// // Реформа военного ЖКХ привела к вымораживанию гарнизонов по всей России

Реформа военного ЖКХ привела к вымораживанию гарнизонов по всей России

931

Батальоны просят тепла

В Западном, Восточном и Южном военных округах работы по подготовке к зиме были выполнены лишь на треть
Фото: Лаура Ильина
В Западном, Восточном и Южном военных округах работы по подготовке к зиме были выполнены лишь на треть Фото: Лаура Ильина
В разделе

В начале февраля появились тревожные новости: из-за срыва подготовки к отопительному сезону в Мурманской области при минус 35 без тепла остались 2,5 тыс. жителей военного городка. По оценкам экспертов, отключение отопления в селе Алакуртти стало последствием реформы квартирно-эксплуатационных управлений Минобороны. Большинство КЭУ подверглись массовым сокращениям, а часть и вовсе была ликвидирована. Корреспондент «Нашей Версии» пытался понять, почему военные городки с тысячами проживающих в них отставников и их домочадцев всё чаще оказываются брошенными на произвол судьбы.

Напомним, что ситуация с отоплением в военном городке Алакуртти Кандалакшского района, расположенного в 50 километрах от российско-финской границы, стала критической ещё 28 января, когда в котельной вышла из строя часть отопительного оборудования. В результате полностью разморозились 16 пятиэтажных зданий и с десяток двухэтажных домов в жилом военном городке № 5. На территории села Алакуртти был введён режим чрезвычайного положения. Из замёрзших домов эвакуировали более 2 тыс. человек, в том числе 500 детей. Военным следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Северному флоту было возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 293 УК РФ (халатность).

Вмешался председатель правительства Владимир Путин, который резко раскритиковал работу «Славянки» и военных, заявив, что подготовка к зиме была проведена Минобороны «неудовлетворительно» и теперь «и область, и правительство должны подключаться», чтобы исправлять ситуацию и спасать людей. Также выяснилось, что в правительстве не раз обращали внимание министра обороны на необходимость внимательнее отнестись к подготовке к зиме, учитывая проблемы прошлого года.

По оценкам экспертов, систематические происшествия в системе военного ЖКХ – это результат так называемого аутсорсинга, который повсеместно внедряется министерством. Напомним, что четыре года назад коммунальное хозяйство Вооружённых сил в авральном порядке стали передавать гражданским «дочкам» российского военного ведомства ОАО «Ремонтно-эксплуатационное управление» и ОАО «Славянка», которые сегодня обслуживают объекты ЖКХ в Вооружённых силах.

Кроме того, от части военных городков военное ведомство и вовсе отказалось. Так, летом прошлого года распоряжением правительства России № 1470 было объявлено, что из состава охраняемых жилищных зон Вооружённых сил и Федеральной службы безопасности выводятся более 130 населённых пунктов в 39 регионах страны. Таким образом, этот документ лишил более 100 военных городков в РФ статуса закрытых. Тем самым Минобороны в одночасье решило как минимум две проблемы: сбросило со своего баланса обременительное и затратное хозяйство, кроме того, это позволит «расслужебить» большое количество квартир и ускорить решение проблемы с обеспечением постоянным жильём военнослужащих запаса, проживающих в закрытых военных городках.

Из-за поспешности и непродуманности в принятии решений неготовность военных городков к зиме стала очевидной ещё в конце прошлого года, первыми тревогу забили в Главной военной прокуратуре и ряд региональных руководителей. Уже тогда отмечалась большая вероятность срыва отопительного сезона в закрытых и бывших закрытых военных гарнизонах. В таких масштабах проблемы в военном хозяйстве наблюдались впервые, и всё это происходило на фоне, когда руководство Минобороны уверенно рапортовало об успешном переходе на новые, связанные с аутсорсингом, формы обеспечения войск в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Убаюканные оптимистичными заявлениями в ряде регионов Сибири, Забайкалья и Бурятии, военные явно запоздали с подготовкой к отопительному сезону. Реально оценивая, к чему это может привести, полпреды президента в Дальневосточном и Сибирском федеральных округах написали письма на имя министра обороны Анатолия Сердюкова с требованием срочно повлиять на ситуацию. Аналогичные обращения в военное ведомство и правительство отправили руководители Бурятии, Ульяновской области, мэры Екатеринбурга и Улан-Удэ. Но никаких официальных ответов и заявлений по этому вопросу от руководителей Минобороны не последовало. В армии посчитали, что переход на аутсорсинг, когда за тепло в домах офицерского состава и казармах отвечают сторонние организации, полностью снимает ответственность с военных.

По теме

Военные прокуроры нашли множество существенных недостатков в вопросах подготовки гарнизонов к зиме. Оказалось, что новая структура обслуживания ЖКХ военных городков фактически не работает. Так, в ряде регионов территориальные подразделения ОАО РЭУ и ОАО «Славянка» не в состоянии даже найти квалифицированных специалистов и укомплектовать ими свои штаты. Ещё одной проблемой в обеспечении гарнизонов теплом и электричеством была названа привычка Минобороны задерживать, а то и вовсе забывать оплачивать услуги ЖКХ.

Кроме того, выяснилось, что некоторые военные городки даже юридически не были переданы гражданским властям и до сих пор числятся за военным ведомством. Получается, что по документам за котельные и трубы никто не отвечает. В результате пришлось долго выяснять, кто должен проводить работы на отопительных складах и трубопроводах в десятках «ничейных» военных городков. Неразбериха с этим вопросом царит и в самом военном ведомстве. Как оказалось, такое важное направление, как военное ЖКХ, не координирует ни один из заместителей министра обороны, хотя раньше этим очень плотно занимался главный военный тыловик.

В итоге это привело к тому, что в Западном, Южном и Восточном военных округах необходимые для подготовки к зиме работы были выполнены лишь на треть. Немного лучше оказалось положение в Центральном военном округе, где было проведено около половины необходимого объёма работ. В результате проблемы стали возникать даже в таких благополучных регионах, как Московская область. К примеру, в плачевном состоянии находится военный городок в Истринском районе Московской области, оставшийся без тепла и воды по вине управляющих компаний, с которыми заключило соглашение Министерство обороны РФ. Всё это наложилось на то, что в домах городка с 70-х годов не производился капитальный ремонт, в результате каждая подготовка к зиме для жителей – это эксперимент на выживание.

По оценкам специалистов, сегодня попытки реформировать армию идут с одной лишь целью – добиться максимального сокращения расходов на её содержание. Это в полной мере относится и к реформе военного коммунального хозяйства. К примеру, военные городки покидают военные части, их коммунальное хозяйство передаётся местным администрациям. Но в этих военных городках остаются жить люди, о которых никто не вспоминает. Военный городок Алакуртти Кандалакшского района – это типичный пример. В существующих условиях жителям практически приходится выживать, и проблема с обеспечение теплом не единственная. К примеру, некоторые «умирающие» военные городки находятся на удалении сотен километров от крупных населённых пунктов, поэтому туда затруднена даже доставка товаров. Местных жителей невозможно обеспечить какой-либо работой, а детей – приличным образованием.

И это уже правило, когда при сокращении большинства военных гарнизонов практически не реализуются меры по социальной защите жителей военных городков, военнослужащих и отставных офицеров. Но нельзя обрекать на нищенское существование и морозить людей только из-за того, что это сэкономит военный бюджет.

Как рассказал «Нашей Версии» руководитель научно-аналитического центра по проблемам национальной безопасности информационного агентства «Оружие России» Анатолий Цыганок, внедрять аутсорсинг в военное ЖКХ при его нынешнем состоянии – это поспешное решение. Если этот процесс продолжится, то происшествие в Алакуртти станет далеко не последним ЧП подобного рода.

«Хотя сама идея передачи военного ЖКХ сторонним организациям вполне здравая. Но нужно делать это постепенно, и самое главное – передавать не разрушенные военные городки, как это принято сегодня, а налаженное коммунальное хозяйство. Единственная возможность сегодня хоть как-то исправить ситуацию – это отменить все приказы министра обороны, касающиеся передачи ЖКХ гражданским лицам, и как можно быстрее силами военного ведомства восстановить коммунальное хозяйство военных городков», – считает наш собеседник.

Опубликовано:
Отредактировано: 20.02.2012 15:59
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх