Версия // Общество // Чуда натовское оружие не совершит, считает военный лётчик 1-го класса Геннадий Иванов

Чуда натовское оружие не совершит, считает военный лётчик 1-го класса Геннадий Иванов

2985

Оружейный блеф

Оружейный блеф
(рисунок - Темур Козаев)
В разделе

Военный лётчик Геннадий Иванов в интервью рассказал о том, какое влияние на поле боя может оказать поставка западной военной техники Украине. По его мнению, для паники нет повода.

– Геннадий, поставка западных вооружений Украине сейчас тема номер один. Насколько оправданны тревога, с одной стороны, и торжество – с другой?

– Давайте оглянемся назад. Украинской армии годичной давности уже нет. Выбита большая часть её вооружений. Это касается и западного оружия, которое должно было обеспечить победу. Забыли о неуязвимых для ПВО «Байрактарах». Нашлось противоядие против «Джавелинов». Так что паниковать не стоит. Все эти сообщения зачастую просто блеф в информационной войне или основания для освоения многомиллиардных бюджетов.

– Но сейчас речь идёт о тяжёлых вооружениях, напичканных современной электроникой: танках, самолётах.

– Начнём с электроники. Это палка о двух концах. Прекрасно, когда большую часть или всю работу за тебя делает компьютер. Но современные системы радиоэлектронной борьбы могут превратить тот же танк в консервную банку. В то время как не столь зависимые от электроники наши машины могут функционировать и «в ручном режиме». Другой пример. Пилоту, который использует экран дисплея, для пуска ракеты требуется на две секунды больше времени, чем тому, который ориентируется по индикаторам со стрелочками. Он первым и пустит ракету. Опять же никто не торопится поставлять современные образцы, стараются сбросить старьё. Но даже самые современные танки тоже уязвимы. Высокоточная артиллерия, дальнобойные противотанковые комплексы, ракеты воздушного базирования, дроны-камикадзе… Всё это очень удобно в комплексе использовать как раз против «танковых кулаков», которыми грозят, ещё их не имея.

– Может быть, поэтому многие эксперты и политики на Западе говорят о бесперспективности передачи тяжёлых вооружений. Например, много разговоров шло о передаче штурмовиков Thunderbolt, которых у США с избытком, поскольку с вооружения они сняты.

– Хорошая машина, но нашему «Грачу» (Су-25) проигрывает. Пушка «Вулкан» у неё лучше. Но «Грач» манёвреннее и поразит цель ракетой раньше, чем она задействует пушку. Вообще, надо понять, что в отличие от тех же танков авиа­ция со времён Второй мировой во всех смыслах полностью изменилась. Она уже не живёт по песне «Мы летим, ковыляя во тьме…». Утюжить окопы даже простеньким Thunderbolt’ом, который стоит 16 млн долларов, никакого смысла нет. Для этого есть та же высокоточная артиллерия, дроны, миномёты. Авиация должна работать массированно по стратегическим целям, когда игра стоит свеч. Это не просто самолёты послать. Нужен комплекс средств и мероприятий: подавление ПВО, постановка помех, разведка и доразведка. Долго рассказывать. Такие операции планируются неделями. Отдельный самолёт или даже несколько самолётов погоды не сделают.

По теме

– Предположим, начнётся массовая поставка тех же F-16. Чего тогда ждать?

– Тоже хорошая машина, но устаревшая. Её взлёт легко засекается со спутника, и дальше самолёт подстерегает во много раз больше опасностей, чем тот же танк. Для управления потребуются пилоты высочайшего класса. Приведу простой пример. Когда в Афганистане у душманов появились «Стингеры», работающие на дальность 2,5 километра, родился так называемый афганский заход: самолёт почти пикирует на посадочную полосу. Теперь представьте, какой арсенал из различных манёвров требуется для ухода от разнообразнейших средств ПВО. У пилота есть буквально две-три секунды для захода на цель и её поражения. И это отнюдь не стопроцентная гарантия выживания. Поэтому мы видим, что авиация просто не входит в зону поражения. Та же эскадрилья перехватчиков МиГ-31 может держать линию Днепра, и ни один F-16 её не пересечёт.

– Тем не менее идёт переподготовка украинских пилотов, и их могут обучить всем этим премудростям.

– Во-первых, переподготавливать можно подготовленного. Лётчики советской школы либо ушли на пенсию, либо повыбиты. А новые не имеют достаточного лётного опыта даже на старых советских машинах. Не случайно за год они не выиграли ни одной воздушной дуэли. Разве что мифический «Призрак Киева» всегда побеждал, пока эту байку не опровергли даже сами украинцы.

Для изучения техдокументации недостаточно даже отличного владения языком. В ней десятки аббревиатур. Сколько времени потребуется, чтобы в них вникнуть. На панели самолёта сотни тумб­леров, датчиков. Ты должен в темноте за доли секунды находить каждый. И это самое простое. Какие тут сложные манёвры? Взлетать и садиться можно научиться за месяц на любом самолёте. Но это значит просто послать людей и десятки миллионов долларов на убой. Любые ускоренные курсы ведут к тому, что возможности машины используются в лучшем случае на 50%. А если машина ещё и не новая…

– Говорят, что украинские олигархи предлагают иностранным военным пилотам-пенсионерам по 100 тыс. долларов в месяц.

– Не исключаю, что экипажам танков предлагать сдаваться придётся, как и в Великую Отечественную, фразой «хенде хох!». Но не думаю, что такое случится с пилотами. Даже если 100 тыс. будут платить за один вылет. Шансы вернуться и получить деньги в лучшем случае 50 на 50. На Западе свою жизнь ценят больше. Да и настоящие пилоты из не столь богатых стран тоже не дураки.

– Получается, что опасения напрасны?

– В начале я сказал, что вооружения годичной давности у украинцев по большей части уничтожены. Они держатся на поставках. Безусловно, бесцельно пролитой крови будет больше. Умные люди на Западе и Украине это понимают.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 26.02.2023 16:00
Комментарии 0
Наверх