// // Польша не рада обнаружению «золотого поезда» нацистов

Польша не рада обнаружению «золотого поезда» нацистов

6065

Кладовая Гитлера

фото: ТАСС
фото: ТАСС
В разделе

Историческая сенсация – в Польше, предположительно, найден железнодорожный состав, который в 1945 году в подземном тоннеле спрятали отступавшие фашисты. В его вагонах, как считают историки, может находиться груз золота и драгоценных камней, вывезенный нацистами с оккупированных территорий. И хотя точно о содержимом «золотого бронепоезда» никто не знает, уже разгорается спор, кому достанутся сокровища, счёт которым может идти на миллиарды долларов. Среди претендентов значится и Россия.

Пора грузить капиталы бочками? Слухи о том, что близ польского города Валжбих скрыты сокровища Третьего рейха, давно муссировались среди профессиональных кладоискателей. Достоверности им придавали сохранившиеся немецкие документы. Среди прочего в них описывался проект по созданию в Нижней Силезии разветвлённой сети подземных оружейных заводов, создать которые Гитлер приказал в 1943 году после активизации налётов союзнической авиации на территорию Германии. Работы вела военно-строительная организация Тодта, секретный проект получил название Riese («Гигант»). За год в Совиных горах близ Вальденбурга, как в ту пору именовался Валжбих, удалось прокопать свыше 9 километров тоннелей. Однако, как оказалось, миллионы рейхсмарок были потрачены зря: вскоре Красная Армия подошла к границам Силезии, и от идеи перебазирования заводов пришлось отказаться.

Сокровища искали, но не нашли

После окончания войны польские власти (надо полагать, не без помощи советских спецслужб) интересовались судьбой подземелий, входы в которые гитлеровцы взорвали при отступлении. В том числе предпринималась попытка выяснить судьбу состава из 12 вагонов, который весной 1945 года вышел из Бреслау (нынешний польский Вроцлав) в направлении Вальденбурга, однако в пункт назначения не прибыл. Имевшиеся о составе сведения позволяли предположить, что бронированный эшелон перевозил значительные материальные ценности. Но то ли компетентные органы в итоге сочли эту информацию неподтверждённой, то ли следствие зашло в тупик, однако «золотой бронепоезд» с годами превратился в легенду, занимавшую разве что авантюристов.

Однако, как теперь выясняется, в Варшаве не теряли надежд на внезапное обогащение. В 1995 году польское министерство финансов договорилось с неким кладоискателем, пообещавшим отыскать немецкий поезд, о передаче ему 10-й части найденного. Впрочем, обнаружить состав он так и не смог. Сделали это два других историка-любителя – немец и поляк, явившиеся месяц назад в министерство культуры и национального наследия Польши с сенсационной новостью. С собой они принесли снимки, полученные с помощью георадара. «Уверен на 99%: «золотой поезд» существует!» – изучив представленные материалы, радостно заявил заместитель министра культуры и национального наследия Пётр Жуховский.

Еврейский конгресс требует своё

Интересно, есть ли в Польше пословица, аналогичная русской, гласящей, что денежки любят счёт? С заявления Жуховского не прошло и суток, как из претендентов на содержимое нацистского эшелона начала выстраиваться очередь. Для начала юрист Михаил Иоффе, прежде представлявший Россию в международных судах, заявил радио Sputnik, мол, имущество должно быть описано и доступно странам – участницам антигитлеровской коалиции. И если ценности были вывезены с территории Советского Союза, то согласно международному законодательству они должны быть переданы российской стороне. Судя по всему, его слова вызвали в Варшаве немалый переполох. Ведь как ни крути, если золото в самом деле было вывезено фашистами с оккупированных земель СССР, его надо отдавать. Пётр Жуховский попробовал было дать отповедь – дескать, согласно нашим законам сокровища будут переданы государственному казначейству, но прозвучало это неубедительно. Однако на сцене неожиданно появился новый игрок. Как заявил глава Всемирного еврейского конгресса Роберт Зингер, находящееся в эшелоне золото могло изначально принадлежать евреям, умерщвлённым в концлагерях, а потому право на владение им принадлежит наследникам казнённых. Вот только возникает загвоздка – где искать этих наследников и как определять теперь хозяев вещей? У Зингера есть ответ: если концы найти не удастся, сокровища следует передать организации польских евреев, которым «государство не компенсировало их страдания и экономические потери во время холокоста».

По теме

Варшава прячет концы

Но и это ещё не всё. На сокровища «золотого бронепоезда» может претендовать –

не поверите! – Германия. Точнее, ряд её граждан. Дело в том, что в годы Второй мировой подавляющее большинство населения Бреслау составляли этнические немцы. Незадолго до прихода Красной Армии комендант города издал указ, предписывающий жителям города сдать всё имеющееся у них золото в государственный банк. Распоряжение было выполнено – это известно достоверно. А вот куда оно затем делось, никто не знает. Не этот ли груз перевозил исчезнувший бронепоезд?

В результате завязывается занимательная интрига, в которой Польше, к большому огорчению для неё, отводится место заведомо проигравшей стороны. Ведь, найдись сокровища, ей из них достанется шиш. Права на клад получат либо Россия, либо польские евреи, либо потомки бежавших в Германию силезских немцев. Потому вполне понятно выглядят нынешние шаги Варшавы: Петру Жуховскому официально запрещено впредь вообще говорить что-либо о «золотом поезде», а глава воеводства Нижняя Силезия Томаш Смолаж уже заявил, что никакого клада скорее всего на самом деле и нет. Так, ошибочка возникла, поспешили в минкульте с сенсацией. Оно и понятно: кому ж хочется тратить деньги на дорогостоящие раскопки, чтобы потом все сокровища достались другим. Ну а то, что место предполагаемого расположения состава взято сейчас под строгую охрану, так это ничего не значит.

Глядишь, через месяц-другой Польша и объявит: раскопали, да только ничего не нашли. Кто сомневается, что такое возможно?

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Стоит ли рассчитывать на то, что Россия действительно может получить часть сокровищ «золотого бронепоезда»? Как видим, вероятность этого не так велика. Потому специалисты советуют обратить внимание на аналогичные клады, которые находятся на территории РФ.

Самым перспективным местом для искателей считается Калининград – бывшая столица Восточной Пруссии. «Когда летом 1944-го война приблизилась к прусским границам, в Кёнигсберге и окрестных старинных замках, поместьях, монастырях, церквях начались работы по захоронению исконно прусских и свезённых туда за время войны культурных и прочих ценностей, – пишет историк Александр Масякин. – По приказу гауляйтера Коха там строились секретные бункеры и тайники, где надлежало спрятать награбленное за войну «достояние рейха».

При этом Кох категорически запретил вывозить что-либо за пределы Восточной Пруссии. В результате после войны ценности достались Советскому Союзу. Однако, как полагают историки, отыскать удалось далеко не все тайники. Как считает историк Андрей Пржездомский, в подземельях Калининграда могут находиться древние иконы и картины русских и западноевропейских художников, старинная мебель, коллекции художественного фарфора, скульптуры из дворцов Гатчины и Павловска, а также предметы из золота и серебра. При этом, что немаловажно, беспокоиться о сохранности экспонатов не приходится – в соответствии со специальным планом раритеты покрывались парафином и паковались в водонепроницаемые ящики, предохранявшие их от сырости.

Однако поиск сокровищ требует большой работы и ещё больших затрат. Дело в том, что карт расположений подземных бункеров не сохранилось. Не так давно вход в один из них был случайно обнаружен в центре города близ здания университета. Также специалисты предполагают, что из бункера последнего коменданта Кёнигсберга Ляша ведёт ход в ещё более глубокие помещения. Однако, поскольку ходы затоплены, попасть в них невозможно.

Не менее интересным местом для охотников за сокровищами является Крым. Достоверно известно, что зимой 1944 года немецкий транспорт «Лэрис» вывез из Севастополя ценности, награбленные немцами в музеях Крыма, а также Кубани, Ставрополья и Ростовской области. Однако по пути корабль был пущен на дно советской авиацией. В случае обнаружения места гибели «Лэриса» можно рассчитывать на возвращение более чем богатой коллекции.

Опубликовано:
Отредактировано: 08.09.2015 18:41
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх