Версия // Культура // Обзор на одного из главных оскаровских номинантов, историческую драму Кеннета Браны «Белфаст»

Обзор на одного из главных оскаровских номинантов, историческую драму Кеннета Браны «Белфаст»

4969

Тем, кто уехал, и тем, кто остался

Обзор на одного из главных оскаровских номинантов, историческую драму Кеннета Браны «Белфаст»
В разделе

Так как российский кинопрокат лишился большей части ожидаемых премьер, мы решили сделать обзоры оскаровских номинантов этого года. За исключением тех, на которые мы уже писали собственные рецензии. Все обозреваемые картины доступны в сети. Вашему вниманию предлагаем обзор на историческую драму Кеннета Браны «Белфаст».

Белфаст

(12+)

Реж. – Кеннет Брана

В ролях – Джуд Хилл, Льюис Макэски, Катрина Балф, Джейми Дорнан, Джуди Денч, Киран Хайндс, Джози Уокер, Несса Эрикссон

Производство – Великобритания

Историческая драма от актера и режиссера Кеннета Браны («Франкенштейн», «Гамлет», «Тор», «Убийство в Восточном экспрессе», «Смерть на Ниле» и др.). Также Брана является автором сценария к фильму. «Белфаст» имеет семь номинаций на премию «Оскар», в том числе «Лучший режиссер» и «Лучший фильм года».

Действие фильма происходит в конце 60-х годов прошлого века, не поверите, в Белфасте (Северная Ирландия). В центре истории девятилетний паренек Бадди (Джуд Хилл) и его семья: мама (Катрина Балф), папа (Джейми Дорнан), старший брат Уилл (Льюис Макэски), бабушка (Джуди Денч) и дедушка (Киран Хайндс). Они оказываются в центре беспорядков, которые устраивали протестантские радикалы против проживающих в квартале католиков. Религиозно-национальный конфликт набирает обороты, отца Бадди пытаются втянуть в противостояние, но он отказывается и всеми силами старается защитить семью. Встает вопрос о переезде в Сидней или Ванкувер, но мама Бадди категорически против этого.

Сначала несколько слов о Кеннете Бране для тех, кто не читал наши обзоры на его ранние работы. Брана – отличный актер, который одинаково хорошо смотрится как в сатирических образах («Гарри Поттер и тайная комната»), так и в сильнейших драматических ролях («Гамлет», «Макбет»). Как режиссер Брана не так стабилен: в его фильмографии крепкие шекспировские экранизации соседствуют с провальными лентами, как «Артемис Фаул», «Джек Райан: Теория хаоса» и «Тщетные усилия любви». Последняя его крупная работа – «Смерть на Ниле», также получила неоднозначные оценки критиков и была прохладно принята зрителями. Мы, в свою очередь, «Смерть на Ниле» высоко не оценили, поэтому от «Белфаста» многого не ждали. И этот эффект заниженных ожиданий в очередной раз сыграл с нами совсем не злую шутку – фильм произвел на нас сильнейшее впечатление.

Только ленивый кинокритик не успел сравнить «Белфаст» с «Ромой» Альфонсо Куарона. Родство этих фильмов налицо и по содержанию (история семьи на фоне народных волнений в городе), и по форме (черно-белая картинка, винтажная эстетика середины прошлого века). Мы бы так сильно не отождествляли эти картины. «Белфаст» так же тождественен «Роме», как трагикомедии Тайки Вайтити «Кролик Джоджо» или сильнейшей антивоенной драме Роберто Бениньи «Жизнь прекрасна». Дело в том, что зритель смотрит на события фильма глазами ребенка – главного героя фильма по имени Бадди. Трагедия здесь соседствует с юмором, детская непосредственность с взрослыми решениями, беззаботный мир ребенка с жестокой реальностью, которую создали взрослые. Контрасты в фильме именно такие, но межу ними не происходит конфликта. Бадди до самого финала ленты гармонично существует в этом сложном мире, который меняется на его глазах до неузнаваемости. Это не рушит его детский мир, не вторгается в его фантазии, не травмирует психику. Но неизбежно меняет всю его будущую жизнь.

Глазами ребенка Брана отправляет зрителя в небольшую экскурсию в самое сердце народных беспорядков, произошедших в 1969-1970 гг. в Белфасте. Вам не расскажут подробности, не покажут шокирующие сцены городских боев и погромов, не будут занудно рассказывать историю конфликта. Поэтому, все интересующиеся, сперва загляните в «Википедию».

«Белфаст» о другом. Это кино очень личное для самого его создателя – Кеннета Браны. И это чувствуется. Глубоко личный фильм говорит о любви к Родине, к своей семье, своим друзьям, своей жизни. И о сложном выборе, который зачастую жизнь ставит перед каждым из нас: уехать или остаться? Для многих наших соотечественников, как известно, этот вопрос сегодня актуален.

О технической стороне фильма также стоит сказать несколько слов. Как мы уже отметили, снята лента в черно-белом формате, но с редкими цветными вставками (довольно изобретательными). Скорее всего, будь «Белфаст» полностью цветным, это не сильно ударило бы по его восприятию. Но черно-белая цветовая палитра призвана усилить ощущение того, что фильм – это чьи-то воспоминания. Детские, давние, но яркие и сильные. Это подчеркивает и то, что картинка, несмотря на черно-белую гамму, необычайно светлая и тёплая. Тяготение к артхаусному кино в «Белфасте» видится через не самые стандартные ракурсы камеры, обилие крупных планов, статичную съемку. Эти операторские приёмы устанавливают визуальную связь с фильмами из 70-х годов. Коротко – выглядит «Белфаст» достаточно красиво, чтобы можно было любоваться некоторыми сценами даже без погружения в происходящее. Визуально фильм разительно отличается от недавней брановской дилогии об Эркюле Пуаро. Да и с иными прошлыми картинами этого режиссера «Белфаст» имеет мало общего.

Нельзя пройти мимо актерского состава, который здесь подобрался весьма любопытно. Джуди Денч и Киран Хайндс, сыгравшие бабушку и дедушку главного героя, получили по номинации на Оскар, как лучшие актеры второго плана. Нам кажется это вполне заслуженно, хотя экранного времени у них было не так много, как хотелось. Неплохо смотрелся в своей роли и Джейми Дорнан, который на этот раз успешно вышел из свойственного ему амплуа героя-любовника. Здесь он – заботливый отец семейства, который только и думает, как бы спасти своих родных от нависшей над их головами катастрофой. В паре с ним хорошо смотрелась Катрина Балф в роли матери Бадди. Ее точка зрения по вопросу будущего их семьи в корне отличалась от позиции мужа. Этот конфликт аккуратно следовал через весь фильм до самого финала. По сути, это основная сюжетная линия.

Но если кто и затмил всех остальных актеров за пояс, так это юный Джуд Хилл – исполнитель роли Бадди. Молодое дарование так хорошо вписалось в свою роль, что трудно представить – играет паренек или является таким на самом деле. Буквально собранный из детской непосредственности, обаяния и милоты Хилл с легкостью тащит весь фильм на своих плечах без особой помощи взрослых. С выбором главного актера Брана попал в десятку. Жаль, что оскаровское жюри не решилось дать Хиллу номинацию. То ли возраст повлиял, то ли что-то еще. Мы бы с удовольствием увидели этого паренька среди номинантов.

Атмосфера «Белфаста» наполнена приятной, теплой грустью, давними воспоминаниями о беззаботном детстве. В картине легкий юмор (с примесью английского) идёт бок о бок с драматическими, но не трагическими нотками. Подается всё это мягко и осторожно, чтобы не слишком раскачивать эмоциональные качели зрителя. Таким образом, Кеннет Брана мастерски передает собственное настроение зрителю, что говорит о его режиссерском таланте.

Сложно сейчас сказать наверняка, какие статуэтки получит «Белфаст» на грядущей премии «Оскар» – в этом году номинанты подобрались сильные, один другого краше. Оглядываясь на происходящее в мире сегодня, посыл фильма приобретает актуальность. Может быть, академики пожалуют Бране Оскар как лучшему режиссеру. Нельзя скидывать со счетов и возможность премии как лучшему фильму в контексте сегодняшних событий на Украине, за повестку.

Эпикриз: «Белфаст» – кино ностальгическое, приятное, легкое и одновременно глубокое. Молодому зрителю, скорее всего, здесь будет не на что смотреть, зато люди постарше с богатым жизненным опытом смогут насладиться работой Кеннета Браны. Киноманам, без оглядки на возраст, настоятельно рекомендуем.

Подробнее разберем шансы основных номинантов в ежегодном предоскаровском обзоре.

В качестве иллюстраций использованы кадры из трейлера фильма «Белфаст» (2021), реж. – Кеннет Брана.

Кинотеатры еще работают, поэтому завершим обзор традиционной сводкой о кассовых сборах. Больше всех в российском прокате за прошлую неделю собрал приключенческий боевик «Анчартед: На картах не значится». Второе место заняла российская романтическая комедия «Хочу замуж». Третье досталось российской спортивной драме «Мистер нокаут».

Хороших выходных и приятного просмотра!

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 11.03.2022 17:00
Наверх