогичная ситуация сложилась и в соседнем поселке Великая Губа. Великогубские родители тоже пытались организовать акцию протеста, беря пример со своих соседей. Обратить на это внимание властей действительно удалось, однако, их реакция оказалась неожиданной.
Экстремисты и бунтовщики
Наиболее активными представителями родительской общественности заинтересовались правоохранительные органы. Когда жители поселка Ламбасручей решили провести родительское собрание, у дверей школы их встретили полицейские, которые заявили, что собрание будет расцениваться, как экстремизм, так как оно не было согласовано с администрацией поселка. В результате оно все-таки прошло – не в школе, а в одном из домов. То же самое произошло и в Великой Губе – собрание, изначально запланированное в местном Доме культуры, пришлось перенести домой к одному из жителей поселка. Правда, на этом дело не закончилось. Глава Великой Губы Игорь Панкратов обратился в правоохранительные органы с заявлением, в котором обвинил родителей в экстремизме и нарушении закона о митингах. В итоге всеми, кто участвовал в собрании, занялась полиция. От них требовали отказа от запланированного бойкота школьной линейки 1 сентября, и в итоге жители Великой Губы, испугавшись последствий, действительно предпочли оставить эту идею. Накануне линейки полицейские ходили по домам, где живут школьники, и грозили лишением родительских прав за отсутствие на мероприятии.
Будапешт в условиях кризиса может покупать сырье лишь в России, поэтому власти Венгрии попросили ЕС об исключении из списка тех государств, которые ввели антироссийские санкции.
Что говорят власти?
Министр образования Карелии Александр Морозов* уверен, что оптимизация пойдет республиканскому образованию только на пользу и сделает школы более конкурентоспособными и подготовленными к современным реалиям. Он не считает ,что ситуация с сельскими школами вызывает беспокойство. Многие из них уже закрылись по причине малокомплектности, а детям предложено ездить за 20-30 км. в соседние населенные пункты, где школы пока еще функционируют.
Есть и обратная точка зрения. Глава комитета законодательного собрания Карелии по делам образования Андрей Рогалевич поддерживает школьников и их родителей, считая, что оптимизация действует вразрез с их интересами. По его мнению, принятие решения о реорганизации школ без учета мнения местных жителей является нарушением их гражданских прав. Родительские собрания также не запрещены законом о митингах, следовательно, ни о каких нарушениях законов со стороны родителей речи не идет. Рогалевич уже обратился к главе республики с просьбой временно остановить процесс оптимизации школ.
- *
- Александр Морозов внесен Минюстом в реестр физических лиц, признанных иностранными агентами
Без сознательной организации активного взаимодействия и эмоционального сближения членов семьи дальнейший распад семейных отношений и, как следствие, рост социальных извращений будут неизбежны. Но организация такого взаимодействия внутри семей возможна лишь при налаживании активного сотрудничества семей, педагогов, психологов и местных властей по месту жительства, т. е. восстановления общинных отношений.
Лишь организация активного и всестороннего взаимодействия семей на уровне местной общины (а к этому необходимо идти через взаимодействие в классе, школе) реально может восстановить отношения взаимной заботы и ответственности в семье, при которых скатывание к любым видам деструктивных зависимостей становится, как правило, невозможным.
Главное в профилактике социальных извращений – формирование отношений взаимной близости и сотрудничества в каждой семье и организация внеучебной активной деятельности детей и подростков. Чтобы у них формировались потребности в социально значимой продуктивной деятельности, которой бы курение, алкоголь, наркотики мешали бы. Без этого все запреты действуют в обратную сторону – запретный плод сладок.
Но для этого необходимы качественно новые формы социальной организации.
Одной из форм такого сотрудничества могут быть семейные клубы. Семейные клубы, прежде всего при школах и детских садах могут стать центрами активного общения детей и взрослых. В небольшом микрорайоне, включающем школу и несколько детских садов, вполне реально осуществить программу гармонизации внутрисемейных и общинных отношений.
Программа деятельности семейных клубов может начинаться с регулярны