В ходе работы были изучены история развития сферы культуры в России, проведен сравнительный анализ современных подходов к сфере культуры в различных странах мира, перспективы развития информационных технологий как основы сферы культуры, а также роль культуры в жизни современного общества.
1. В трех томах исследования последовательно представлены: Аналитика (1 Том), Законодательство (2 Том), Терминология (3 Том). Разработана универсальная Базисная блок-схема сферы культуры, в соответствии с которой также впервые в РФ предметно определены границы и структура сферы культуры. Ключевая часть исследования – анализ финансовых показателей культурных индустрий за 2018-2019 гг., а также прогнозные данные на 2021 г. с акцентом на катастрофические последствия пандемии, отрицательно повлиявшие на обороты индустрий в марте-декабре 2020 года.
2. Главными «жертвами» пандемии ковида по предварительным итогам 2020 года стали:
- афишные зрелищные мероприятия – падение на 70-75%;
- печатные СМИ – падение на 55%;
- неафишные (в т.ч. корпоративные и частные) зрелищные мероприятия – падение на 50%;
- туризм – падение на 44%;
- кинопоказ – падение на 43%.
3. Объёмы офлайн-сегментов культурных индустрий сократились более, чем в полтора раза
В 2020 году обороты онлайн-сегментов впервые превысили обороты офлайна более, чем вдвое! Стоит отметить, что творческий контент создается в основном за счет офлайна. В сфере онлайна политику определяют корпорации, которые стараются минимизировать выплаты создателям контентов. Таким образом, резкое сокращение офлайн-сферы из-за пандемии уже привело к заметному сокращению количества создаваемых произведений.
От себя приведем пример с книгоиздательской сферой, где ситуация, когда крупные издательства обращают все большее внимание на издание книг и тем, освещаемых блогерами, имеющими большое количество подписчиков, (а даже не на известных литераторов, чьи книги переиздаются, но небольшими тиражами) не является сегодня чем-то удивительным и представляет собой одну из тенденций, о чем мы писали
4. Сфера информационно-коммуникационных технологий, обеспечивающая доступ населения к творческому контенту и культурным услугам, показала значительный рост:
- предоставление доступа в интернет (+5%);
- продажи бытового электронного оборудования (+9%);
- легальные аудио- и видеосервисы (+55% и +36% соответственно);
- платное ТВ (+2%);
- пиратские ресурсы (+11%);
- деятельность дата-центров (+23%).
5. Доходы от коммерческой деятельности в сфере культуры по ключевым сегментам в 2019 году составили порядка млн. руб.
- Информационно-коммуникационные технологии (50%);
- Контентные онлайн-сервисы и другие медиа (18%);
- Зрелищные индустрии (7%);
- Остальное (25%).
Также отметим, что роль искусственного интеллекта (ИИ) в создании и продвижении произведений культуры (фильмы, музыкальные альбомы, стриминговые сервисы и пр.), все более возрастает, что мы анализировали.
6. Одним из важнейших стабилизирующих факторов сферы культуры в РФ стали регулярно выделяемые бюджетные ассигнования - около 600 млрд руб (18% в общем обороте индустрий). Практически все эти деньги направлены в государственные учреждения культуры (ГБУ, ГБУКи и др.). Предпринимательский сектор гос. бюджетами не поддерживается! Общие обороты культурных индустрий в РФ в 2020 году упали на 11% (с 3,39 до 3 трлн руб.) по сравнению с 2019 годом.
7. В исследовании опубликован рейтинг 300 крупнейших организаций, работающих в культурных индустриях РФ.
– Компании из Топ 20 формируют 86% оборота индустрии.
В их числе – банки (ВТБ, Альфа банк), телеком-операторы (МТС, Билайн и др.) и прочие ИКТ-компании (Яндекс, Мейл.ру), медиахолдинги (Газпром-медиа, Национальная Медиа Группа, ВГТРК) и др.
Культурная деятельность является основной лишь для некоторых из них.
– Бюджетные организации составляют 61% списка, на них приходится 34% оборота. Именно для бюджетных организаций культурная деятельность является основной.
8. Впервые в России систематизирована и собрана в одно издание терминология сферы культуры. Выявлены значительные, часто критические расхождения в терминах и определениях действующего законодательства и текущей аналитики, а также безнадежная архаичность множества активно используемых терминов, среди которых:
- культурно-просветительское мероприятие;
- театрально-зрелищное мероприятие;
- зрелищно-развлекательное мероприятие;
- концерт;
- спектакль;
- цирк;
- цирковой спектакль;
- эстрада;
- академическая музыка;
- классическая музыка;
- шоу-бизнес.
и др.
Эта проблема представляется значительным, практически непреодолимым препятствием для развития культурных индустрий. Кроме того, без её решения невозможно системное развитие и даже определение понятия «Креативных индустрий».
9. Впервые в исследовании опубликован Топ-85 корпораций, определяющих развитие мировой сферы культуры. Отмечено завершение процесса поглощения корпорациями (в первую очередь – из сферы ИКТ) производителей творческого контента (кино, музыки и др.). К 2020 году заметных независимых компаний-производителей в мировой массовой культуре практически не осталось!
Графики и статистические данные исследования предоставлены Информационным агентством InterMedia.
«Наша Версия» выступила информационным партнером исследования 2020 года.
Фотографии – Роман Егоров.