// // По новому закону парламентские расследования по-прежнему останутся фикцией

По новому закону парламентские расследования по-прежнему останутся фикцией

11

Комиссары от Думы

По новому закону парламентские расследования по-прежнему останутся фикцией
В разделе

Уже этой осенью с подачи Президента РФ будет принят закон о парламентском расследовании. Его проект уже внесён в Комитет Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству. Напомним, что ещё весной Владимир Путин в своём Послании Федеральному собранию предложил узаконить процедуру расследований, чтобы «обеспечить право граждан на объективную информацию». Парламентские комиссии будут наделены правом запрашивать необходимую информацию в органах госвласти и вызывать на ковёр любого чиновника. Мы попытались разобраться, смогла ли власть застраховать себя от неприятных сюрпризов, а общество — от шокирующей правды.

Парламентские расследования — привычный во многих странах способ контроля законодательного органа за деятельностью исполнительной власти. Они проводятся, как правило, открыто, в присутствии публики и представителей СМИ. В идеале парламентские расследования — это общественный инструмент, с помощью которого граждане могут оценить эффективность действий государства и требовать отставки или привлечения к ответственности конкретных должностных лиц.

Но Россия, как всегда, идёт своим путём. Даже самые громкие парламентские комиссии заканчивались, как правило, пшиком. Среди них комиссия ВС СССР по расследованию трагических событий, происшедших в Тбилиси 9 апреля 1989 года, комиссия ВС РФ по расследованию причин и обстоятельств событий августа 1991-го, комиссии ГД РФ по поводу убийства Льва Рохлина, обстоятельств развязывания первой чеченской кампании, дефолта 1998 года.

Проект нового закона, по предварительной информации, будет принят в конце года — в преддверии отчёта первой парламентской комиссии «путинской» эпохи — комиссии по расследованию трагедии в Беслане. Собственно, и потребность в новом законе вызвана её деятельностью. Парламентское расследование в исполнении федеральной комиссии во главе с сенатором Александром Торшиным, очевидно, зашло в тупик. Стало быть, будущий закон лишь фиксирует status-quo: когда ни исполнительная власть, ни представительная ни за что не отвечает.

Чиновникам за неявку на комиссию грозит УК

На первый взгляд проект даёт возможность в будущем вывести отдельных чиновников исполнительной власти на чистую воду. Ведь предметом парламентских расследований могут быть случаи «массовых или грубых нарушений прав и свобод граждан», «чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», а также «действия или бездействие органов и должностных лиц, которые привели или могут привести к негативным последствиям большой государственной или общественной значимости».

Законопроект обязывает все органы власти — от министров до посёлковых руководителей — за исключением президента оказывать комиссии всяческое содействие, в том числе предоставляя в 30-дневный срок по её требованию копии нужных документов и пояснения. Должностные лица могут быть вызваны на заседание парламентской комиссии и подвергнуты перекрёстному опросу (с занесением в протокол), пользуясь при этом услугами адвоката. За отказ от сотрудничества с комиссией, в том числе неявку на её заседания без уважительных причин и непредставление информации, грозит КоАП (ст. 17.1) или УК (ст. 287) — штраф (до 300 тыс. рублей) или заключение сроком до восьми лет.

Обязательная явка лиц, показания которых необходимы для расследования, — пожалуй, главная привилегия парламентской комиссии. Лица, дающие показания, приносят клятву в том, что «будут говорить только правду». При этом «дача ложных показаний лицом, находящимся под присягой, является обстоятельством, отягчающим наказание». Впрочем, как комиссия будет вести следствие, для общества останется тайной. Согласно проекту, заседания комиссии, как правило, будут проходить в закрытом режиме. Финансироваться работа парламентской комиссии будет из федерального бюджета — по статье «обеспечение деятельности парламента».

По теме

Президент и силовые органы неприкосновенны

Вроде бы неплохо. Однако обществу стоит сразу оставить надежду на то, что члены комиссии смогут расследовать всё, что им заблагорассудится. Отечественного аналога комиссии конгресса США по «делу Моники Левински» не будет. Будущим парламентским комиссиям категорически запрещено расследовать всё, что связано с Президентом России, судебными и следственными органами.

Предполагаются и другие ограничения. Так, запрещается создание комиссий в течение президентских или парламентских избирательных кампаний. Проводить расследование они смогут тоже «только по событиям и деяниям, возникшим после вступления в действие данного федерального закона и происшедшим не более года назад». Комиссия «не вправе проводить расследования в отношении событий, а также органов, организаций, общественных объединений и лиц, по которым начато и не закончено судебное разбирательство». Если же в процессе работы комиссии по расследуемым ею обстоятельствам начинается судебное производство, то депутатам придётся тут же остановить работу и передать в суд собранные материалы. Это значит, что парламентские расследования станут невозможными в принципе. Ведь по каждому серьёзному случаю, будь то теракт, авария в системе РАО «ЕЭС России» или бездействие должностных лиц при ликвидации последствий наводнения, обязательно возбуждается уголовное дело и начинается следствие.

Не стоит верить и в заявленное нашими чиновниками «право граждан на объективную информацию». Документы комиссии могут носить по желанию её самой либо палат парламента «закрытый характер». Таким образом, никаких сенсаций ждать от будущих «расследований» не стоит. Результаты деятельности парламентских комиссий всегда будут под контролем Кремля. Их создание и функционирование обставлено такими условиями и ограничениями, что результат любых «расследований» окажется заведомо нулевым.

Комиссии будут подконтрольны Кремлю

Стоит вчитаться в проект закона о парламентской комиссии, чтобы убедиться: независимые от власти политики никогда и не смогут её создать. Под этой инициативой должны подписаться не менее 1/5 членов Совета Федерации (36 сенаторов) или не менее 1/5 депутатов Госдумы (90 человек). Конечно, при желании эту норму можно выполнить. 90 оппозиционно настроенных депутатов в нижней палате парламента найдётся.

Но это лишь начало мытарств. Решение о создании комиссии будет считаться принятым, только если за него проголосует более половины общего числа парламентариев каждой из палат (не менее 226 депутатов и 90 сенаторов). Парламентское расследование могут начать Госдума и Совет Федерации вместе. Но и это ещё не всё.

Кремль не позволит и по ходу работы комиссии выйти ей из-под его контроля. Комиссия формируется на паритетных началах: половина состава — от нижней, половина — от верхней палаты парламента. То же касается двух её сопредседателей. Один — от Думы, другой — от Совета Федерации. По прошествии двух недель с момента создания комиссии её членам необходимо выработать «план основных направлений и сроков деятельности комиссии». Он будет утверждаться обеими палатами парламента. По проекту комиссия правомочна расследовать деятельность «только тех органов, организаций и должностных лиц, которые зафиксированы в плане деятельности». Это значит, что, если кого-то сразу в список не включили, любое парламентское расследование в этом направлении будет невозможно, пока всё Федеральное собрание не скорректирует первоначальный план.

Заключения будут носить рекомендательный характер

В законопроекте предлагается также определить временные рамки расследования. Они будут ограничены одним годом, по завершении которого парламентариям придётся представить итоговый доклад комиссии. Он подлежит обязательному утверждению большинством голосов каждой из палат парламента. В случае двукратного отказа хотя бы одной из палат деятельность комиссии прекращается, а её материалы сдаются в архив.

Однако заключения даже такой проверенной и подконтрольной комиссии будут носить только рекомендательный характер. Утверждённый доклад будет направляться президенту, в правительство и Генпрокуратуру. А там их спокойно можно класть под сукно. По словам депутата Владислава Резника, парламентарии и ранее неоднократно направляли в Генпрокуратуру материалы с доказательствами взяточничества высших должностных лиц. Однако им каждый раз отвечали о невозможности возбуждения уголовного дела за отсутствием состава преступления. Причина подобного положения дел — в отсутствии политической воли, говорит депутат.

Прежний проект закона не делал исключений для высших чиновников

А ведь думцы могли принять и другой вариант закона. Более того, тот, другой вариант, инициированный группой депутатов предыдущей Думы, был ещё в 2003 году принят в первом чтении. Но на этом всё и завершилось. С тех пор документ лежал под сукном, срок представления поправок к нему бесконечно продлевался, а 16 сентября с.г. был признан безнадёжным. Представители думского большинства обвинили законопроект в том, что он разрешает парламентариям вмешиваться в деятельность правоохранительных органов и судов, а это недопустимо.

В чём разница между двумя проектами закона? Прежний был ориентирован на определение персональной ответственности за то или иное событие и не делал исключений ни для кого, в том числе судей Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного судов, генерального прокурора и нижестоящих прокуроров, председателя Счётной палаты, служащих Банка России и, наконец, главы государства. Теперь же все они исключены из числа «прикосновенных». Новый проект велит комиссии переключиться на «выяснение причин того или иного события и мер по законодательному урегулированию проблемы». По словам главы профильного думского комитета Владимира Плигина, комиссия не должна дублировать функции правоохранительных органов.

Ещё одно важное отличие прежнего законопроекта заключалось в том, что он позволял создавать следственные комиссии каждой палате парламента в отдельности и налагал запрет как раз на совместные расследования. Депутат Олег Смолин заявил, что нынешняя Госдума поражена в правах и напоминает унтер-офицерскую вдову, которая сама себя высекла.

Опубликовано:
Отредактировано: 25.11.2016 16:06
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх