Версия // Общество // После Первой мировой войны появился новый класс кораблей – гидроавианосец

После Первой мировой войны появился новый класс кораблей – гидроавианосец

2708

История гидроавианосцев. Высшая лига

В разделе

Иногда оружие, после изобретения, стоит на вооружение сотни лет. Например, пушки. Конечно, современная ствольная артиллерия не похожа на мортиры, бомбарды и карронады, но орудия XXI века являются их прямыми потомками. Но иногда бывает так, что новое оружие служит очень недолго, несколько десятков лет. «Золотой век» гидроавиации пришёлся на 20-е – 30-е годы ХХ века.

Сюжет: Армия

Это не значит, что сегодня не эксплуатируются самолеты, взлетающие и садящиеся на воду. Новые машины летают в гражданской авиации и стоят на вооружении ряда стран. Но такого «бума» гидросамолетов нет, и, наверное, уже не будет. В этой статье мы расскажем о расцвете гидроавиации и о появлении во флотах многих стран нового класса кораблей – гидроавианосцев.

Начало истории

Эта история началась во время Первой мировой войны. Военные моряки оценили роль и значение морской авиации. Для командования флотов данные воздушной разведки помогали в понимании оперативной обстановки на море. Во время войны разведка осуществлялась колесными самолетами, поплавковыми гидросамолетами, летающими лодками и дирижаблями. Если полеты дирижаблей с самого начала имели большую дальность (это определялось конструктивными особенностями), то полеты самолетов с берега позволяли вести разведку только в прибрежной зоне – дальность полетов первых самолетов была невелика. Требовалось создать плавучие базы, которые могли обеспечить полеты в любом необходимом районе. Так в конце Первой мировой войны появились два новых класса кораблей – авианосцы, на которых базировались колесные самолеты, и гидроавианосцы с поплавковыми самолетами и летающими лодками. Сначала появились гидроавиатранспорты – мобилизованные торговые суда, на которых базировались 3-4 поплавковых гидросамолета, или летающих лодок. Такие гидроавиатранспорты входили в состав флотов Великобритании, Германии, Франции, Российской империи. Иногда такие переделки парохода в гидроавиатранспорт были удачными, чаще – нет, так как в носители гидросамолетов переделывались те суда, которые были под рукой.

К концу Первой мировой войны было всего два корабля, которые можно было назвать настоящими гидроавианосцами – французский «Ле Фудр» и английский «Арк Роял».

«Ле Фудр» был введен в строй в 1896 году. Корабль был построен как быстроходный транспорт-носитель миноносок. А когда это стало не актуально, с 1911 года его переделали в плавмастерскую. Это был большой корабль водоизмещением 6 400 тонн и скоростью хода 19 узлов. «Ле Фудр» был вооружен 8-ю 100-мм пушками и 8-ю пушками калибра 64-мм и 47-мм. В 1913 году корабль был модернизирован и переделан в гидроавианосец. После модернизации «Ле Фудр» получил специальную палубу для гидросамолетов, кран для их спуска на воду и подъёма на палубу и ангар для хранения самолетов. Всю войну «Ле Фудр» провел в Восточном Средиземноморье, а после войны был продан на слом – за 22 года эксплуатации главные двигатели – паровые машины – настолько устарели, что эксплуатировать старый пароход посчитали нецелесообразным.

HMS «Ark Royal» был заложен как грузовое судно с водоизмещением 7 450 тонн и скоростью хода 11 узлов (около 20 км/ч). С началом Первой мировой войны английское Адмиралтейство купило только что спущенный на воду пароход и включило его в состав своего ВМФ как транспорт-угольщик. Но почти сразу было принято решение о переоборудования его в гидроавианосец, что обусловлено необычной архитектурой судна. У «Арк Рояла» надстройка и труба располагались в корме, а носовая и средняя часть были свободны. Трюмы приспособили под хранение самолетов, в центральной части корабля по бортам смонтировали два мощных крана для подъёма-спуска гидросамолетов. Дополнило модернизацию артиллерийское вооружение – 4 76-мм зенитные пушки. «Арк Роял» принимал активное участие в Первой мировой войне, воевал в Средиземном море, участвовал в эвакуации из Крыма белогвардейцев в 1920 году. В 20-е годы, до ввода в эксплуатацию «Альбатроса», был единственным гидроавианосцем Королевского флота. В 1934 году, в связи с вводом в строй нового авианосца, передал ему своё имя, и был переименован в HMS «Pegasus». В 1938 году на «Пегасусе» была установлена катапульта, что позволило поднимать самолеты в воздух с палубы, без спуска их на воду. Корабль воевал и во Вторую мировую войну. В 1939 году, находясь в Скапа-Флоу, во время атаки на линейный корабль «Роял Оук» принял на борт около 400 человек из экипажа потопленного линкора. Об этой атаке смотри статью «Взрыв в Скапа-Флоу» .

В 20-е годы гидроавиация находилась на вершине своего могущества. Гидросамолеты (иногда с катапультами, иногда без) во всех флотах мира устанавливались в обязательном порядке на линкорах, линейных крейсерах, тяжелых и легких крейсерах. В Голландии небольшие гидросамолеты умудрились устанавливать на эсминцах и канонерских лодках, входящих в колониальный флот Нидерландов. Эти самолеты предназначались для ведения разведки. Но в некоторых флотах морякам этого оказалось мало, им нужны были специализированные корабли, способные действовать с основными силами флота, проводить разведку и наносить бомбовые удары по выявленным целям.

«Альбатрос»

HMAS «Albatross» был построен в 1929 году для ВМФ Австралии – именно поэтому перед названием находится аббревиатура HMAS, а не HMS. Для своего доминиона конструкторы из метрополии просто сделали уменьшенный вариант «Арк Рояла», но на техническом уровне конца 20-х годов. Новый гидроавианосец был меньше – его водоизмещение составляло 4 800 тонн. На нем изначально стояли две катапульты, два дизеля позволяли развивать скорость 22 узла (около 41 км/ч). Корабль нес 9 гидросамолетов. Артиллерийское вооружение составляло четыре 120-мм орудия и два 40-мм зенитных автомата.

Корабль прожил долгую жизнь. А началась она с проблемы, которая в общем-то не свойственна Королевским ВМС. Дело в том, что самолеты, которые должны были базироваться на «Альбатросе», оказались сняты с вооружения до того, как корабль поднял военно-морской флаг. Те самолеты морской авиации, которые стояли на вооружении ВМФ Австралии, не могли быть использованы на гидроавианосце, так как их невозможно запустить с катапульты корабля. Пришлось создавать новые гидросамолеты специально для «Альбатроса». Они были приняты на вооружение только в 1933 году, то есть авианесущий корабль служил без самолетов 5 лет! После такого простоя австралийские адмиралы решили обменять «Альбатрос» на английский легкий крейсер «Хобарт», которым усилили австралийский флот. Англичанам второй гидроавианосец оказался особо не нужен, и до войны «Альбатрос» использовался как плавмастерская. Он активно участвовал во Второй мировой войне. Вначале как гидроавианосец, а потом как плавмастерская. В 1946 году корабль продали частному лицу. Его перепродавали несколько раз, пока очередной владелец не переделал его в … пассажирское судно «Hellenic Prince». Оно перевозило беженцев из Европы в Австралию. В 1953 году судно использовали для перевозки войск в Кению. В 1954 году бывший гидроавианосец был продан на слом.

«Командант Тест»

Этот французский гидроавианосец стал самым, выражаясь современным языком, «медийным» из всех кораблей этого класса в 20-х – 30- х годах. Это объяснялось несколькими причинами. Он был самым большим гидроавианосцем в Европе (больше него только японские гидроавианосцы) и имел очень необычный силуэт. Корабль построен в 1926 году. «Командант Тест» имел водоизмещение 11 500 тонн, скорость хода 20,5 узла (около 38 км/ч). На корабле могли базироваться 26 гидросамолетов. Для их старта были установлены четыре катапульты. Во Второй мировой войне «Команданту Тест» не повезло. После поражения Франции гидроавианосец остался под контролем правительства Виши и находился в Тулоне. Чтобы он не достался немцам, его затопили. 1 мая 1943 года его подняли итальянцы, потом все-таки захватили немцы, а 19 августа 1944 года корабль потопила союзная авиация.

«Командант Тест» был поднят со дна второй раз в 1945 году. Французский флот планировал перестроить его в учебный авианосец, но что-то не срослось. Корабль разрезали на металлолом.

«Джузеппе Миралья» и «Дедало»

Кроме французских моряков, мысль о том, что в составе флота для проведения разведки должен находиться гидроавианосец, разделяло руководство еще трех флотов средиземноморских стран.

Первыми в 1922 году представили свой вариант испанцы. Денег у страны было не очень много, поэтому выбран вариант переоборудования. После Первой мировой войны в испанских портах осталось несколько интернированных торговых судов Германии. Так как немецкие подводные лодки топили и испанские торговые суда, то часть из них по репарации досталась нейтральной Испании. Среди них было построенное в 1901 году немецкое торговое судно «Neuenfels» с водоизмещением 10 800 тонн и скоростью хода в 10 узлов. Было принято решение о переоборудование этого судна в гидроавианосец и переименовании в «Dédalo». В Испании его классифицировали как транспорт гидроавиации. «Дедало» не имел катапульты для старта гидросамолетов, но зато кроме 25 гидросамолетов на его борту в специальной нише в палубе базировался небольшой дирижабль! Корабль был вооружен двумя орудиями калибра 105-мм и двумя зенитными 57-мм пушками. Служба «Дедало» ознаменовалась двумя событиями. В начале своей карьеры он участвовал в войне с республикой Риф. Об этих событиях смотри статью «Гибель республики Риф». В конце активной службы 7 марта 1934 года на палубу «Дедала» впервые в мире совершил посадку автожир конструктора Хуана де ла Сьерва. Автожир – это летательный аппарат, предшественник вертолета. У него было два винта – один спереди, как у обычных самолетов того времени. Он отвечал за горизонтальный полет автожира. Второй винт, похожий на винт современного вертолета, располагался сверху. Он отвечал за вертикальный взлет и посадку. Идея автожира была популярной в среде авиаторов тех лет. Достаточно сказать, что автожир А-7 конструкции Николая Камова даже стоял на вооружении Красной армии и принимал участие в воздушных боях в начале войны.

После сообщений о планах Франции и Испании по строительству гидроавианосцев, итальянские моряки не могли остаться в стороне. Итальянцы так же, как и их испанские коллеги решили перестроить подходящее гражданское судно. Итальянский флот купил только что спущенный на воду железнодорожный паром «Citta di Messina». Судно основательно переделали. На нём установили две катапульты, краны для подъёма самолетов с воды. Переименованный в «Giuseppe Miraglia» новый гидроавианосец нёс 20 гидросамолетов. Как и его испанский «одноклассник», «Джузеппе Миралья» принимал участие в небольшой войне – он проводил разведку для итальянского флота в ходе итало-эфиопской войны. Во время Второй мировой войны итальянский гидроавианосец был сначала учебным судном, а потом плавбазой подводных лодок. Разобран на металл в 1950 году.

О югославском корабле мы расскажем во второй статье.

Японский вариант

В стране Восходящего солнца очень внимательно следили за всеми кораблестроительными программами европейских стран и США. После появления нового класса кораблей – гидроавианосцев – и того внимания, которое им уделялось, в Японии было решено построить свои корабли этого класса. Но японские моряки, наверное, не совсем доверяли европейским веяниям, поэтому все японские гидроавианосцы построены с таким расчетом, что могли быть быстро перестроены в корабли других классов.

Всего в Японском флоте находилось четыре гидроавианосца. Все корабли построены по специальным проектам. Это были крупные корабли, водоизмещением от 11 000 тонн до 15 000 тонн. Они несли 32 гидросамолета, имели 4 катапульты и скорость хода 22 узла. Кроме этого, японские гидроавианосцы имели мощное вооружение: 4 – 6 127-мм пушек и до 20 20-мм зенитных автоматов. Два однотипных гидроавианосца «Титосэ» и «Тиёда» в 1943 году были переделаны в лёгкие авианосцы. Оба потоплены в 1944 году. Гидроавианосцы «Мидзухо» и «Ниссин» были потоплены американскими подводными лодками. О японских плавбазах гидроавиации для больших летающих лодок мы расскажем во второй части статьи.

Но война на бескрайних просторах Тихого океана требовала эффективной авиационной разведки, поэтому в состав Императорского флота стали входить гидроавианосцы, переделанные по европейскому типу из торговых судов. Всего было переоборудовано 4 океанских сухогруза. Это крупные торговые суда водоизмещением около 7 000 тонн, со скоростью хода около 20 узлов, несущие на борту 12 гидросамолетов. Артиллерийское вооружение состояла из двух орудий калибром 120-мм или 150-мм и двух 76-мм зенитных орудий.

Заключение

Эпоха гидроавианосцев была яркой, но короткой, всего 10-15 лет, хотя некоторые корабли этого класса успешно воевали во Второй мировой войне. Обычные авианосцы с колесными самолетами на борту оттеснили гидросамолеты несмотря на то, что дальность полета летающих лодок была гораздо больше.

Окончание следует

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 28.04.2022 20:13
Комментарии 0
Наверх