Версия // Общество // Судьба пропавших коллекций оказывается достойной сценария остросюжетного фильма

Судьба пропавших коллекций оказывается достойной сценария остросюжетного фильма

1563

А кто и где на этих инструментах будет играть?

В разделе

Есть темы, интерес к которым не угаснет никогда. Судьба мировых культурных ценностей, утраченных и вернувшихся в Россию после октябрьского переворота 1917 года и Великой Отечественной войны, — из их числа. За каждым раритетом своя незабываемая история, достойная стать сценарием остросюжетного фильма.

Свидетельство тому — история создания одной из самых знаменитых коллекций музыкальных инструментов, собранной в Государственной консерватории имени П.И. Чайковского. О страстях, бушевавших вокруг уникального собрания выдающихся творений итальянских, французских, немецких и русских скрипичных мастеров, автору этого материала поведал в своё время один из создателей коллекции — Виктор Кубацкий, чья подпись в важных государственных бумагах 1918 года стояла рядом с фамилиями Луначарского, Чичерина, Дзержинского.

История создания коллекции началась сразу после 1917 года, когда покидающие страну состоятельные граждане спешным порядком пытались вывезти из страны сотни уникальных музыкальных раритетов. Обеспокоенные таким положением дел, принявшие революцию деятели культуры, в числе которых был и тогдашний заведующий музыкальной частью Большого театра, талантливый виолончелист Виктор Кубацкий, решили обратиться с докладной запиской к народному комиссару просвещения Луначарскому с просьбой не дать уйти за границу национальному музыкальному достоянию.

Ответом стал опубликованный в «Известиях» 5 ноября 1918 года циркуляр ВЧК «О мерах против расхищения художественных ценностей». По предложению Луначарского была создана ревизионная комиссия в составе Кубацкого от Наркомпроса и Прокофьева от ВЧК. Главными её задачами стали розыск инструментов, а также выявление мест их продажи и хранения. О том, как это происходило, свидетельствует документальный отчёт о «национализации смычковых инструментов» у некоего графа Зубова.

«Когда ему предъявили полномочия и объяснили цель прихода, — говорилось в нём, — граф, совершенно седой и дряхлый старик, спросил: «А кто и где на этих инструментах будет играть?» Ему объяснили... Он удалился в свои покои и долго не возвращался. Когда двери распахнулись, он предстал перед нами в парадном мундире со всеми регалиями. На руках, как святую реликвию, он нёс скрипку Страдивари. Три другие нёс дворецкий».

При изъятии инструментов присутствовал и Кубацкий. Из поступивших в Наркомпрос коллекций графа Зубова, известного богача Живаго, графа Юсупова и других ценностей была организована Государственная коллекция редких и древних инструментов. Комиссаром коллекции назначили Виктора Львовича Кубацкого. Хранителем и мастером стал выдающийся эксперт Евгений Францевич Витачек.

Уникальная коллекция не хранилась на месте. По мере поступления инструменты тут же раздавались музыкантам. В 1919 году постановлением правительства на их основе был создан государственный квартет Страдивари, концерты которого вскоре стали неотъемлемой частью культурной жизни Москвы.

Но охота за уплывающими за границу музыкальными раритетами продолжалась. Вскоре выяснилось, что важным перевалочным пунктом их переправки являются Крым и Одесса. Туда решено было отправить ревизионную комиссию, с которой был командирован и квартет Страдивари. Одни должны были давать концерты. Другие — собирать инструменты.

8 мая 1920 года распоряжением Ленина для этих целей были даже выделены охраняемый железнодорожный вагон, а также легковой автомобиль «кейс» и грузовик с «правом беспрепятственного проезда» в любой район. По словам Кубацкого, та поездка закончилась весьма успешно.

По теме

Не менее интересна судьба другой уникальной коллекции — личных вещей Петра I, — исчезнувшей сразу после революции и вернувшейся в Россию спустя 60 лет. Летом 1982 года в Одессе я познакомился на пограничном ОКПП с майором Владимиром Шевколовичем, задержавшим исчезнувшие раритеты вместе с крупной партией контрабанды.

Ценности обнаружились во время прохождения таможенного контроля пассажиров теплохода «Карелия», готовившегося в загранрейс. Когда к столу проверки подошёл полноватый, средних лет мужчина в сопровождении носильщиков, нагруженных чемоданами и тюками, в которых было много антиквариата, он заметил замешательство осматривавшего багаж пограничника и широко улыбнулся: «Наследство свалилось как с Луны. Везу домой». Все документы на багаж были в порядке. Раскрыв свои сумки, гость показал таможеннику две бутылки марочного коньяка в подарочной упаковке. Вот эти-то бутылки и насторожили блюстителя порядка. Уж больно спешно гражданин «с наследством» их убирал в багаж.

Заподозрив неладное, пограничник взял одну из бутылок в руки: тяжеловата для коньяка. Бутылки тотчас вскрыли и обомлели. На стол посыпались ...бриллианты. Двести двадцать пять штук! Далее появились золотые монеты, тридцать шесть изделий из платины и золота с драгоценными камнями, бусы из бирюзы, два браслета с бриллиантами по полмиллиона каждый, изумруды, которые контрабандист пытался вывести в неприметных на вид иконах — «память о покойной тётушке». Такого богатого улова у видавших виды таможенников ещё не было.

Но самое большое потрясение ожидало их впереди. У «наследника» обнаружили ещё и шкатулку работы Карла Фаберже, а из тайника достали, как потом определили искусствоведы, личные вещи Петра I: медальон с прядкой детских волос, перстень-печатку, заколку для галстука с алмазом, миниатюрный портрет юного Петра. Общая стоимость обнаруженной контрабанды составила 3 млн. рублей. Баснословная по тем временам сумма.

Сегодня чудом обнаруженные раритеты хранятся в Эрмитаже. Пытавшийся перевезти их за границу гражданин был осуждён, но вскоре его отпустили. Он оказался подставной фигурой. Найти заказчика так и не удалось. А что же нашедший раритеты пограничник? Его наградили орденом... «Знак почёта». Причитающиеся за находку 10% от найденного он так и не получил. Владимир Шевколович не в обиде: подумал, зато будет о чём внукам рассказать.

Благодаря стараниям его коллег-пограничников в разные годы в страну вернулись тысячи культурных ценностей. Те, что пропали не только после революции, но и после Великой Отечественной войны. За годы оккупации фашисты разрушили и разграбили 427 музеев: 173 — в России, 151 — на Украине, 26 — в Белоруссии, 15 — в Литве, 26 — в Эстонии, 30 — в Латвии, 2 — в Карелии, 4 — в Молдавии.

Многое из пропавших коллекций ещё предстоит разыскать и вернуть. В том числе и восстановленную по фотографиям Янтарную комнату, вывезенную немцами из Екатерининского дворца. Цепь преступлений, связанных с этой реликвией, не разорвана до сих пор.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 29.11.2016 15:40
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх