// // Поход «Адмирала Кузнецова» может помочь военным получить деньги из бюджета

Поход «Адмирала Кузнецова» может помочь военным получить деньги из бюджета

2641

"Адмиралу" дали прикурить

2
В разделе

1 октября единственный российский авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» в составе группы, в которую вошли тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий», большие противолодочные корабли «Североморск» и «Вице-адмирал Кулаков», а также суда обеспечения, прошёл через пролив Ла-Манш, направляясь в Сирию. Хотя российские корабли часто ходят в Средиземное море, но в этот раз это событие вызвало ажиотаж на Западе.

Сюжет: Армия

«Наша Версия» выяснила, для чего Министерство обороны могло отправить флагман российского ВМФ к дальним берегам.

О выходе из Североморска 15 октября корабельной авианосной группы Северного флота стало широко известно после насмешливых комментариев в соцсетях, предметом которых стал чадящий дымом «Адмирал Кузнецов», внешне больше похожий не на современный боевой корабль, а на броненосец начала XX века. Эксперты говорят, что поход в Средиземное море для крейсера изначально был довольно рискованным предприятием. Этот корабль, который по сложившейся традиции называют единственным российским авианосцем, хотя в реальности он является только тяжёлым авианесущим крейсером, имеет весьма сложную историю. «Адмирал Кузнецов» вошёл в состав флота в 1990 году – последовавший развал советского ВМФ привёл к тому, что корабль так и не получил всего запланированного оборудования, а также был лишён нужного обслуживания и необходимой береговой инфраструктуры. Всё это приводило к быстрому исчерпанию ресурса корабля.

Двигатели «Кузнецова» ремонтировали пять раз

Таким образом, единственный российский авианосец обрёл статус едва ли не самого проблемного корабля во всём флоте. Неудачно спроектированная главная энергетическая установка в условиях не самого лучшего обслуживания часто выходила из строя, из-за чего корабль несколько раз на океанских просторах терял ход, отчего на случай непредвиденной поломки двигателей флагман, по всей видимости, постоянно вынужден был ходить в сопровождении буксира океанского класса. Пять серьёзных ремонтов не могли исправить ситуацию. Начиная с 2010 года военные всерьёз говорили о необходимости модернизации авианосца «Адмирал Кузнецов», которая включала бы средний ремонт корабля с заменой ряда систем. Теперь сообщается, что модернизация начнётся в 2017 году – планируется, что помимо ремонта энергетической установки корабль должен получить новое вооружение, а также оборудование, позволяющее полноценно использовать перспективные палубные самолёты, оснащённые высокоточным оружием и современной бортовой электроникой.

Это, повторим, только перспективы, а пока же двигатели «Адмирала Кузнецова», похоже, не способны выжать из себя заявленную максимальную скорость в 29 узлов – максимум корабль разгоняется до 24 узлов, а оптимальная скорость составляет 10–12 узлов. По всей видимости, дымовой шлейф в ходе прохода Ла-Манша и Па-де-Кале образовался после того, как экипаж попросили дать полный ход. Раскрутить двигатель до максимальных оборотов получилось только с выжиганием в атмосферу громадного количества лишнего топлива, а значит с большим дымовым шлейфом. Недооценивать проблему потери мощности двигателями нельзя – неспособность корабля дать полный ход приводит к тому, что находящиеся на его борту самолёты имеют серьёзные ограничения по взлётному весу, не позволяющие брать полный запас топлива и боевую нагрузку.

Флагман привёл подмогу

Естественно, возникает вопрос: для чего именно сейчас понадобился рискованный во многих смыслах поход этого не самого надёжного корабля? Специалисты говорят, что помимо официально заявленной цели похода, а именно «обеспечения военно-морского присутствия в оперативно важных районах Мирового океана», имеется ещё несколько скрытых задач. Напомним, что по своему оснащению корабли этого класса предназначены для сопровождения атомных подлодок и военных кораблей, а также защиты их от нападения с воздуха и моря. Потому вполне возможно, что под прикрытием «Адмирала Кузнецова» через узкие проливы в Средиземное море было незаметно заведено несколько атомных подлодок. Кроме того, у России по сей день нет в Сирии полноценной военно-морской базы, поэтому боевые корабли не могут долгое время находиться в Средиземном море и им приходится действовать по принципу ротации. В условиях нарастающей напряжённости в регионе понадобились резервы, возможно, для заключительного штурма осаждённого сирийского города Алеппо, которые и может обеспечить «Адмирал Кузнецов», несущий на борту истребители-бомбардировщики и вертолёты.

По теме

Также эксперты говорят, что выход авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» может иметь ещё одну скрытую и более значимую для военных цель – поход понадобился для того, чтобы попытаться реанимировать программу производства авианосцев. Напомним, что в прошлом году в Главном штабе ВМФ РФ заявили, что к 2026–2027 годам Военно-морской флот получит перспективный авианесущий крейсер. Работы по проектированию такого корабля в настоящий момент уже ведутся. О планах по созданию авианосцев было сказано в 2009 году, когда руководители Гособоронзаказа заявили о возможности построить корабль с атомной энергетической установкой и водоизмещением 60 тыс. тонн. Его предполагалось оснастить авиагруппой из самолётов пятого поколения с горизонтальными взлётом и посадкой, а также вертолётами и беспилотниками. Позже разговоры об идущем проектировании авианесущих кораблей звучали ещё несколько раз, но официально о запуске этой программы так и не было заявлено. Очевидно, что государство сегодня не готово тратить огромные суммы на строительство кораблей такого класса. Вот военные и надеются, что успех «Адмирала Кузнецова» в Сирии позволит им реанимировать этот проект. На фоне нынешних попыток Минобороны получить из бюджета дополнительное финансирование поход авианосца является хорошим способом убедить власти, что жалеть деньги на поддержание имиджа великой военно-морской державы явно не стоит.

Валентин СЕЛИВАНОВ, бывший командир 5-й оперативной эскадры ВМФ СССР в Средиземном море, адмирал:

– Каждый корабль российских ВМФ выходит на боевую службу полностью боеготовым, и потому все домыслы, что у авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» имеются серьёзные технические проблемы, не соответствуют действительности. Происхождение дыма легко объяснить: сейчас почти все корабли оснащены газотурбинными или дизель-электрическими силовыми установками, поэтому их выхлоп почти не виден, а на авианесущем крейсере «Адмирал Кузнецов» установлены паросиловые двигатели. Принцип работы этих установок такой: в котлы подаётся мазут, за счёт этого нагревается вода, образуется насыщенный пар, нагретый до температуры 300 градусов. В тот момент, когда в котлах горит мазут, образуется чёрный дым.

Думаю, что этот поход – никакая не демонстрация силы, а нормальная боевая служба. В советское время для защиты интересов Советского Союза в этом регионе действовала 5-я оперативная эскадра ВМФ, сейчас, по всей видимости, подобная служба возрождается. Россия всегда была в Средиземном море и всегда там будет. Не думаю, что эти корабли специально отправили в Сирию для поддержки авиационной группировки. Не могу сказать точно, будут ли они участвовать в операции в Сирии, но в любом случае такой поход будет весьма полезен для команды.

Справка

В состав эскадры на момент формирования входило до 15 кораблей. Численность соединения на протяжении двух лет варьировалась от 10 до 20 кораблей и судов в зависимости от напряжённости ситуации и увеличения круга задач. В настоящее время в российскую корабельную группировку в Средиземном море входит не менее шести боевых кораблей и трёх-четырёх судов обеспечения из состава всех флотов. Основу эскадры составляют ракетные, противолодочные и десантные корабли. В разное время в состав соединения входили: тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов», тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий», гвардейские ракетные крейсера «Москва» и «Варяг».

Действующий в этом регионе Шестой оперативный флот ВМС США также постоянного состава не имеет – силы и средства выделяются в его состав приказом Оперативного штаба ВМС по мере необходимости. Основная ударная сила флота включает один-два авианосца, каждый из которых сопровождает около шести крейсеров и эсминцев. В 2003 году, в момент максимального усиления, в состав флота входило более 40 надводных кораблей, в том числе 2 авианосца, 2–4 атомные подводные лодки, 175 самолётов и 21 тыс. военнослужащих. При этом большинство американских кораблей на 10–20 лет современнее российских.

Опубликовано:
Отредактировано: 02.11.2016 14:40
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх