В третьем квартале текущего года объемы мошеннических операций по счетам граждан достигли 9,2 млрд. руб. Это стало максимальным показателем за все время наблюдения. Резкий рост следует за изменениями методики учёта таких операций.
Как пишет РБК, в период с июля по сентябрь 2024 года российские банки зарегистрировали 348,6 тысячи операций, осуществленных без согласия клиентов – физлиц и юридических лиц, что привело к убыткам на сумму 9,3 миллиарда рублей, по сведениям Центробанка. Это составляет рекордный объем мошеннических транзакций за квартал с 2020 года. В сравнении с третьим кварталом 2023 года, количество таких операций увеличилось в 2,6 раза, а если сравнивать со вторым кварталом текущего года — почти в два раза. Примечательно, что 98,6% от общего объема краж (9,2 миллиарда рублей) приходится на кражу денег физических лиц.
Центробанк объясняет этот рост изменениями в отчетности банков: с середины лета учреждения начали использовать обновленные формы для отчетности о мошенничестве. Новый закон, вступивший в силу 25 июля, поменял определение мошеннической операции без согласия клиента. Теперь это понятие включает денежные переводы, осуществленные под воздействием обмана или злоупотребления доверием. Если раньше учитывалось 3 признака мошеннической операции, то на данный момент их 6.
Для сравнения, за весь 2023 год сумма операций, проведенных без согласия клиентов, составила 15,3 миллиарда рублей. Однако за первые девять месяцев 2024 года этот показатель уже достиг 17,8 миллиарда рублей.
Более половины (54,4%) мошеннических хищений в третьем квартале 2024 года произошли через карты граждан, что составило 189,3 тысячи случаев с убытками на 2,2 миллиарда рублей. Объем таких операций оставался практически на уровне второго квартала.
В то же время число краж со счетов физических лиц, совершенных через дистанционное банковское обслуживание или переводы, увеличилось на 85,6% в количественном выражении, а в денежном эквиваленте — почти в четыре раза. Кражи через Систему быстрых платежей (СБП), т.е. переводы по номеру телефона, возросли на 36,9%, достигнув 61,1 тысячи случаев, а объем этих операций возрос почти вдвое до 2,8 миллиарда рублей.
Банки также зафиксировали увеличение мошеннических транзакций без открытия счета: 65,1 тысячи операций в третьем квартале против 100 во втором и 81 в первом. Хотя сумма, прошедшая по этому каналу, составляет 336,3 миллиона рублей, общий объем ущерба вырос в 12,5 раз по сравнению со вторым кварталом.
С 25 июля 2024 года вступили в силу новые правила контроля за переводами, подозреваемыми в мошенничестве. Теперь банки обязаны приостанавливать переводы на два дня, если информация о получателе средств находится в «черном списке» Центробанка. В противном случае банк должен вернуть деньги клиенту в течение 30 календарных дней.
Объем предотвращенных мошеннических операций увеличился более чем в два раза, составив 4,9 триллиона рублей, а доля возмещенных банками средств клиентам, пострадавшим от мошенничества, в третьем квартале составила 11,9%, что в два раза выше, чем во втором квартале. Эти данные подчеркивают необходимость повышения мер по борьбе с мошенничеством и защиты клиентов в финансовом секторе.