Версия // Общество // Пассажирские лайнеры Польши и Голландии во время Второй мировой войны перевезли десятки тысяч солдат

Пассажирские лайнеры Польши и Голландии во время Второй мировой войны перевезли десятки тысяч солдат

7207

В тени грандов. «Счастливый корабль»

Пассажирские лайнеры Польши и Голландии во время Второй мировой войны перевезли десятки тысяч солдат
В разделе

Вторая мировая война заставила наряду с военной техникой использовать и гражданскую. В войне на море помощниками боевых кораблей становились сугубо гражданские суда – рыболовецкие траулеры, китобойцы, паромы, транспортные суда и пассажирские лайнеры. Часть из них по мобилизации входили в состав ВМФ как сторожевые корабли, тральщики и минные заградители. Другие, имея на борту только оборонительное вооружение, выполняли свою основную задачу – перевозку грузов и пассажиров.

Только грузами стали танки, самолеты и боеприпасы, а пассажирами – солдаты, которых перевозили из отдаленных уголков земли в воюющую Европу. Особо ценились трансатлантические лайнеры, так как они обладали высокой скоростью и могли вместить много солдат. В этой статье мы расскажем о пассажирских судах – небольших трансатлантических лайнерах двух малых европейских стран – Польши и Нидерландов, которые так же внесли свой вклад в борьбе с нацизмом.

Польша. Российское наследие

Пассажирское судоходство на Атлантике имело два уровня. На первом судоходные компании Великобритании, Германии, Франции и Италии вели ожесточенную борьбу за «Голубую ленту Атлантики» – переходящий кубок, который вручался самому быстроходному пассажирскому лайнеру мира. О некоторых участниках этой борьбы смотри статьи «Нормандия». Часть 1», «Кунардовские королевы. «Куин Мэри»» и «Кунардовские королевы. «Куин Элизабет»». Но необходимо понимать, что билеты на самые быстроходные пассажирские лайнеры в мире стоили очень дорого, и были доступны далеко не всем желающим пересечь Атлантический океан, а других способов (кроме дирижаблей и пассажирских гидросамолетов с посадкой посреди океана для дозаправки) в те годы не было. Проблему решали пассажирские лайнеры меньших размеров и обладающие меньшей скоростью. Но зато стоимость билета на них была в разы меньше, чем на крупных трансатлантиках. Такие судоходные гранды, как английские компании «Кунард лайн» и «Уайт Стар лайн»; французская компания CGT; немецкая «Северогерманский Ллойд» обязательно включали в состав своего флота менее крупные и менее быстроходные лайнеры, чтобы не терять клиентов из своих стран. Но через Атлантику перемещались и жители других стран европейского континента. Пассажирские суда из Голландии, Швеции, Дании, Норвегии, Польши, Испании и составляли второй, более низкий уровень пассажирского трансатлантического судоходства. Комфорт и уровень обслуживания на таких лайнерах был существенно ниже, чем в «высшей лиге», но и стоимость пересечения Атлантического океана был также существенно дешевле, позволяя путешествовать многим гражданам этих стран.

Малоизвестный факт. Первые польские трансатлантики были российскими. В Российской империи была своя трансатлантическая линия Либава – Роттердам – Галифакс - Нью-Йорк. Эксплуатировала эту линию «Восточно-Азиатское пароходство». Пароходство было российской «дочкой» датской «Восточно-Азиатской компании». Пароходы «Восточно-Азиатского пароходства работали в Атлантическом и Тихом океане, связывая российские порты на Дальнем Востоке. Первые российские трансатлантические рейсы начались в 1900 году. Первоначально на ней работали купленные пароходы, а потом специально для этой линии были построены четыре парохода – «Россия», «Курск», «Царь» и «Царица». Это были пароходы водоизмещением 7 500 тонн, вполне современные для своего времени. Конечно, их нельзя было сравнивать, например, с «Мавританией», или «Кайзером Вильгельм дер Гроссе», но, не надо забывать, что перевозили они в основном, эмигрантов в Америку, и не очень богатых пассажиров, которые направлялись туда по делам. На линии Либава – Нью-Йорк в год пароходы компании перевозили около 60 000 пассажиров. Рейс продолжался 10-11 суток.

По теме

После революции и гражданской войны, датские собственники – «Восточно-Азиатская компания» – вывели свои пароходы из Советской России, и организовали новую судоходную компанию «Балтийско-Американская линия» - «Baltic American Line». На ней работали бывшие русские пароходы «Estonia» («Царь»), «Polonia» («Курск»), «Lituania» («Царица») и «Latvia» («Россия»). Линия просуществовала до 1930 года. В 1923 году «Latvia» была продана в Японию. А в 1930 – оставшиеся три парохода продали Польше. Эта продажа была своеобразным бизнес-проектом, поскольку вновь образованная компания «Gdynia America Line» была совместным польско-датским предприятием, и бывшие собственники пароходов продолжали контролировать свои суда.

В Польше суда переименовали еще раз. «Kościuszko» («Царица»), «Pułaski» («Царь») и «Polonia» («Курск») стали основой польского пассажирского трансатлантического флота. Но к середине 30-х годов стало ясно, что им необходима замена. О новых лайнерах мы расскажем ниже. История же российских пароходов следующая.

«Костюшко» работал на линии Гдыня – Копенгаген – Галифакс, а также совершал короткие круизы по Балтийскому морю с польскими туристами. В 1935 году, после ввода в строй новых лайнеров, «Костюшко» перевели в Средиземное море, где пароход работал на линии Констанца – Хайфа. А с 1936 года «Костюшко» работал на маршруте из Европы в Южную Америку. В начале 1939 года компания «Gdynia America Line» вывела старый пароход из эксплуатации. Однако, Вторая мировая война заставила вернуть старый пароход в строй. Польский ВМФ мобилизовал лайнер. Он был передан англичанам, которые первоначально сделали его плавбазой, а потом отправили для перевозки солдат в Индийский океан. В Средиземном море «Костюшко», как войсковой транспорт, принимал участие в высадке на Сицилию. После войны лайнер остался в Великобритании, был переименован в «Empire Helford» и был списан в 1950 году.

«Пуласки» работал на линии Данциг (Гданьск) – Нью-Йорк. В 1935 году пароход перевели на линию Гдыня – Буэнос-Айрес. В свой последний мирный рейс «Пуласки» вышел 21 апреля 1939 года. До марта 1940 года лайнер проходил переоборудование в Марселе, а потом работал в Средиземном море между портами Франции и Алжира сначала как пассажирский лайнер, а потом как войсковой транспорт. После захвата немцами Франции, «Пуласки» перешел в Великобританию, где стал войсковым транспортом. Лайнер перевозил солдат в Индийском океане. После Победы старый пароход развозил солдат на их родину. Так же, как и «Костюшко» пароход остался в Великобритании, и был в очередной раз переименован в «Empire Penryn». Списали старый лайнер в 1950 году.

По теме

«Полония», единственный из бывших российских трансатлантиков, был списан до начала Второй мировой войны. Судно было разделано в Италии в начале 1939 года.

Новые теплоходы. «Пилсудский» и «Баторий»

В начале 30-х годов руководство «Gdynia America Line» приняло решение о замене трех устаревших бывших российских трансатлантиков новыми лайнерами. Было решено построить два лайнера для работы на линии Гдыня – Нью-Йорк и два для работы на южноамериканской линии. Первую пару заказали в Италии. Здесь нужно сказать следующее. Руководство судоходной компании приняло, в общем, революционное решение. Если старые пассажирские пароходы были рассчитаны на перевозку эмигрантов в Америку, то новые ориентированы на туристов, то есть, по сути, являлись круизными лайнерами, работающими по регулярному расписанию. Напомним, в середине 30-х годов в мире было только несколько пассажирских судов, владельцы которых решились на их постоянное использование в качестве круизных лайнеров. Эпоха круизников наступит значительно позже, в середине 50-х. Лайнеры получили названия «Batory» и «Piłsudski». Это были современные красивые пассажирские суда водоизмещением 14 300 тонн, скоростью хода 18 узлов (около 33 км/ч), берущие на борт 750 пассажиров всех классов и 1 200 тонн грузов. Несмотря на свои скромные размеры, эти два лайнера стали флагманами пассажирского флота Польши.

«Баторий» был введен в эксплуатацию в 1936 году. Первые круиз проходил по маршруту Венеция – Дубровник – Барселона – Лиссабон – Лондон – Гдыня. После него лайнер встал на регулярную линию Гдыня – Нью-Йорк. Переход через Атлантику продолжался, в зависимости от погодных условий, 8-9 дней. Стоимость путешествия была вполне доступна – в одну сторону – 94,5$, в обе стороны – 169$. Гражданин Польши, относящийся к среднему классу, вполне мог себе позволить такое путешествие. С 1937 по 1939 годы лайнер ходил по маршруту Гдыня – Копенгаген – Нью-Йорк – Галифакс. За это время «Баторий» совершил 39 круизных рейсов и 9 нерейсовых круиза.

5 декабря 1939 года лайнер был реквизирован Британским Адмиралтейством. Корабль вооружили и переоборудовали для перевозки войск. «Баторий» за один рей стал перевозить 2 200 солдат и офицеров. Первым заданием «Батория» была переброска канадской пехотной дивизии из Галифакса в Глазго. В 1940 году лайнер перевозил войска в воюющей Европе. 5 июля 1940 года. «Баторий» в составе конвоя вышел из английского порта в канадский Галифакс, имея на борту груз английского золота и ценных бумаг, а так же 36 ящиков с ценностями, вывезенными из Польши. Всю войну «Баторий» как быстроходный войсковой транспорт перевозил войска в Атлантике, Средиземном море и Индийском океане.

До мая 1945 года изношенный лайнер находился в ремонте, а в 1946 году лайнер вернули Польше. После передачи, «Баторий» отправился на переоборудование в пассажирское судно. Работы проводились в Антверпене. С 1947 года лайнер вернулся на линию Гдыня – Нью-Йорк. Что интересно, на «Батории» из США бежал, как тогда говорили, агент Коминтерна, Герхард Эйспер. Власти США после побега запретили вход «Баторию» в американские порты, и линия Гдыня – Нью-Йорк была закрыта. После войны лайнер был передан судоходной компании «Polskie Linie Oceaniczne». Лайнер оставался флагманом польского торгового флота. С 1951 по 1957 год «Баторий» работал как пассажирское судно на пакистано-индийской линии по маршруту Гдыня — Саутгемптон —Гибралтар —Валетта — Порт-Саид — Суэц — Аден — Карачи — Бомбей. В промежутках на «Батории» проводились круизные рейсы. После модернизации 1957 года лайнер стал работать в Атлантике по маршруту Гдыня — Копенгаген — Саутгемптон — Монреаль. В 1971 году «Баторий» был продан на слом. В Польше его называют «Счастливый корабль». За свою службу этот лайнер средних размеров совершил 222 регулярных рейса, перевезя 270 тысяч пассажиров и 75 круизов (30 тысяч туристов). Во время войны лайнер перевез 120 000 солдат и офицеров.

«Пилсудскому», в отличие от «Батория», не повезло. Лайнер вошел в строй первым, в 1935 году. Довоенная карьера судна особо не отличалась от своего систер-шипа. В 1939 году лайнер мобилизовали в состав ВМФ Польши как войсковой транспорт. Но уже во время своего первого военного рейса, 26 ноября 1939 года «Пилсудский» подорвался на мине, или был торпедирован немецкой подводной лодкой. Экипаж быстро покинул судно. Некоторые источники утверждают, что слишком быстро, и что лайнер можно было спасти. Как бы то ни было. «Пилсудский» затонул недалеко от устья реки Хамбер.

Но «Пилсудским» и «Баторием» «Gdynia America Line» не ограничилась.

Окончание следует

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 11.02.2023 10:00
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх