Версия // Общество // «Рабство», подмена товаров и «пробные дни»: как выглядит изнанка онлайн-магазина Lamoda?

«Рабство», подмена товаров и «пробные дни»: как выглядит изнанка онлайн-магазина Lamoda?

4195

Обратная сторона шопинга

«Рабство», подмены товаров и «пробные дни»: как выглядит изнанка онлайн-магазина Lamoda?
(фото: Яндекс.Карты)
В разделе

Что скрывается за громким именем известного маркетплейса? Журналисты выяснили, в каких условиях работают сотрудники крупного онлайн-магазина Lamoda, некоторое время назад сменившего владельца, и почему у работников и покупателей все чаще возникают жалобы.

Издание «Лайф» продолжает серию разоблачений в рамках проекта «SHOT-проверка», показывая, как выглядит изнутри крупный бизнес. Ранее объектами расследований становились продуктовый ритейлер «Ашан» и сеть магазинов косметики и парфюмерии «Летуаль». В новом материале издание решило выяснить, что из себя представляет изнанка популярного онлайн-магазина Lamoda, который позиционирует себя как площадка по продаже товаров из сферы моды, красоты и лайфстайл и «лидирующая e-fashion платформа в России и СНГ». Как оказалось, за красивыми картинками на сайте и в приложении «Ламоды» кроется труд, который сами сотрудники сравнивают с рабским, унизительные условия работы, невысокие зарплаты, недовольство покупателей – и многомиллионные доходы владельцев.

«Рабство» и «тюрьма»

Сотрудники Lamoda, комментарии которых приводит издание, рассказывают о физически тяжелых условиях. Они называют стаж в компании «бесплатным рабством», а также сравнивают работу с тюрьмой.

Условия, в которых находятся сотрудники Lamoda, не слишком отличаются от тех, в которых трудятся работники других маркетплейсов – OZON или Wildberries. Им точно так же приходится раздеваться, как и на нашумевших видео из Wildberries, проходить проверку, сдавать на хранение ценные вещи, проходить через металлодетекторы и так далее.

В интернете можно найти большое количество негативных отзывов от сотрудников. В некоторых их них пишут, что такая работа подходит лишь людям с «серьезными финансовыми проблемами», при условии, что они живут в глухой деревне и не имеют образования.

Проводить параллели с рабством сотрудников заставляют «пробные дни»: новоиспеченные работники проводят на складах компании полноценную смену, но на работу их в итоге не оформляют, и никаких денег они не получают. Помимо этого, они жалуются на грубое отношение со стороны руководства, переработки и большую нагрузку.

Перемены не к лучшему

Если раньше на Lamoda в основном жаловались сотрудники, в прошлом году ситуация изменилась. Швейцарская компания Centra, владеющая онлайн-магазином, продала российский бизнес предпринимателю Якову Панченко. Вскоре в интернете стали распространяться негативные отзывы и от покупателей. Некоторых из них не устраивают махинации компании, которая заставляет сотрудников убеждать клиентов оплачивать покупки через систему быстрых платежей. Это экономит Lamoda деньги, но покупатели остаются без кешбэка.

Есть и те, кто жалуется на «свинское отношение» к клиентам. В частности, пользователи сети обращают внимание, что Lamoda прекратила доставки в некоторые города, лишив людей привычного сервиса, а также часто теряет заказы, меняет адреса и даты доставок, не уведомляя клиентов, и так далее. Горячая линия магазина стабильно не работает. Получить обратную связь в случае возникновения проблем бывает очень и очень проблематично.

По теме

Зарплатный вопрос

На рекрутинговых сайтах новых сотрудников заманивают на работу в компанию довольно высокой зарплатой: Lamoda обещает платить сортировщикам 65 тысяч рублей в месяц. Но на практике выясняется, что дневная смена стоит 2000 рублей. Если человек отрабатывает обычные 20 рабочих дней в месяц, получается всего 40 тысяч рублей – разница более чем в треть. Впрочем, никто не запрещает сотрудникам «доработать» до нужной цифры, взяв дополнительные смены.

Зарплата автокурьеров несколько выше: они получают до 70 тысяч рублей. Но их работа связана с определенными рисками. Некоторые ушлые клиенты подменяют товары во время примерки. Они заранее приобретают дешевые подделки брендов из Китая, а потом заказывают на Lamoda оригинальную одежду, обувь и аксессуары. Курьер привозит заказ, покупатели уходят в другую комнату, чтобы примерить вещи, а потом меняют оригиналы на «реплики». Заметить подмену с первого взгляда возможно не всегда, и курьеры попадают на огромные штрафы – им приходится из своего кармана оплачивать дорогостоящий товар. После этого им приходится бесплатно работать месяцами, постепенно закрывая долг. Из-за таких случаев курьеры не доверяют клиентам, и тем зачастую не нравится их поведение. На этой почве возникают конфликты, и в компанию поступают жалобы, которые ведут к новым штрафам – каждый такой эпизод «стоит» 5000 рублей, которые вычитают из зарплаты.

К слову, подменами в некоторых случаях занимаются и сами сотрудники Lamoda.

В заботе о репутации

До последнего времени Lamoda тщательно выстраивала свой имидж, подкрепляя его многочисленными позитивными статьями, выходившими на разных ресурсах в разные годы. Такие материалы можно встретить не только в интернет-изданиях, но и в социальных сетях или профильных форумах. Многие блогеры также освещали деятельность онлайн-магазина. Авторы материалов писали их от лица сотрудников компании, рассказывая о своем «положительном опыте» и давая рекомендации по трудоустройству. Часть публикаций посвящена тому, как продвигать свои товары на площадке, каковы условия сотрудничества и так далее. Надо отметить, что в сети о маркетплейсе в целом значительно меньше негатива, чем о других подобных площадках – Wildberries и Ozon.

Весной 2023 года в онлайн-прокат вышел документальный фильм об истории моды в России, который выпустила Lamoda – вероятно, тоже в репутационных целях. Но актерский состав вызывает определенные вопросы. В фильме снялись медийные персоны, не скрывающие своих оппозиционных взглядов: Рената Литвинова, Ксения Собчак, рэпер Pharaoh и другие.

Прибыльный бизнес

Компания Lamoda была учреждена в 2010 году немецкими бизнесменами Флорианом Янсеном, Буркхардом Биндером, Нильсом Тонсеном и Домиником Пикером. Сначала предприниматели собирались продавать обувь, потому юрлицо было зарегистрировано с названием «Купишуз». Но очень скоро основатели поняли, что обувь не обеспечит действительно крупную прибыль, и нужно расширяться за счет других товаров.

Это решение привело к тому, что в компанию стали вливать очень серьезные деньги: буквально сотни миллионов долларов. В числе западных инвесторов оказалась и Международная финансовая корпорация IFC, входящая в группу Всемирного банка. Это позволило Lamoda занять лидирующие позиции в России. Затем филиалы компании появились в Казахстане, Белоруссии, на Украине, в странах Прибалтики. На сегодняшний день только в РФ 17 тысяч пунктов выдачи Lamoda – как фирменных, так и партнерских.

В 2019 году маркетплейс девятую строчку в рейтинге наиболее дорогих компаний Рунета по версии российского Forbes – ее выручку оценили в 35 миллиардов рублей. Рыночная стоимость компании достигла 226 миллионов долларов.

Пандемия не ударила по бизнесу, напротив, став толчком к развитию. Lamoda нарастила прибыль, ежегодно прибавляя в выручке 5-7 миллиардов рублей. К концу 2022 года она достигла 61,3 миллиарда рублей. Интересно, что в 2018 году Тонсен и Пикер вышли из проекта. В 2020 за ними последовали Янсен и Биндер, а в 2022 году компания перешла к российскому собственнику.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 16.05.2023 23:23
Комментарии 0
Наверх