Версия // Общество // Проверку качества авиатоплива перевозчики хотят переложить на государство

Проверку качества авиатоплива перевозчики хотят переложить на государство

4953

Авиаскупцы

Темур Козаев
В разделе

Авиаперевозчики сначала уповали на конкуренцию и дешёвое топливо, а теперь не хотят сами отвечать за то, что они заливают в баки. Сегодня авиационный керосин проходит проверки по документам с сомнительным юридическим статусом. При этом жёстких нормативов по контролю за качеством авиационного топлива на сегодняшний момент не существует.

Подобная правовая коллизия возникла в связи с тем, что ещё в 2015 году вступило в силу новое законодательство, отменяющее обязательную сертификацию топливозаправочных компаний и лабораторий горюче-смазочных материалов. В такой либерализации на самом деле был свой резон – сегодня рынок сильно отличается от того, каким он был ещё 10–15 лет назад. И потому если раньше среди заправщиков было много случайных компаний, никак не связанных с производителями, то сегодня они практически слиты воедино: производитель и поставщик топлива – это, по сути, дочерние подразделения одной и той же компании.

Раньше качество топлива контролировалось на НПЗ, в транспортных компаниях и в аэропорту. С отменой обязательной сертификации Минтранс должен был разработать изменения в Федеральные авиа­ционные правила, прописав механизмы контроля за качеством топлива. Качество авиакеросина контролируется сейчас только на его выходе с завода-изготовителя и больше нигде. Лишь крупные ответственные гавани сохранили у себя точный контроль за топливом сверх обязательных рег­ламентов.

Роман Гусаров, главный редактор портала avia.ru:

– Я не знаю, что мешает Минтрансу ускориться. Конечно же, наводить порядок надо, ведь нормативы, которыми сейчас пользуются компании, имеют непонятный юридический статус. Но в то же время за последние два года я не припомню ни одного случая, где были бы подозрения заправки некачественным топливом. Случайных игроков на этом рынке давно уже нет.

В связи с этим Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) несколько дней назад направила официальное письмо в ведомство, где, в частности, указала, что «правовая неурегулированность в сфере авиатопливообеспечения создаёт угрозу для обеспечения безопасности полётов». В ответ в Минтрансе пояснили, что законодательные изменения уже готовы и прописанные в них требования соответствуют самым жёстким международным стандартам. Правда, почему с 2015 года эти жёсткие международные стандарты так и не были введены в действие, пока неясно.

«В законодательстве до сих пор сохранились отдельные статьи об организации заправки воздушных судов и о работе лабораторий, но фактически они неприменимы, поскольку основная статья об обязательной сертификации топливозаправочных компаний была отменена», – поясняют в АЭВТ. В сухом остатке получается, что на сегодня качество авиа­топлива зависит исключительно от добросовестности нефтяных компаний. Впрочем, всё это скорее акты доброй воли самих нефтяников и их забота об имидже компаний. При этом законодательно административная и уголовная ответственность за возможные проблемы с топливом сегодня возложена на авиаперевозчиков. Им бы объединиться и самим контролировать топливо – ведь от него зависит исправность и ресурс их самолётов, не говоря уже о жизни пассажиров.

От редакции

Столь настойчивое упование авиакомпаний на государство несколько удивляет. В частности, на зарубежных рынках регулированием подобных вопросов, как правило, занимаются в профессиональных ассоциациях. По словам исполнительного директора агентства «Авиапорт» Олега Пантелеева, сертификация в данном вопросе вполне оправданна, поскольку это влияет на безопасность полётов. Только вот почему бы авиакомпаниям вслед за нефтяниками не разработать собственные системы сертификации и контроля за топливом?

Впрочем, вопрос этот почти риторический – в таком случае придётся тратить свои средства. Отсюда все попытки опять всё свалить на государство.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 03.04.2017 08:40
Комментарии 1
Наверх