Версия // Общество // Позиции ВСУ обстреливают снарядами с листовками и глушат гимном России

Позиции ВСУ обстреливают снарядами с листовками и глушат гимном России

6265

Психборьба

Позиции ВСУ обстреливают снарядами с листовками и глушат гимном России
(фото: Михаил Андроник/РИА Новости; YouTube.com)
В разделе

В Минобороны сообщили, что общее число пленённых украинских военных достигло 6489 человек. Отмечается, что это ­во многом стало результатом активной агитационной работы с предложением бросать оружие и сдаваться. «Наша Версия» разбиралась, какие средства использует российское военное ведомство для подрыва боевого духа у противника.

В России пропагандой в тылу и боевых порядках противника традиционно занимается Генеральный штаб, а конкретно Главное управление Генштаба, которое по привычке все именуют прежним названием ГРУ – Главное разведывательное управление. Центры психологической борьбы есть в каждом военном округе. Здесь служат выпускники элитных военных вузов – Военной академии (сленговое название – «консерватория») и Военного университета. Главная задача этих подразделений – целенаправленное воздействие на сознание, волю, чувства и настроения для ослабления морального духа и боевой мощи противника.

Ракетно-бомбовый удар

Средства военные пропагандисты применяют самые разные. Классикой жанра считаются листовки, основным способом распространения которых остаются агитационные боеприпасы. В начале июня сообщалось, что российские военные «обстреляли» позиции украинских войск в Запорожской области листовками, для доставки которых использовались 122-мм гау­бицы Д-30. В листовках военнослужащих вооружённых сил Украины убеждают сдаться, аргументируя, что им нет смысла воевать за президента Украины Владимира Зеленского и олигархов – изображения указанных персон были размещены в агитматериалах в виде фотографий. Обращает на себя внимание образ советника главы офиса президента Алексея Арестовича, которого показали военным в парике и платье, взяв скриншот из его роли в фильме, где он играет женщину. Видимо, украинским военным намекали, что Арестович совершенно «не свой» для них. Впрочем, насколько такой креатив помог убедить противника, пока непонятно.

В настоящее время в армии РФ существует целый набор агитационных боеприпасов для различных систем вооружения и родов войск. Это агитационные авиационные бомбы, агитационные снаряды для нарезной артиллерии, агитационные бое­припасы для реактивной артиллерии, а также агитационные миномётные мины. Самые мощные из указанных боеприпасов – авиационные бомбы АгитАБ-500-300. Бомба длиной в 2,4 и диаметром в 0,4 метра вмещает в себя сразу 30 тыс. листовок формата А4. Площадь их разброса после подрыва составляет 3–10 гектаров, в зависимости от ветра и рельефа местности. Такие бомбы, в частности, использовались во время войны в Чечне. Немного меньший объём несут в себе агитационные артиллерийские боеприпасы. Например, неуправляемый реактивный снаряд 9М28 для системы БМ-21 «Град» способен доставить в боевые порядки противника 1,5 килограмма информации о бесполезности сопротивления и социальных гарантиях военнопленным.

Дайте звука

Воздействие на противника Российская армия также способна оказывать, буквально вкладывая информацию в уши. Для этого используются звуковещательные системы, самой мощной из которых является созданная в начале 80-х годов система МЗС-83 «Гром» – она устанавливалась на шасси бронированного тягача МТ-ЛБУ. Мощность её акустики составляет 4500 ватт – этого хватает, чтобы призыв к сдаче в плен можно было услышать с расстояния в 9 километров. Эта установка впервые применялась в Афганистане и остаётся на вооружении по сей день.

По теме

Самыми распространёнными звуковещательными системами Российской армии сегодня являются установки средней мощности ЗС-82 «Декоратор» и ЗС-88 «Делитель» на шасси машины БРДМ-2 и бронетранспортёра БТР-80. Этой технике также уже многие десятки лет, поэтому в качестве источника звука в ней используется древний кассетный войсковой магнитофон ВМ-85K. Нужно заметить: такие установки не раз применялись во время вооружённого конфликта в Донбассе как со стороны украинской армии, так и силами непризнанных республик. Сейчас такие БТР использует Российская армия.

Самой продвинутой акустической системой является принятая на вооружение в середине нулевых звуковещательная станция ЗС-96.2, которая монтируется на бронетранспортёре БТР-80. Дальность действия станции составляет 7 километров, при этом звук распространяется с учётом условий окружающей среды. Звуковещательная станция ЗС-96.2 имеет бортовую метеостанцию, которая собирает и с помощью специального программного обеспечения обрабатывает данные о погоде, после чего модулирует усиленный акустический сигнал. Также подавлять волю противника можно с воздуха при помощи звуковещательной установки ВЗС-85, которая устанавливается на вертолёт Ми-8. Радиус действия этого гаджета весом 400 килограммов и мощностью 1500 киловатт составляет до 4 километров.

Любопытно, каким именно образом помимо передачи традиционных призывов к прекращению сопротивления используют данные установки российские специалисты по ведению психборьбы. Как стало известно, периодически через громкоговорители, обращённые к позициям ВСУ, транслируется на всю громкость гимн России и различные патриотические песни на русском языке.

Хотя ряд экспертов считают, что в настоящее время подобные методы ведения агитации несколько устарели. Теперь можно с помощью технических средств разослать разъяснительную информацию прямо на мобильные телефоны противника – как недавно выяснилось, из-за того, что военные вопреки запрету продолжают использовать личные мобильники, довольно легко удаётся установить, где они находятся и в каком количестве. Такой вариант агитации намного действеннее, нежели листовка: получивший на телефон сообщение боец осознаёт, что противник знает о нём всё, вплоть до местонахождения, что оказывает мощное деморализующее воздействие.

Также высокую эффективность имеют различные пропагандистские ролики, которые публикуются в мессенджерах и видеохостингах и демонстрируют удачные случаи применения своего оружия или уничтожения противника. Не менее сильными оказываются видео с допросами пленных или убитыми солдатами противника. Также есть подбадривающие и угрожающие ролики, где участники боевых действий выступают с обращениями к бойцам своей армии или армии противника. В частности, любовь к съёмке героических видео отмечалась у бойцов чеченских подразделений Росгвардии. В свою очередь, аналогичную работу ведут и украинцы. Так, в украинских пабликах широкое распространение получили постановочные видео о высокой эффективности применения ВСУ западного вооружения. Для этого на съёмочной площадке была создана реконструкция боя украинских военнослужащих с превосходящими по численности российскими войсками. При этом роли противника, предположительно, исполнили бойцы местной тер­обороны.

Анатолий Цыганок, руководитель Центра военного прогнозирования

– Воздействие на противника с помощью агитации, а особенно листовок, – давняя советская и российская традиция. Это хорошо срабатывало в конце Великой Отечественной войны, также такие методы были опробованы в Чечне, где российские войска распространяли сатирические изображения чеченских полевых командиров. Самая популярная разновидность листовок во время любой войны – это так называемые пропуска в плен, а также листовки, которые объясняют солдатам противника, что в плену им будет лучше и сытнее, чем на передовой. Но предсказать результативность агитационных боеприпасов невозможно. Фактически они работают, когда противник находится в тяжёлом положении, и совершенно бесполезны, когда тот имеет или считает, что имеет, успех на фронте. К примеру, ведёт наступательные действия. В некоторых случаях неправильные тексты могут и вовсе спровоцировать агрессию.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 14.06.2022 14:27
Комментарии 0
Наверх