В этой статье мы расскажем о трагической судьбе самого красивого пассажирского судна первой половине ХХ века. Это французский трансатлантический лайнер «Нормандия». Его появление стало возможно благодаря новым конструктивным идеям. «Крестным» отцом лайнера стал русский инженер Владимир Иванович Юркевич.
Во время Великой экономической депрессии 1929 – 1933 года между Старым и Новым светом ходили лайнеры, построенные ещё до Первой мировой войны. Строить тогда новые трансатлантические корабли смысла не имело, да и денег не было. Когда же кризис закончился, крупнейшие игроки на рынке трансатлантических перевозок ринулись в бой. К тому же, подоспели новые технологии в судостроении. Четыре судоходные компании из Великобритании, Франции, Италии и Германии скрестили шпаги за право эксплуатировать самое быстроходное пассажирское судно в мире.
Рождение «Нормандии»
Французская компания «Compagnie Générale Transatlantique», более известная как CGT, перевозки через Атлантику осуществляла с 1864 года. Она работала под брендом French Line. Первоначально компания владела тремя пассажирскими лайнерами, работавшими на Северной Атлантике. Трио лайнеров, состоящее из «Франс» («France»), «Париж» («Paris») и «Де Грасс» («De Grasse»), заработало компании репутацию надежного пароходства. Роскошные внутренние помещения, кухня и обслуживание были отличительными чертами French Line. В 1927 году появилось судно, которое всегда будет вспоминаться как первый шедевр компании — «Иль де Франс» («Île-de-France»). Это был первый пассажирский лайнер, все помещения которого были оформлены в стиле Арт деко. Он не был ни самым большим, ни самым быстроходным судном Атлантики, но он твердо занял нишу самого изысканного судна, пересекающего Атлантический океан. К этому надо добавить великолепную французскую кухню, которой баловали пассажиров. Этот теплоход был очень хорош во времена Великой депрессии. Но когда мировая экономика стала подниматься, стало ясно – «Иль де Франсе» хорош всем, кроме скорости. Он мог развивать всего 23, 5 узла (около 44 км/ч). Французское правительство потребовало от «Compagnie Générale Transatlantique», чтобы новый французский лайнер завоевал «Голубую ленту Атлантики», и стал самым быстроходным пассажирским судном в мире. Французы подошли к делу, как сказали бы сегодня, инновационно. Был приглашен русский инженер, находящийся во Франции в эмиграции, Владимир Иванович Юркевич. Ещё до революции Юркевич окончил кораблестроительный факультет Петербургского Политехнического института. По окончанию института он поступили на государственную службу в корпус корабельных инженеров. Его направили для прохождения службы на Балтийский судостроительный и механический завод. Потом он работал в Ревеле, а в начале 1918 года получил назначение на юг, в Николаев, откуда белая эмигрантская волна унесла его в Константинополь и дальше — во Францию.
В 1911 году русское морское ведомство объявило конкурс на проектирование новых линейных крейсеров для Балтийского флота. В этой работе принимал участие и Владимир Иванович Юркевич. Для увеличения скорости корабля он предложил нестандартное решение - вместо длинного и узкого корпуса сделать более короткий и широкий, с сильно заостренной кормой и носом, в нижней части которого было бы сделано бульбообразное утолщение. Испытание моделей такой формы в Петербургском опытовом бассейне дало ошеломляющий результат: при прочих равных условиях форма Юркевича неизменно показывала экономию в мощности машин на 10-15 процентов! Вот это решение и было предложено французской компании русским инженером. У французских корабелов были сомнения в правильности такого решения, были споры, но, в конце концов, они поверили в идею и доверили Юркевичу проектирование лайнера.
Мэр Москвы Сергей Собянин сообщил о старте голосования в проекте «Активный гражданин». Жителям столицы предстоит выбрать самые красивые станции метро.
«Нормандия» («Normandie») была заложена в январе 1931 года, спущена на воду 29 октября 1932 года. В первый рейс «Нормандия» вышла в 1935 году. Лайнер работал на традиционной линии French Line - Гавр — Плимут (Саутгемптон) — Нью-Йорк.
«Нормандия» была технологическим и эстетическим шедевром. Отделка интерьеров лайнера была выполнена, как и на «Иль де Франсе» в стиле Арт деко ведущими художниками и скульпторами Франции. Ресторан 1 класса имел высоту в три палубы! Правда, ради справедливости, следует сказать, что вся эта роскошь была доступна только пассажирам 1 класса, и частично, пассажирам 2 класса. Для пассажиров 3 класса ничего особо выдающегося предусмотрено не было. Но так было на лайнерах всех стран до начала Второй мировой войны.
Интересна наземная инфраструктура, обслуживающая «Нормандию». В день выхода «Нормандии» в рейс из Парижа выходил специальный поезд, перевозящий пассажиров лайнера. Поезд прибывал в Гавр на специально построенный железнодорожный вокзал, расположенный на причале компании French Line. Пассажиры, выйдя из вагонов, поднимались по эскалатору в зал, где проводилась их регистрация на рейс, и оттуда, по закрытому трапу поднимались на борт «Нормандии».
«Нормандия» получилась очень красивой. Впервые в ХХ веке на судне сделали яхтенную носовую часть у корабля водоизмещением около 80 000 тонн. Так же впервые все баковые механизмы и детали - брашпили, стопора, кнехты, вьюшки и т.д. были закрыты сверху. Это было сделано для лучшей обтекаемости набегающим воздухом носовой части. Кроме этого, такая конструкция позволяла работать швартовой команде в более комфортных условиях. Эта компоновка получила широкое развитие на судах только в начале XXI века. У лайнера были три каплевидные, скошенные назад дымовые трубы обтекаемой формы. Рабочих из них было две. Третья, кормовая, была фальшивой. В ней размещались все вентиляционные шахты корабля. Здесь необходимо сделать небольшое пояснение. В 20-х - 30-х годах ХХ века у пассажиров существовала твердая убежденность, что чем больше труб на пассажирском судне, тем оно более быстроходно и надёжно. Бывали случаи отказа от поездок, если на рекламных плакатах было изображено количество труб большее, чем на реальном судне. Вот такое заблуждение первой половины ХХ века. Конструктора «Нормандии» заведомо вводили пассажиров в заблуждение, потакая их желаниям. Мода на количество труб пассажирских теплоходов прошла после Второй мировой войны.
А пока, по всеобщему признанию, «Нормандия» была самым красивым пассажирским судном первой половины ХХ века. 29 мая 1935 года в 18:19 «Нормандия» вышла с причала в Гавре и отправилась в свой первый рейс. Французская общественность ждала, что первый рейс лайнера будет рекордным. Хотя «Нормандия» и была способна развивать скорость в 30 узлов (около 55 км/ч), French Line объявила, что не заинтересована в получении «Голубой ленты Атлантики». 31 мая было объявлено, что судно прошло первые 744 морских миль со средней скоростью в 29,76 узлов.
4 июня 1935 года в 11:02 «Нормандия» прошла мимо маяка Амброуз, чем побила рекорд, пройдя Атлантику за 4 дня, 3 часа и 2 минуты. Она пересекла Северную Атлантику со средней скоростью в 29,98 узлов, быстрее, чем любой лайнер до неё. «Нормандия» отобрала «Голубую ленту Атлантики» у предыдущего рекордсмена, итальянского лайнера «Рекс» («Rex»). На мачте «Нормандии» взвился голубой вымпел длиной 30 м — по метру за каждый узел. Членам команды выдали по бронзовому медальону со словами «Голубая лента Атлантики - „Нормандия“».
Это было очень важно для престижа страны. Но этот рекорд не был самым главным. Дело в том, что итальянский «Рекс» ходил по так называемой южной трассе. Конкуренция на ней была значительно меньше, чем на северной, по которой суда ходили из портов Англии, Франции, Германии в порт Нью-Йорка. И очень скоро «Нормандии» предстояло сразиться с кунардовскими «королевами» – лайнерами «Куин Мэри» («Queen Mary») и «Куин Элизабет» («Queen Elizabeth»), которые были построены позже. Чуть больше года голубой вымпел развивался на мачте Нормандии, но, в конце концов, кунардовские «королевы» Голубую ленту у нее отобрали. В августе 1936 года «Куин Мэри» побила рекорд «Нормандии», развив скорость в 30,14 узлов в западном направлении, став первым судном, которое пересекло Атлантику менее чем за 4 дня и опередив «Нормандию» всего на 0,38 узла!
Мэр Москвы Сергей Собянин рассказал, какие новые станции БКЛ москвичи назвали самыми красивыми. Голосование по вопросу о лучшем дизайне проводилось на платформе «Активный гражданин».
На «Нормандии» с удовольствием путешествовали «сливки» западного общества. Советские писатели И.Ильф и Е.Петров, отправившись в творческую командировку в Америку, Атлантику пересекали на «Нормандии». Они написали очерки о своем путешествии.
Конкуренция между «Нормандией» и «Queen Mary», возможно, продолжилась бы в 1940-х годах, но начало Второй мировой войны прервало их соперничество.
Стоянка в Нью-Йорке
Все крупные судоходные компании отчетливо представляли, что война в Европе на пороге. Каждая компания должна была решить для себя главный вопрос – где должны находиться их суда, когда война вспыхнет де-факто? Каждый судовладелец отвечал на этот вопрос по своему. 31 августа 1939 года «Нормандия» была поставлена на прикол в Нью-Йорке из-за нависшей угрозы войны в Европе. На следующий день эти опасения были подтверждены, когда Германия напали на Польшу. «Нормандия» была перемещена к пирсу № 88, а из её команды осталось лишь 200 человек. Её главный конкурент, «Куин Мэри», была также пришвартована недалеко, на южной стороне пирса «Cunard Line» № 90. В марте 1940 года новый большой лайнер присоединился к «Нормандии» и «Queen Mary». Это была новая 83 673-тонная сестра «Куин Мэри» «Куин Элизабет», которая только совершила свое секретное первое плавание через Атлантику. В течение короткого времени единственные три лайнера, чей тоннаж превышал 80000 тонн, были пришвартованы недалеко друг около друга. «Куин Элизабет » была пришвартована на северной стороне пирса 90.
Англичане приняли решение об активном использовании своих трансатлантиков и пассажирских лайнеров вообще, как быстроходных войсковых транспортов (смотри статью «Засекреченный рекордсмен»). Вскоре «Куин Мэри» тайно отбыла в Сидней для преобразования в транспортное судно.
В июне 1940 года Франция сдалась нацистской Германии. После этого «Нормандия» была немедленно арестована американской Береговой охраной. Правда в том, что правительство маршала Петена, возглавившего правительство Франции 1940-1944 годах, известное, как решим Виши, сотрудничало с нацисткой Германией и поддерживало отношение с американским правительством даже тогда, когда стало активно сотрудничать с нацистами. До 1941 года США так же поддерживали отношения с нацисткой Германией. Все это причудливым образом отразилось на судьбе «Нормандии». 7 декабря 1941 года произошло нападение Японии на Перл-Харбор, а 11 декабря Германия и Италия объявили войну США. Возникла интересная ситуация. «Нормандия» «подвисла». С одной стороны, правительство Виши сотрудничало с нацистами, и к «Свободной Франции» Де Голля лайнер отношения не имел. С другой, флоту США был крайне необходим быстроходный войсковой транспорт, способный за четверо суток перевести пехотную дивизию через океан. Выход был найден. 12 декабря «Нормандия» была принята, правда, с обещанной компенсацией французам, на службу в ВМФ США. «Нормандия» была переименована в «Лафайетт». По планам «Нормандия» должна была быть переоборудована в быстроходный войсковой транспорт, как и «Королевы» «Cunard Line».
Ввиду отсутствия достаточно большого сухого дока переоборудование началось прямо у пирса № 88.
Продолжение следует.