// // По новому закону за участие в парламентских выборах партии будут платить по 60 млн. рублей

По новому закону за участие в парламентских выборах партии будут платить по 60 млн. рублей

29

Дума для избранных

По новому закону за участие в парламентских выборах партии будут платить по 60 млн. рублей
В разделе

11 мая Совет Федерации рассмотрит законопроект «О выборах депутатов Госдумы». После одобрения в верхней палате закон подпишет президент, который, собственно говоря, и внёс этот документ в Госдуму в конце прошлого года. Многие политики и юристы рассматривают принятый закон как ещё один шаг на пути свёртывания российской демократии.

За право участия в выборах партии должны будут заплатить более $2 миллионов, что в 10 тысяч раз больше, чем, например, в Греции. Поднята планка процента голосов, необходимых для прохождения в парламент той или иной партии, а саму партию стало гораздо проще снять с выборов. Теперь все депутаты будут избираться только по партийным спискам. А выборы депутатов-одномандатников, пользовавшихся у населения большим доверием, нежели парламентарии-партийцы, отменены.

По новому закону «О выборах депутатов Госдумы» партия, пожелавшая участвовать в выборах, должна будет сначала предоставить государству кругленькую сумму в качестве залога. Его размер, составлявший ранее 36 млн. рублей, поднят до 60 миллионов. И если раньше залог не возвращался партиям, набравшим менее 3% голосов, то теперь процент отсечения повышен до 4%. А тем партиям, которые набрали менее 3%, придётся возмещать деньги и за бесплатный теле- и радиоэфир и публикации в СМИ — в сумме это почти $1,5 млн. (по прежнему закону это обязаны были делать только партии, набравшие менее 2%).

Параллельно снижена допустимая доля подписей, признанных недействительными: с 25% до 5%. «Я прошёл четыре избирательные кампании и хорошо знаю уровень подготовки сборщиков подписей и тех, кто потом эти подписи проверяет: просто в силу естественных причин можно забраковать 10—12% подписей. Неизбежно возникают механические ошибки в написании фамилий, ещё больше погрешностей с адресами. Пишут «дом 3 дробь 2» вместо «дом 3, корпус 2», а в итоге все подписи этого сборщика автоматически бракуются. Ещё один важный момент. Регулярно обнаруживаются расхождения между данными РУВД и областными УВД: просто данные из районов о переезде и получении новых паспортов идут в область год-полтора. И когда есть желание зарезать подписи, просто берут устаревшие данные и по ним вычёркивают. Поэтому норма не более 5% брака — это крест на сборе подписей», — рассказал «Версии» член Центризбиркома РФ (ЦИК) с совещательным голосом от КПРФ Вадим Соловьёв.

Его слова подтверждают и официальные данные ЦИК. На президентских выборах-2004 суммарный процент брака по подписным листам всех кандидатов составил 10%. Самый низкий, естественно, был у Путина, у неугодных кандидатов — до 15—25%. Но лишь в 0,9% содержались неверные данные об избирателях (это и есть настоящая подделка). В остальных случаях фигурировали «нарушения данных сборщика», «нарушение порядка заполнения и оформления листов»...

«Если по старому закону можно было внести залог для подстраховки и одновременно собирать подписи, то по новому закону надо либо собирать подписи, либо вносить залог. Более того, перед началом сбора подписей необходимо представить в ЦИК список сборщиков, причём подписи каждого из них должны быть нотариально удостоверены. Список сборщиков будет доступен конкурентам. И если сборщиков запугают или подкупят — можно распрощаться с мечтой об участии в выборах. Такое ужесточение процедуры сбора подписей заставит партии отказаться от их сбора. Всем партиям останется один гарантированный способ регистрации — вносить залог», — считает юрист Российского общественного института избирательного права Александр Игнатов.

По теме

Формально размер залога увеличен из-за того, что с 240 до 400 млн. рублей вырос максимальный размер избирательного фонда партии, а сам залог приравнен к 15% фонда. Но общеизвестно: реальные расходы на избирательную кампанию на порядок превышают официальный максимум. К примеру, по заявлениям главного спонсора и финансового уполномоченного Аграрной партии России, на предвыборные цели партии России с октября 2002 по декабрь 2003 года было потрачено около 600 млн. рублей, в то время как через избирательный фонд прошло лишь 34 млн. рублей. Ещё выше, чем у аграриев, были реальные расходы у «Яблока», «Родины», Партии пенсионеров и блока Селезнёва — Миронова, в несколько раз выше — у СПС и Народной партии, в 10 и более раз выше — у «Единой России».

То есть незначительное увеличение избирательного фонда ничего радикально нового не даёт, тем более что согласно закону создаются «региональные избирательные фонды», которые будут составлять от 6 до 30 млн. рублей для каждой региональной группы в зависимости от числа проживающих избирателей. Если учесть, что по новому закону у каждой партии в списке должно быть не менее 100 региональных групп (ранее было 10—20), то это означает, что партия может израсходовать через избирательные фонды до 2 млрд. рублей. «Единороссы» ввели разбивку по региональным фондам, чтобы обезопасить себя и создать больше сложностей для проверки. Свести воедино все расходы будет почти невозможно», — считает Вадим Соловьёв.

При этом новый закон пестрит неясностями: федеральный избирательный фонд запрещено превышать более чем на 5%, однако ничего не сказано, как будет применяться эта норма в отношении региональных фондов. Достаточно ли партии превысить максимум в одном регионе на 5%, чтобы быть снятой с выборов или это должно быть суммарное превышение по всем фондам? Соловьёв предполагает, что эту норму Центризбирком будет по-разному применять к кремлёвским партиям и к оппозиции: «Единой России» и ЛДПР всё будет сходить с рук под предлогом, что суммарные максимумы по всем фондам у них ещё не превышены, а КПРФ или «Родину» снимут с выборов, если только они превысят расходы хотя бы в одном регионе».

Новый закон предполагает и повышение проходного барьера: вместо и без того высокого барьера в 5% проголосовавших за партию введён ещё более высокий — 7%. «Мы возвращаемся к однопартийности. Только вместо блока «коммунистов и беспартийных» Кремль нам предлагает нерушимый блок «Единой России» и ЛДПР», — считает эксперт Института прав человека Лев Левинсон.

Кстати, в Европе более высокий барьер, чем в России, существует только в Лихтенштейне (8%). Но эта страна известна своей приверженностью к патриархальному традиционализму: женщинам здесь предоставили право голоса лишь в 1984 году (!), да и голосуют здесь не с 18 лет (как во всей Европе), а только с 20.

Ни в одной стране Европы нет запрета блоков. Но «для замглавы кремлёвской администрации Владислава Суркова эта идея оказалась ключевой. Партии у нас строятся сверху, зачастую непосредственно из Кремля, поэтому из избирательного процесса теперь исключены общественные организации и региональные партии, которые Кремль не в силах контролировать», — говорит Левинсон. «Благая» идея запрета блоков уже пошла в регионы: один «единоросс» призвал запретить их и на региональных выборах, так как «именно блоки отбирают голоса «Единой России». Что вскоре и было сделано: пункт о запрете блоков в регионах внесён и в новый президентский законопроект об изменениях в законы РФ о выборах. «До конца 2005 года и на региональном уровне будут приняты запреты блоков», — подтверждает Соловьёв.

В то же время новый закон сохраняет возможность для губернаторов и министров сначала возглавить региональные списки кандидатов в депутаты, а после выборов безболезненно выйти из них и тем самым фактически обмануть избирателей. В 2003 году отказниками стали 40 из 120 «единороссов». Новый закон облегчил «единороссам» возможность совершения и других злоупотреблений. Так, если раньше в случае отказа от дебатов они теряли отведённое на дебаты бесплатное время, то теперь это время автоматически передаётся для показа их же роликов. «Единороссы» заблокировали и поправку о государственном мониторинге СМИ, действующем в демократических странах во время выборов.

В целом можно констатировать, что практически все нововведения в законе о выборах депутатов направлены на упрочение и без того немалых возможностей по управлению выборным процессом со стороны Кремля.

Опубликовано:
Отредактировано: 05.11.2016 10:35
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх