Проблема долгового кризиса в Китае недавно оказалась в центре внимания. Причиной тому стало решение Moodys понизить суверенный рейтинг страны. Но действительно ли снижение было оправданным? Хотя общее отношение долга к ВВП в КНР не выделяется на фоне стран с формирующейся экономикой, корпоративный долг в 170% является самым высоким в мире - в два раза больше, чем в США. Величина корпоративного левериджа (отношение долга к собственному капиталу) в КНР также очень велико и растет.
Растущее соотношение долга к ВВП, которое идет рука об руку с высоким коэффициентом кредитного плеча, может совсем скоро привести к финансовому кризису. Во-первых, это ухудшение качества активов финансовых учреждений и снижение цены этих активов. В тех случаях, когда институты вынуждены отчитываться на рынке, чтобы списать равную сумму капитала, коэффициент кредитного плеча повышается, что приводит к дальнейшему ухудшению качества активов и снижению стоимости активов.
Во-вторых - это отказ инвесторов, обеспокоенных ростом коэффициента левереджа. Это становится причиной «заклинивания» денежного рынка, вынуждая банки ужесточать условия предоставления кредитов и повышать процентные ставки. Все это в результате приводит к дальнейшему ослаблению потенциальных заемщиков. Происходит рост числа неплатежей и объемов проблемных кредитов.
В-третьих, высокое соотношение долга к ВВП может стать причиной кризиса, вынудив банки и небанковские финансовые институты, не способные обеспечить достаточный капитал, объявлять о банкротстве. В этом случае общественность может охватить паника, под влиянием которой люди бросятся обналичивать свои сбережения, что может привести к краху всей финансовой системы.
Но ни один из этих сценариев не кажется реальным риском для Китая, по крайней мере, в обозримом будущем. Китай, в конце концов, очень бережливая страна – валовый объем сбережений оценивается в 48% ВВП. В результате кредитных средств в стране в изобилии, а затраты на финансирование могут оставаться низкими. Поэтому у Китая больше возможностей, чем у других стран, для поддержания высокого соотношения долга к ВВП.
Более того, поскольку задолженность Китая состоит в основном из займов государственных банков государственным предприятиям, вкладчики и инвесторы уверены (оправданно или нет), что их активы обеспечены скрытой правительственной гарантией. И дело не только в твердости фискальной позиции государства, которую обеспечивают $3 трлн резерва - сумма, которая намного превышает задолженность Китая за рубежом. Правительство Китая могло бы, если бы захотело, спасти банки от неприятностей, предотвратив распространение заразных банкротств.
В течение многих лет Китай боролся с избыточной капитализацией. Индекс цен производителей (ИЦП) снижался в годовом исчислении в течение 54 месяцев подряд, а ежегодный рост индекса потребительских цен (ИПЦ) колебался примерно на отметке 1,5%. В октябре 2016 года рост ИЦП стал положительным, давая основания предполагать, что долговая дефляционная спираль может быть нарушена. Но после нескольких хороших месяцев последовательные темпы роста ИЦП снова стали отрицательными, что говорит о том, что пока рано говорить об исчезновении дефляции.
Это тем более верно в то время, когда правительство ужесточает политику ограничения цен на недвижимость - усилия, которые могут сдерживать инвестиции, тем самым ослабив экономический рост в ближайшие шесть месяцев. В этом контексте неправильный ход может вернуть Китай обратно в дефляционную спираль, которая представляет собой более серьезную угрозу экономической стабильности Китая, чем риски, связанные с отношением долга к ВВП.
«Россети» Андрея Рюмина под благими намерениями захватывают региональные электросети
Тем не менее, Moody's указывает, что отношение долга к ВВП Китая является серьезной проблемой. Более того, чтобы оправдать свое понижение, агентство утверждает, что усилия правительства по поддержанию устойчивого роста приведут к устойчивому политическому стимулированию, что будет способствовать еще большему росту задолженности во всех секторах экономики.
В идеальном мире правительство Китая могло бы реагировать, стимулируя потребление домашних хозяйств, но в отсутствие дальнейших реформ в таких областях, как социальное обеспечение, рост потребительских расходов должен быть медленным. В то же время правительство должно полагаться на экспансионистскую фискальную политику для поощрения инвестиций в инфраструктуру, даже если это означает повышение соотношения долга к ВВП. Такая инициатива также должна повлечь за собой улучшение возможностей финансирования, включая снижение затрат по займам для малых и средних предприятий.
Нет сомнений в том, что задолженность Китая - особенно ее корпоративные долги - является серьезной проблемой, требующей решения. Но Китай должен уравновесить этот императив с насущной необходимостью поддерживания темпов роста в соответствии с потенциалом и не допустить возвращения экономики в дефляционную спираль. Остается надеется, что Китай успеет решить проблемы, прежде чем потеряет мяч.