Версия // Общество // Появившийся в СССР институт наставничества приобретает большую значимость в современных реалиях

Появившийся в СССР институт наставничества приобретает большую значимость в современных реалиях

5446

Опыт поколений

Появившийся в СССР институт наставничества приобретает большую значимость в современных реалиях
(фото: PxHere)
В разделе

Наставничество, широко распространенное в советском образовании, обладает большим потенциалом и сейчас, поэтому данная практика возрождается в современных учебных заведениях. Одним из них стала Российская высшая школа, где институт наставничества позволяет молодым педагогам быстрее и качественнее вникать в образовательный процесс и адаптироваться к реалиям и требованиям времени.

Институт наставничества обладает почти вековой историей: он возник в 30-е годы прошлого века в СССР, когда во главе угла стояла задача по воспитанию нового поколения и профессиональной смены. Для этого профессионалы, уже имеющие богатый опыт работы, поддерживали и обучали молодых специалистов. Практика показала свою успешность и обоснованность, поэтому о ее актуальности можно говорить и сейчас.

Наставничество прочно вошло в систему образования в 60-е годы, получив к этому времени широкую популярность и поддержку со стороны государства, так как налицо была его эффективность. Как напоминает Марина Мельничук, глава департамента английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета при Правительстве РФ, «начиная с 70-х годов, каждому выпускнику педагогического вуза надлежало пройти стажировку по индивидуальному плану под руководством опытного педагога». А современный подход к наставничеству должен включать не только использование уже проверенных практик, но и новые формы взаимодействия между участниками данного процесса, выстроенные на основе инновационных моделей.

Ректор Финансового университета при Правительстве РФ Михаил Эскиндаров запустил проект «Наставничество» в рамках вуза, и департамент иностранного языка и профессиональной коммуникации активно подключился к его реализации.

Марина Мельничук: «Участниками данной программы стали 17 сотрудников Департамента (13% всего коллектива, включая профессорско-преподавательский состав и административно-управленческий). Совместная работа коллег доказала, что наставничество — это одна из эффективных форм профессионального обучения, имеющая живую «обратную связь», в рамках которой наставник может не только координировать и стимулировать процессы адаптации преемника из числа молодежи, но и управлять ими, используя дополнительные методы обучения нового сотрудника вуза».

Наставничество представляется перспективной практикой, эффективность которой во многом обусловлена гибкостью данной формы сотрудничества. Оно не предполагает строго регламентированного кодекса правили стандартов, методы отличаются вариативностью и используются в зависимости от конкретной ситуации и требований образовательного учреждения. Кроме того, участники процесса взаимно заинтересованы в подобном взаимодействии.

Марина Мельничук: «Роль администрации вуза и поддержка данного вида профессионального взаимодействия со стороны Министерства науки и высшего образования и Правительства РФ очевидны: тщательно разработанная и поддерживаемая эффективная система наставничества позволит руководителям образовательных учреждений, педагогам-наставникам быстро и качественно решать задачи профессионального становления новых кадров, оказывать им помощь в самоорганизации, самоанализе своего развития, повышать их профессиональную компетентность».

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 02.09.2021 17:01
Комментарии 0
Наверх