Версия // Культура // «Опасный элемент», «Сибирь» и «Цой» - обзор премьер кино этой недели

«Опасный элемент», «Сибирь» и «Цой» - обзор премьер кино этой недели

3060

Радиоактивный феминизм

10
В разделе

На этих выходных в отечественный кинопрокат выходят: биографическая историческая драма «Опасный элемент», европейская артхаусная драма с элементами фэнтези-хоррора «Сибирь» и российская биографическая драма от Алексея Учителя «Цой».

Опасный элемент

(16+)

Реж - Маржан Сатрапи

В ролях – Розамунд Пайк, Сэм Райли, Иветта Фойер, Мирьям Новак, Ральф Белкин, Аня Тейлор-Джой, Саймон Расселл Бил, Шан Брук, Дрю Джейкоби

Производство – Великобритания, Венгрия, Китай, Франция, США

Биографическая историческая драма, берущая за основу жизнь и научную деятельность великой ученой женщины - Марии Склодовской - Кюри. Режиссером картины стала Маржан Сатрапи («Персиполис», «Цыпленок с черносливом», «Голоса»). За работу над «Персиполисом» Маржан была удостоена «Приза жюри» Каннского кинофестиваля.

Действие фильма стартует в самом конце XIX века. Молодая польская эмигрантка Мария (Розамунд Пайк) в Париже старается пробиться в патриархальной среде научного общества. Когда учёное сообщество ее отвергает, она находит поддержку у своего единомышленника - Пьера Кюри (Сэм Райли), который вежливо отводит ей место в собственной лаборатории. Вместе они начинают вести исследования радия, которые в дальнейшем изменят ход мировой истории XX века. Увлечение наукой служит для них связующей силой, которая пробуждает в молодых ученых взаимные чувства.

«Опасный элемент» берет за основу биографию ученого с мировым именем - первая женщина лауреат Нобелевской премии, первый человек в истории, кто получил эту награду дважды, Первая женщина — член Парижской медицинской академии... и еще множество самых разнообразных достижений - научных и социальных. Вклад супругов Кюри в современную науку сложно переоценить, а подробности их биографии можно смело растянуть на несколько сезонов полноценного сериала. И так было бы поступить логичнее - придать истории плавный темп повествования, избавиться от необходимости вырезать что-то значимое в угоду художественному умыслу и строгим двухчасовым рамкам полнометражного кино. Но создатели приняли решение снимать полный метр, что повлекло за собой ряд серьезных проблем для фильма.

Рвано. «Опасный элемент» смотрится рвано, постоянно перескакивая с одной темы на другую. То это научные изыскания, опыт и исследования (которым можно было бы отвести побольше времени), то это любовные отношения Марии и Пьера - их ссоры, разногласия, ревность, зависть; то феминистическая повестка, то отношения с дочерью, то флешбэки из прошлого... Сцены плохо стыкуются между собой, проносясь галопом по биографии главной героини. Каждая сцена нагоняет свою собственную драму, отчего кажется, что главная героиня лишь подвергалась ударам судьбы, будучи лишенной человеческих радостей. Образ главной героини по ходу повествования становится всё более и более карикатурным, ее поведение вызывает негодование. Розамунд Пайк, безусловно, актриса талантливая, поэтому воплотила на экране то, что от нее хотел режиссер. А Маржан Сатрапи, как нам показалось, хотела своим фильмом не рассказать увлекательнейшую историю становления величайшей женщины-ученого, а сделать очередной не особо нужный выпад в сторону патриархального общества. Это, кстати, ударяет по мужу главной героини - Пьеру Кюри. Фильм поворачивает историю таким образом, что Пьер выглядит чуть ли не антагонистом Марии, хотя на самом деле, без его участия не было бы никаких открытий. Нобелевских премий самого Пьера и Марии не было бы, работай они по раздельности. А фильм будто пытается сказать обратное. Это и неприятно, и бестолково.

Сам образ главной героини вызывает не уважение или симпатию, а раздражение. Мы не можем сказать, какой была в реальной жизни Мария Склодовская-Кюри, но точно уверены в одном - протагонист художественного фильма не должен вызывать неприятных эмоций, иначе сопереживание сменяется на неприятие. Это полностью вина сценаристов и постановщиков, которые соорудили характер и личностность главной героини.

Феминистической повестки здесь очень много, хотя она вовсе неуместна - Мария Склодовская-Кюри и так доказала всем, что, будучи образованной, талантливой и упорной ученой женщиной можно добиться в этой жизни того, к чему стремишься, а может и больше (учитывая, что ее дочь тоже стала нобелевским лауреатом впоследствии). И никакие общественные движения, борьба за равноправие, ущемление прав и т.п. здесь не при чем. Мария Кюри делала то, ради чего жила. Делала с полнейшей самоотдачей, что сказалось на ее здоровье - работа с радиоактивными элементами не могла не оставить после себя следов. И вот это должно было стать краеугольным камнем драмы - жертвенность ради прогресса, абсолютная отдача науке до последнего ради прогресса всего человечества. Ведь судьба главной героини весьма трагична - потеря супруга, который был не только мужем, но другом, соратником, ассистентом по опытам и человеком похожего склада ума.

Но есть здесь и ложечка мёда - короткими вставками режиссер показывает нам последствия открытия радия - это и атомная бомба, и лучевая терапия онкологии и много чего еще, о чем мы не станем спойлерить. Эти коротенькие вставки хорошо освежают сюжет, придают ему динамику и визуальное разнообразие, подчеркивая обе стороны подобных научных открытий. Пожалуй, эти вставки и есть лучшее, что имеется в фильме Маржан Сатрапи.

Эпикриз: «Опасный элемент» мы назовем неудачной попыткой перенести на большой экран истории Марии Склодовской-Кюри. Женщина такого исторического значения заслужила куда более стройную, красивую, гармоничную, уверенную в себе, а главное впечатляющую историю о своей жизни.

Сибирь

(18+)

Реж. - Абель Феррара

В ролях – Уиллем Дефо, Дуня Сычева, Саймон Макберни, Кристина Кириак, Даниэль Хименес Качо, Фабио Пагано, Анна Феррара, Фил Нилсон, Лорен Арнатсиак

Производство – Италия, Германия, Греция, Мексика

Европейская артхаусная драма с элементами фэнтези-хоррора от режиссера фильмов «Плохой лейтенант», «Похитители тел», «4:44 Последний день на Земле» Абеля Феррара.

Действие фильма стартует в ветхой хижине - баре, затерянной где-то в снегах то ли Сибири, то ли Аляски. Немолодой хозяин (Уиллем Дефо) принимает у себя местного охотника, после чего постепенно отправляется в путешествие по своей собственной жизни.

«Сибирь» проект настолько любопытный, насколько и неоднозначный. Весь фильм - это полуторачасовой психоделический трип по сознанию главного героя. И трип этот проходит совсем не срединной дорогой его воспоминаний и самовосприятия, а наоборот - по самым экстремумам, большая часть которых носит негативный характер. Это значит, что фильм имеет ряд сцен, характеризующихся жестокостью. Рядом с ними идут сцены эротического содержания и совсем немного действительно теплых детских воспоминаний протагониста. Повествование рваное - из одной локации режиссер без предупреждения бросает в другую, не утруждая себя ответами на возникающие зрительские вопросы. Это кино показывает, но делает это непонятно и ничего не старается объяснить. У рядового зрителя подобная малопонятная каша вызовет резкое отторжение еще в первые полчаса ленты. Оно и понятно - мало кому понравится смотреть на вещь непонятную, без намека на сюжет или интригу. Да и то, что мы писали выше (касаемо синопсиса и сюжетной основы) - лишь наша интерпретация. Вполне возможно, что кто-нибудь, посмотрев это кино, увидит в нем совершенно иную трактовку. А трактовать здесь есть что, но не будем вдаваться в спойлеры.

Абель Феррара попытался создать нечто сюрреалистическое, загадочное и впечатляющее. Но ему это не удалось. Или удалось, но не в полной мере. Даже если осмыслить каждую сцену этого фильма и попробовать дать ей тот или иной смысл перед зрителем, выстраивается довольно пресная картина о том, какой же человек главный герой, что сформировало его личность и почему он такой, каким является. Большая часть из этого будет носить гипотетический характер - картина изо всех сил старается быть загадочной и кормит зрителя нудным и ненужным символизмом, который каждый трактует по-своему. Но проблема кроется в отсутствии ответа на главный вопрос – «Зачем?». Главный герой ни с того, ни с сего проваливается в собственное подсознание (или сознание), путешествует, разгадывает тайны самого себя. Но ради чего он это делает? Что это ему даст, кроме как тихую спокойную жизнь? Да и даст ли ее, учитывая на какой ноте заканчивается фильм? Сомнительно. Тогда эти вопросы еще более актуальны, применительно к подобному финалу.

Что касается внешнего вида, то визуал у фильма красивый, атмосферный, подчеркивающий то или иное состояние главного героя. Каждая сцена смотрится по-своему впечатляюще - либо в положительном ключе, либо в отрицательном, сводя всё к эстетике насилия, смерти, либо эротическим этюдам.

Абель Феррара в последних своих фильмах периодически сотрудничает с Уиллемом Дефо, который никогда не боялся браться за самые противоречивые и странные проекты. «Сибирь» напоминает нечто среднее между «Маяком», «Антихристом» и «Того» - во всех этих фильмах играл Дефо. И если с милым диснеевским «Того» ленту роднит кроме самого Дефо место действия, езда на собачьей упряжке и псы породы хаски, то от «Маяка» и «Антихриста» фильм взял сюрреалистическую интонацию, темные уголки подсознания и некоторого безумия происходящего. Только работа Абеля Феррары пасует перед этими картинами, так как выглядит слишком рыхлой и на таком фоне кажется плохо собранной воедино, да еще и бессодержательной. Сам Уиллем Дефо здесь хорош - агрессивная харизма этого актера в сочетании с налетом прожитых лет и экспрессивной манерой игры. Уверены, многие любители авторского кино будут смотреть эту картину только из-за Дефо. Не скажем, что это одна из лучших его ролей - в фильме Феррары он больше выступает в роли наблюдателя, нежели действующего лица. Но все же, посмотреть есть на что.

Эпикриз: «Сибирь» слишком рыхлый и непонятный фильм, чтобы можно было рекомендовать его массовому зрителю. Вместо увлекательного сюрреалистического хоррора здесь демонстрируют малопонятный бэд-трип с массой вариативных трактовок. Свести все сцены под единый знаменатель сложно, но, даже сумев это сделать, велик риск того, что вы всё равно не поймете - что хотел сказать этим режиссер. Поклонники Уиллема Дефо проходите без очереди.

Цой

(16+)

Реж. - Алексей Учитель

В ролях – Евгений Цыганов, Марьяна Спивак, Паулина Андреева, Илья Дель, Игорь Верник, Надежда Калеганова, Мария Пересильд, Инга Тропа, Артурс Скрастыньш, Лилита Озолиня

Производство – Россия, Латвия, Литва

Отечественная биографическая драма от создателя фильмов «Дневник его жены», «Прогулка», «Космос как предчувствие» и «Матильда» Алексея Учителя.

В центре сюжета, как бы это странным не показалось, стоит не Виктор Цой, а обычный советский водитель Павел Шелест (Евгений Цыганов). Он не знает ни Цоя, ни группу «Кино», и вообще далек от мира рок-музыки. 15 августа 1990 года за рулем своего «Икаруса» Павел попадает в аварию со смертельным исходом. Тогда трагически скончался кумир миллионов молодых людей Виктор Цой. С этого момента жизнь Павла кардинально изменилась.

«Цой» фильм не о Цое как человеке, не о группе «Кино», не красочный пересказ биографии или лирическое хулиганство как в киноленте «Лето» Кирилла Серебренникова. Это фильм о феномене, которым был и остается по сей день Виктор Цой, его влиянии на советскую молодежь и о наследии, оставленном после своей трагической гибели.

Учитель не позиционировал этот фильм как строго соответствующий истине. Но отсутствие заявлений о достоверности не остановило родственников Виктора Цоя и его фанатов от критики этого фильма. Отчасти, их можно понять - фильм с таким названием просто обязан рассказать хоть немного о самом Викторе Цое, а не показывать историю человека, который волей судьбы напрямую оказался причастен к его гибели. Именно его, Павла, внутренние терзания, переживания, оказываемое на него давление со стороны общества, непрошенная популярность и огромное бремя навязанной ответственности - всё это стоит в центре сюжета. Сам Цой появляется в фильме лишь в виде записей с его концертов, что, надо сказать, является наиболее интересными фрагментами ленты. О том, что за человек Виктор Цой, откуда растут ноги его творчества, и заслуженно ли он считается легендарным отечественным рокером, работа Алексея Учителя не расскажет. Здесь фигура музыканта нужна только чтобы двигать сюжет дальше, нагло обманывая тем самым поклонников популярного поныне исполнителя.

Драма главного героя здесь показана обильно и скупо одновременно. Зритель, далекий от мира музыки и слабо представляющий себе масштаб фигуры Цоя для того времени, будет задаваться вопросами до самого конца фильма. Причем вопросы возникнут и у осведомленного зрителя, главным вопросом будет - что хотел показать своим фильмом Учитель, кроме как драму человека, «погубившего» кумира миллионов. Тем более странным кажется тот факт, что Алексей Учитель лично был знаком с Цоем и снял о нем несколько документальных фильмов, вполне успешных. Сейчас же он эксплуатирует образ и имя легенды русского рока, чтобы снять весьма посредственную драму. Одним словом, претензий у фанатов рокера, да и рядовых зрителей может быть масса. Но хорош ли фильм, абстрагировавшись от этого? На самом деле не очень.

Достаточно глубоко показывается внутреннее душевное состояние лишь водителя Павла - не столько в силу сценария, сколько из-за игры Евгения Цыганова. Этот актер уже долгое время снимается как в коммерческих драмах, так и в независимом кино, примеряя разные сценические образы, но всегда делая это успешно. Павел Шелест в его исполнении вышел действительно живым человеком - шок, боль, горечь, обиду, страх и негодование которого можно ощутить. На его фоне коллеги Цоя по сцене, родственники и даже преданные поклонники кажутся почти бесчувственными картонками. Причем близким Виктора Цоя досталось сильнее всех. Непонятно, почему Учитель изобразил их такими, но это на его совести, что подкрепляет претензии к этому фильму со стороны родных и близких покойного музыканта.

Эпикриз: «Цой» эксплуатирует имя и образ культового певца (кто бы к нему как ни относился, а отпечаток он в русской культуре оставил ощутимый), чтобы продать зрителю посредственную драму о без вины виноватом шофере. Идти на это кино ради архивных вставок с реальным Цоем - не лучшая идея.

Под занавес коротенечко о лидерах российского, всё еще карантинного, кинопроката: кассовые сборы прошлой недели возглавила семейная сказка от Роберта Земекиса «Ведьмы». Второй стала российская военная драма «Подольские курсанты», третьим семейная комедия с Робертом Де Ниро «Дедушка НЕлегкого поведения».

Хороших выходных и приятного просмотра!

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 13.11.2020 17:00
Комментарии 0
Общероссийская газета независимых журналистских расследований «Наша версия» Газета «Наша версия» основана Артёмом Боровиком в 1998 году как газета расследований. Официальный сайт «Нашей версии» публикует материалы штатных и внештатных журналистов газеты и пристально следит за событиями и новостями, происходящими в России, Украине, странах СНГ, Америке и других государств, с которыми пересекается внешняя политика РФ.
Наверх