Версия // Общество // Почему из магазинов исчезла вкусная и качественная картошка?

Почему из магазинов исчезла вкусная и качественная картошка?

5822

Всё дело в размере

Почему из магазинов исчезла вкусная и качественная картошка?
(Рис.: Темур Козаев)
В разделе

Этой осенью жители крупных городов рискуют остаться без привычной на вкус отечественной картошки. Её на прилавках и так становилось всё меньше и меньше. А в этом году крупные сети скорее всего и вовсе откажутся от российских клубней – не вышли размером. Импортёры получили шанс окончательно поглотить наш рынок.

Стоит отметить, что российский картофель выдавливается из продуктовой розницы давно. Просто в этом году тема продовольственной безопасности и цен на продукты вошла в политическую повестку. Вот чиновники и заговорили о картошке. На прошлой неделе в Минсельхозе даже состоялось совещание, по итогам которого прессе сообщили: производство картофеля к 2025 году прогнозируется нарастить до 7,5 млн тонн. Но если поднять старую статистику, то выяснится, что как раз столько было выращено в 2015 году. Тогда крестьяне нарастили объёмы, пытаясь вытеснить импорт, который из-за падения рубля обещал быть слишком дорогим. Но в итоге не очень-то преуспели в этом стремлении. Поставщики импортной картошки не стали ломить втридорога, пытаясь сохранить покупателя, и удержались на нашем рынке. В итоге многие отечественные хозяйства были вынуждены отказаться от выращивания картофеля: дело хлопотное, а конкурировать с зарубежными поставщиками ни по цене, ни по товарному виду не получается.

«Мелкоформатные сельхозпроизводители постепенно переключаются на другие виды растениеводства, в том числе и на экспортно ориентированные масличные, зерновые, свекловичные и так далее. Такая тенденция есть, и нам это не особо нравится», – констатирует исполнительный директор Картофельного союза Алексей Красильников.

Сломать сложившийся формат теперь будет не так-то просто. Торговым сетям это невыгодно, поскольку работать с зарубежными поставщиками удобнее, чем с российскими. Да и стоимость импортной продукции оказывается куда дешевле. Примечательно, что российские поставщики теперь не очень-то стремятся сломать сложившуюся тенденцию, а предпочитают подзаработать на временном дефиците. «Последний месяц картофель продаётся в закупке по 30 рублей за 1 килограмм, что говорит о желании поставщиков заработать на конъюнктуре», – цитирует «Коммерсантъ» представителей сети магазинов «Верный».

Так хватит ли нам картошки, чтобы перезимовать? На самом деле проблем с количеством этого продукта в стране нет. Даже учитывая нынешний неурожай. Ежегодно россияне потребляют порядка 16 млн тонн картофеля, при этом 80% этого объёма выращено в небольших фермерских хозяйствах или и вовсе в личных подсобных. В целом по стране выращенной и завезённой картошки у нас получается даже больше, чем нужно для внутреннего потребления, утверждает доктор экономических наук, бывший замминистра сельского хозяйства Леонид Холод. «Но большая часть её не имеет никаких шансов дойти до рынка, – говорит он, – нет заготовителей, нет скупщиков. А превалирование крупноформатной торговли приводит к тому, что сети не хотят иметь дело с небольшими поставщиками, так как с ними много возни».

Леонид Холод, экс-замминистра сельского хозяйства и продовольствия

– Если уж так сложились погодные условия в этом году, что основная масса реализуемой картошки будет среднеразмерной, нужно спокойно принимать эту ситуацию. Но ретейлерам не хочется этого делать, потому что они привыкли иметь дело с «арбузолитейным» производством: заказали пять вагонов товара определённого размера к конкретной дате – вынь да и положи.

Шамиль Магомедов, заместитель исполнительного директора Российской ассоциации экспертов рынка ретейла

– Обычный картофель от мелкого надо на полке как-то отделить. Можно расфасовать, сделать «экономкартофель». Если потребитель реагирует нормально, то торговые сети эту практику могут оставить для этого года.

Из сказанного можно сделать вывод, что злые торговцы не хотят продавать россиянам отечественную картошку, пусть и немного измельчавшую в этом году. Но приходится признать, что сегодняшние стандарты ретейла – диаметр клубня от 55 миллиметров и больше – это требования в первую очередь самих потребителей. Многие годы жители крупных городов голосовали рублём именно за такую продукцию. Добавьте к этому также объективную проблему наших производителей, у которых мало собственных хранилищ, а аренда и логистика им обходятся очень дорого. Вот в итоге рынок и сложился: в крупноформатной рознице больших городов осталась импортная картошка, главное свойство которой сравнительно низкая цена и долгий срок хранения. А отечественную «нестандартную» картошку торговцы продают кто как может. Где-то в небольших городах отдают недорого, продавая на рынках мешками. А в столице её пытаются преподнести как элитный «фермерский» продукт и ломят цену. Как ни странно, но в ситуацию может вмешаться политика.

Так, глядишь, под разговоры об импортозамещении и продовольственной безопасности какие-то супермаркеты и начнут продавать отечественную картошку, пусть и не очень красивую. Но получит ли потребитель тот вкус, на который рассчитывает, вопрос отдельный. Сорта, рассчитанные на промышленное производство, отличаются хорошей лёжкостью. Но вкус обычно при этом страдает. Так что ради вкусной картошки, как ни крути, придётся погорбатиться на даче.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 15.09.2021 16:06
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх