Версия // Власть // По силам ли США вернуть свое влияние на Ближнем Востоке

По силам ли США вернуть свое влияние на Ближнем Востоке

8711

Санкции с дипломатией

В разделе

В августе 1990 года Ирак Саддама Хусейна вторгся и захватил Кувейт. В течение следующих шести месяцев президент США Джордж Буш-старший отправил полмиллиона американских солдат на Ближний Восток. Вашингтон возглавил международную коалицию, которая освободила Кувейт.

Три десятилетия спустя другой американский президент избрал совершенно другую политику. После отказа от своих курдских партнеров в Сирии, которые доблестно сражались с террористами, США предпочли не вмешиваться, когда иранские беспилотники и ракеты уничтожали объекты нефтяной инфраструктуры Саудовской Аравии, что привело к временному сокращению добычи королевства вдвое.

Добро пожаловать на постамериканский Ближний Восток. Впрочем, подобное заявление является преувеличением, поскольку США не покидают регион полностью. Фактически, Вашингтон недавно направил дополнительные войска для сдерживания и, в случае необходимости, для защиты Саудовской Аравии от потенциальных нападений и, возможно, прямого реагирования на них. Но нельзя игнорировать тот факт, что США сократили свое присутствие в регионе, в котором они доминировали почти полвека.

Корни этой тенденции восходят к президенту Джорджу Бушу-младшему, чье решение начать необдуманную и плохо спланированную войну против Ирака оказалось поворотным моментом во внешней политике США. Высокие затраты и плохие результаты этой войны настроили американское общество против военного вмешательства в жизнь Ближнего Востока. Это сказалось и на действиях президента Барака Обамы, поскольку его угрозы правительству Сирии по поводу использования химического оружия так и остались на словах. Обама также проигнорировал вторжение НАТО в Ливию, в результате которого был свергнут режим Муаммара Каддафи, что оставило страну разделенной и разоренной.

Президент Дональд Трамп разделяет этот подход к военному участию в регионе. Кроме того, возросшие уровни добычи нефти и газа уменьшили значимость Ближнего Востока для США. Более того, возобновившееся соперничество между великими державами усилило необходимость для США перераспределять ресурсы и внимание на Европу для противодействия России, и Азию для противодействия Китаю.

Администрация Трампа дистанцировалась от Ближнего Востока множеством способов, помимо демонстрации нежелания использовать военную силу или солдат в зонах конфликтов не предпринимаются и дипломатические усилия. Трамп решил игнорировать нарушения прав человека в Саудовской Аравии и Египте, и его администрация не предприняла каких-либо серьезных усилий для урегулирования израильско-палестинского конфликта.

Наибольшим источником неопределенности в регионе является Иран. Администрация Трампа в одностороннем порядке вышла из ядерного соглашения 2015 года, несмотря на соблюдение его условий Ираном. Затем администрация ввела политику «максимального давления», основой которой являются жесткие экономические санкции, оказывающие очевидное влияние на экономику Ирана - по некоторым оценкам, в прошлом году ВВП страны сократился почти на 10%.

Но если влияние санкций очевидно, их цель - нет. Ясно, что Иран не оставит без ответа экономическую войну Вашингтона. Помимо удара по саудовским нефтяным вышкам, Иран также блокировал движение танкеров в Оманском заливе и постепенно отказывается от ограничений, установленных ядерной сделкой 2015 года. По мере усиления экономического давления на режим США и их союзники должны ожидать дополнительных ответных действий Ирана.

По теме

Это ставит администрацию Трампа перед непростым выбором. Оптимальным вариантом для западной коалиции является смена режима в Тегеране, но через 40 лет после иранской революции режим все еще не сокрушим, несмотря на публичные протесты. Военное реагирование на действия Ирана может привести к конфликту, которого Трамп не хочет в преддверии президентских выборов в 2020 году. Но разрешение Ирану освободиться от ограничений ядерного соглашения 2015 года увеличивает вероятность того, что Израиль нападет на Иран, втянув США в войну. И даже если этого не произойдет, бездействие США может привести к тому, что кто-то из соседей Ирана, а может и сразу несколько государств, захотят иметь ядерное оружие, чтобы уравновесить Иран при дальнейшем отдалении США.

Подобное развитие событий в регионе, который уже является самым нестабильным в мире, станет кошмаром.

Наилучшим для США было бы сформулировать, каких политических изменений они хотят от Ирана, а также ограничений на ядерную и ракетную программы. При этом Вашингтон должен проработать стимулы, озвучив, что Иран получит в случае сотрудничества. Эта программа должна быть предана огласке, что заставит режим объяснять своим разочарованным гражданам, почему он отказывается от столь желанного ослабления санкций, чтобы продолжать свою дестабилизирующую деятельность в регионе и свои ядерные и ракетные программы. Перед лицом интенсивного экономического и политического давления режим мог бы просто согласиться на переговоры, так же как и тогда, когда решился на окончание десятилетней войны со с Ираком. До сих пор, однако, такой инициативы от США не исходило.

В ближайшее время администрация Трампа поймет, что уход с Ближнего Востока не сопряжен с большими трудностями, рисками и, возможно, затратами. США по-прежнему заинтересованы в борьбе с терроризмом, противодействии распространению ядерного оружия, поддержке свободных поставок нефти и содействии безопасности Израиля и американских партнеров в арабском мире. То, что необходимо, также очевидно: готовность США использовать ограниченную военную силу, если это требуется, и сочетать санкции с дипломатией. Менее ясно, можно ли ожидать подобных действий в ближайшее время.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 13.05.2020 17:00
Комментарии 0
Наверх