Версия // Культура // Обзор фильмов «Вихрь» и «Добрый медбрат»

Обзор фильмов «Вихрь» и «Добрый медбрат»

3693

Когда смерть стучится в дверь

Обзор фильмов «Вихрь» и «Добрый медбрат»
В разделе

С небольшим опозданием мы добрались до пары новых премьер мирового кино: новой артхаусной драмы Гаспара Ноэ «Вихрь» и биографического драматического триллера «Добрый медбрат».

Вихрь

(16+)

Реж. – Гаспар Ноэ

В ролях – Дарио Ардженто, Франсуаза Лебрун, Алекс Лутц, Килиан Дере, Вук Бранкович, Камель Бешемех, Чарльз Морийон, Франк Вильнёв, Корина Бруан

Производство – Франция, Бельгия, Монако

Европейская независимая драма от выдающегося французского режиссёра Гаспара Ноэ («Необратимость», «Вход в пустоту», «Любовь», «Экстаз», «Вечный свет»). Премьера фильма состоялась на Каннском кинофестивале.

Луи (Дарио Ардженто) и Элли (Франсуаза Лебрун) – глубокие старики, живущие в уютной квартире где-то в Париже. В то время как Луи продолжает работать над собственной книгой, его супруга день ото дня всё больше поддается старческой деменции. Их взрослый сын Стефан (Алекс Лутц) настаивает на переезде родителей в дом престарелых, но его отец ни за что не хочет покидать территорию своей квартиры.

«Вихрь» – очередной эксперимент с формой и шаг в сторону от привычного формата, за который Гаспар Ноэ стал культовым режиссером в узких кругах. Тем не менее картина наполнена духом своего режиссера, спутать его руку с чьей-либо еще здесь сложно. Лента оставляет после себя двоякое впечатление, о котором мы спешим с вами поделиться.

Первое, что бросается в глаза при просмотре сразу – это формат кадра. Ноэ никогда не церемонился со своим зрителем, он периодически экспериментировал с подачей сюжета. «Необратимость» рассказывала свою историю задом наперед. Подобный приём был использован им в «Любви», где события действительности шли линейно вперед, а воспоминания развивались во времени обратно. Здесь же Ноэ буквально показывает две истории параллельно и одновременно – он делит экран пополам на два квадратных мини-экрана. Один из них показывает жизнь Луи, второй – его супруги. Одновременно. Даже, когда они оба находятся в одном помещении, даже рядом, картинка всё равно представляет взгляд с двух ракурсов. Для нас это первый подобный эксперимент с формой, и поначалу мы восприняли подобное с недоверием и прохладой. Мы опасались, что, показывая две истории одновременно, фильм потеряет нить повествования, полностью отдавшись своей необычной форме. Но на самом деле этот приём оказался настоящей находкой для картины, которая не только придает ему неповторимую форму, но и в разы усиливает эффект воздействия на зрителя.

Как это работает. Когда рядовой зритель смотрит фильм, где упор сделан на реализм, то такое кино ему может быстро наскучить, и он начнет искать новые объекты для своего внимания. Здесь же, когда надоедает наблюдать за одной стороной экрана, внимание переключается на вторую. И так на всём протяжении фильма, который не блещет диалогами, динамикой и разнообразием действий. Именно разделение на две половины основного экрана приковывает внимание смотрящего от начала и до конца. Здесь эксперимент Ноэ попал в самую точку.

Любители творчества этого режиссера могут возразить, что его предыдущие работы и без этого приковывали внимание зрителя. «Вихрь» – куда более сдержанная работа режиссера, которая играет на совсем других участках эмоционального фона зрителя. Предыдущие фильмы Ноэ старались вывести зрителя из чувственного равновесия, вызывая массу острых негативных эмоций: ненависть, отвращение, шок, гнев, отрицание и осуждение, обиду, печаль и сопереживание. Достигалось это, в том числе и откровенным визуальным рядом, изобилующем эротическими образами и сценами неприкрытой жестокости (иногда психоделической подачей визуального ряда). Здесь же режиссер будто постарел вместе со своими героями – ничего этого в «Вихре» вы не увидите.

Это кино без надрыва, без жестокости, без эмоционального слома и без попыток ввести зрителя в транс. Нам показывают несколько дней из жизни престарелых французов, один из которых всё больше и больше страдает от старческой деменции. Подобную тему в ином ключе развил Флориан Зеллер в своей драме «Отец». Ноэ пошел по пути реализма, создав едва ли не камерную, медленную и неумолимую драму, с концом, который видится с самого первого кадра.

Под необычной формой и толстым слоем реализма, в приглушенных матовых тонах, среди сотен книг и исписанных бумаг квартиры главных героев скрывается философский подтекст фильма. Гаспар Ноэ не в первый раз исследует тему смерти в своём творчестве. «Вход в пустоту» буквально проворачивал колесо сансары, явив зрителю трехчасовую оду перерождению души. «Вихрь» менее поэтичен и куда более жесток в трактовке жизни и смерти. Фильм одновременно показывает две старости, ни одна из которых не завидна. Ноэ выносит приговор своим героям и вместе с ними зрителям. Вместо взрыва эмоций финал несет опустошение.

Как мы уже отметили, «Вихрь» визуально придерживается стилю и цветовой палитре лент Гаспара Ноэ. Всё выполнено на пределе натуральности, грань между кино и реальностью старательно размыта. Разбивка экрана надвое не дает заскучать за два с лишним часа хронометража, хотя без этого фильм даже в полуторачасовом формате мог бы утомить. Отлично исполнили свои партии – Дарио Ардженто и Франсуаза Лебрун. Маститые европейские актеры сыграли настолько натурально, насколько это было возможно. Возможно, их имена мало что скажут современному зрителю, но Ардженто и Лебрун внесли немалую лепту в развитие европейского кино. Франсуаза Лебрун стала известной благодаря французской Новой волне, исполнив одну из главных ролей в драме Жака Эсташа «Мамочка и шлюха», а Дарио Ардженто варился в кинематографической тусовке с самого детства – его отец и дядя были крупными продюсерами. Сам Ардженто, кроме актерской карьеры, прославился как режиссер и продюсер фильмов поджанра джалло.

Эпикриз: «Вихрь» мы бы не стали рекомендовать рядовым зрителям – это кино фестивальное, не простое для чувственного восприятия, специфичное по форме. В качестве вехи творчества Гаспара Ноэ «Вихрь» можно расценить как передышку, эксперимент, исследование новых тем. Поклонникам режиссера обязательно смотреть, но без явных ожиданий увидеть там нечто знакомое.

В качестве иллюстраций использованы кадры из трейлера фильма «Вихрь» (2021), реж. – Гаспар Ноэ.

Добрый медбрат

(18+)

Реж. – Тобиас Линдхольм

В ролях – Джессика Честейн, Эдди Редмэйн, Ким Диккенс, Ноа Эммерих, Мэлик Йоба, Аджай Найду, Ннамди Асомуга, Марсия Джин Кертц, Мо Ирвин

Производство – США

Криминальная драма Netflix, основанная на реальных событиях. Снял картину датский сценарист и режиссер Тобиас Линдхольм, известный по работе над фильмами «Заключенный R», «Заложники», «Война» и другим. Основой для сценария послужила одноимённая книга Чарльза Грэбера.

Действие фильма происходит в 2003-м году. Эми (Джессика Честейн) первый год работает медсестрой в больнице. Она одна воспитывает двух дочерей и страдает от заболевания сердца. Когда к ним в больницу устраивается новый медбрат по имени Чарли Каллен (Эдди Редмэйн), Эми сразу же находит с ним общий язык. Чарли кажется ей добряком, заботливым отцом и хорошим профессионалом. Но после его прихода в разы участились случаи внезапных смертей госпитализированных пациентов. Когда полиция начинает расследование, они просят Эми помочь им выяснить, кто за этим стоит.

Тобиас Линдхольм более известен широкой публике не как самостоятельный режиссер, а в качестве сценариста. Среди его работ на этом поприще оскароносная драма «Еще по одной», остросоциальная драма «Охота», а также популярный сериал «Охотник за разумом». В режиссуре Линдхольм преуспел далеко не так сильно. За адаптацию романа Чарльза Грэбера отвечала сценарист Кристи Уилсон-Кэрнс, что, возможно, сыграло с фильмом злую шутку. Но обо всём по порядку.

«Добрый медбрат» – фильм расследование, с существенной примесью производственной драмы. Серым боевым будням среднего медицинского персонала здесь уделяется не так много внимания, но и этого хватает, чтобы понять важность и тяжесть их работы. Сделай создатели больший акцент именно на повседневности и перипетиях работы медсестер и медбратьев, то фильм мог бы выйти более проникновенным и захватывающим, нечто в духе «Аритмии». Но создатели сконцентрировались на главной линии Чарльза Каллена, и это очень опреснило данную ленту.

Двухчасовая драма плохо справляется и с интригой – зритель проявляет сомнения по поводу виновности Каллена лишь на первых порах. Уже с середины фильма сомнений в его вине не остается. Возможно, если бы Тобиас Линдхольм сам адаптировал сценарий, то фильм получился интереснее для обычного зрителя. Ведь все мы помним, в каком напряжении нас держала «Охота» Винтенберга. Но здесь, увы, острота и саспенс триллера практически не ощущаются.

Всю драматическую часть на своих хрупких плечах в одиночку вынесла Джессика Честейн. Она исполнила роль коллеги и подруги Каллена. Арка ее персонажа – реальная, хотя иногда кажется, что её добавили исключительно чтобы разнообразить фильм. Но нет, Эми здесь – главная героиня, и лишь из-за ее преданности профессии и человеколюбию удалось пресечь череду ужасающих смертей. Честейн отлично воплотила Эми на экране, особенно на фоне остального актерского состава.

Энди Рэдмейн, актерской игрой которого мы не раз восхищались, здесь маловато. Да и его персонаж не отличается эмоциональностью. Чарли Каллен производит впечатление хорошего парня, немножко зажатого, но откровенного и честного. Рэдмейн исполнил свою партию без особого напряга, явно отдавая ведущую партию Честейн. Тем не менее актеры отлично смотрелись в общих сценах, им удалось изобразить именно дружбу между своими героями, без каких-либо попыток вывести романтическую линию.

Эпикриз: «Хороший медбрат» – затянутая и не особо острая драма с криминальной подоплекой. По-настоящему может шокировать зрителя лишь финал, где раскрывается весь масштаб чудовищных преступлений. Кроме хорошего дуэта главных актеров (в особенности Джессики Честейн) выделить из этой картины больше нечего. Возможно, дело обстояло бы иначе, если б Тобиас Линдхольм сам адаптировал сценарий для своего фильма.

Хороших выходных и приятного просмотра!

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 28.10.2022 17:00
Комментарии 0
Наверх