Версия // Общество // «Нью-Амстердам» был объявлен единственным лайнером без возможности переоборудования в военный корабль

«Нью-Амстердам» был объявлен единственным лайнером без возможности переоборудования в военный корабль

6722

В тени грандов. «Самый мирный теплоход»

«Нью-Амстердам» был объявлен единственным лайнером без возможности переоборудования в военный корабль
В разделе

Небольшие страны Европы – Голландия, Польша, Норвегия, Швеция, Дания и Испания – строили и эксплуатировали на просторах Атлантического океана пассажирские лайнеры средних размеров. Они не конкурировали с «грандами» за «Голубую ленту Атлантики», но их пассажирские суда имели свою яркую судьбу. Проявили они себя и во время Второй мировой войны, перевезя сотни тысяч солдат и офицеров каждый.

В этой статье мы продолжим рассказ о польских трансатлантиках и о знаменитом голландском лайнере, о котором все говорили, как о «Самом мирном теплоходе».

Польша. Новые теплоходы. «Собеский» и «Хоробри»

Вторым важным направлением для компании «Gdynia America Line» было южноамериканское. Первоначально на нем работали пароходы «Kościuszko» и «Pułaski». О судьбе этих пароходов смотри статью «В тени грандов. Польша – начало». К середине 30-х годов им уже требовалась замена. Новые теплоходы заказали в Дании. Всего было построено два лайнера «Chrobry», названный в честь польского короля Болеслава Храброго, и «Sobieski», названный в честь польского полководца Яна Собеского. Это были однотрубные теплоходы, водоизмещением 11 000 тонн, скоростью хода 17 узлов (около 31 км/ч) и берущих на борт около тысячи человек пассажиров во всех классах. Большая разница в количестве пассажиров между лайнерами типа «Баторий» и «Собеский» объясняется тем, что первые ориентировались на круизные и туристические маршруты, имели значительно более комфортабельные каюты. Это значит, что на одного пассажира приходилось существенно больше полезной площади лайнера. А вторые работали на простой транспортной линии, по которой, в основном, перевозили эмигрантов. Комфорт на них был ниже. «Собески» и «Хоробри» были последними польскими довоенными лайнерами, которые успели достроить до 1 сентября 1939 года. Судьбы лайнеров этих двух серий были очень похожи – один из них погиб почти-то сразу, второй прожил долгую жизнь.

По теме

«Собески» был головным теплоходом серии. Перед началом Второй мировой войны «Собески» успел совершить один рейс Гдыня – Буэнос-Айрес. В столицу Аргентины он прибыл 10 июля 1939 года. С началом Второй мировой войны лайнер прошел переоборудование в войсковой транспорт и сразу стал активным участником войны на море. «Собески» участвовал в эвакуации войск союзников из Франции в 1940 году. Он был одним из последних кораблей и судов, которые покинули французский порт Сен-Жан-де-Люз, вывозя остатки польских войск, воевавших во Франции. Участвовал войсковой транспорт «Собески» в битве при Дакаре, во вторжении на Мадагаскар в 1942 году. На лайнере была перевезена 18-я британская дивизия в Сингапур. После войны на нем были вывезены на родину из Японии пленные английские солдаты. Что интересно, добравшись, наконец, до родины, измученные пленом солдаты попали на забастовку английских докеров в Саутгемптоне, которые отказали разгружать судно.

С 1947 года лайнер вернулся к мирной жизни, работая на линиях Генуя –Нью-Йорк и Неаполь – Галифакс. Столь странные маршруты объяснялись тем, что в Польше у «Собески» работы не было. Разрушенная войной, и теперь уже социалистическая Польша не была заинтересована в возрождении трансатлантических маршрутов. Стране хватало одного «Батормя». Поэтому в 1950 году лайнер был продан в СССР и переименован в «Грузию». Теплоход вошел в состав Черноморского морского пароходства, портом его приписки стала Одесса. «Грузия» работала в Чёрном море на Крымско-Кавказской линии (Одесса – Севастополь – Ялта – Новороссийск – Сочи – Сухуми – Батуми – Одесса). В 1956 году теплоход перевозил советских олимпийцев с олимпиаде в австралийском Мельбурне. В 1971 году «Грузия» снялась в картине «Корона российской империи» в роли круизного лайнера «Глория». Что интересно, капитан «Грузии» сыграл капитана «Глории» В апреле 1975 года «Грузия» была продана на слом.

«Хоробри» построили вторым в серии. Он был чуть больше «Собески». Лайнер вышел в свой первый рейс из Гдыни в Буэнос-Айрес 29 июля 1939 года. На его борту было 1 167 пассажиров. Плавание прошло без происшествий, и «Хоробри» прибыл в Буэнос-Айрес 19 августа 1939 года. На его борту были польские сенаторы и писатели, которые должны были, как сказали бы сегодня, продвигать продажи на новый теплоход. 24 августа теплоход вышел в обратный рейс. Нападение Германии на Польшу застала «Хоробри» недалеко от побережья бразильского штата Пернамбуку. Лайнер простоял в бразильском порту 40 дней, пассажиры высадились в Бразилии. После стоянки, лайнер направился в английский Саутгемптон. Как трансатлантический лайнер «Хоробри» совершил только один рейс, в свой порт приписки он уже не вернулся. В Великобритании лайнер перестроили в войсковой транспорт. Свой первый рейс в этом статусе «Хоробры» совершил в декабре 1939 года, перевезя из канадского Галифакса в Шотландию полк Западной Новой Шотландии. Второй операцией стала битва за Норвегию. Германия захватили Норвегию, Великобритания попытались им в этом помешать, сделав попытку высадить свой десант. «Хоробри» перевозил английских солдат, которых должен был высадить в норвежском порту Будё. Но ситуация складывалась так, что немецкие войска уже захватили норвежские аэродромы, разместив на них свои бомбардировщики и торпедоносцы. Именно они и атаковали английские корабли с десантом. В Вестфьорде «Хоробри» подвергся атаке бомбардировщиков Люфтваффе. Они подожгли лайнер, на борту стали взрываться боеприпасы. Сопровождавшие его английские эсминцы сняли выживших – их оказалось около 800 человек – и ушли, оставив полузатопленный лайнер в фьорде на плаву. Чтобы многочисленная техника, погруженная на «Хоробри» не досталась немцам, 16 мая палубная авиация с английского авианосца HMS «Ark Royal» потопила теплоход. Во время войны, как и в мирной жизни, «Хоробри» смог совершить только один рейс.

Заканчивая рассказ о польских пассажирских лайнерах, хочется рассказать еще об одном – «Warszawa II». Польские пассажирские лайнеры работали не только на дальних атлантических маршрутах, но и на ближних – в Балтийском и Северном морях. В 1938 году компания «Polbryt» заказало новый грузо-пассажирский теплоход. Судну передали имя старого парохода – «Варшава». Это было небольшое, изящное пассажирское судно. В 1940 году, после оккупации Голландии, немцы захватили почти готовый теплоход и перестроили его в плавбазу подводных лодок. Новая единица Кригсмарине сначала носила название «Оствинд», потом «Болкобург». 3 мая 1945 года корабль подвергся атаке английских бомбардировщиков, на нем начался сильный пожар. Бывший лайнер затонул. В 1949 года польские спасатели подняли судно, и отбуксировали его в Гдыню, а потом в Гданьск. Первоначально планировалось восстановить «Warszawa II» как круизный лайнер, потом как быстроходное сухогрузное судно. Но в результате от восстановления отказались, с теплохода был демонтирован главный двигатель – он не пострадал, который был установлен в 1958 году на сухогрузном теплоходе «Монте-Кассино».

Голландия. Самый мирный теплоход

По теме

Королевство Нидерланды пассажирских судов имело значительно больше, чем Польша. Объяснялось это просто. Голландия – старая колониальная держава, и обеспечивать устойчивую связь со своими колониями для страны было жизненно необходимо. Голландские колонии были разбросаны по всему земному шару. Самая крупная – Голландская Ост-Индия – сегодня Индонезия. Голландские колонии находились и на полуострове Индостан, и на островах в Карибском море. До наступления эры реактивной пассажирской авиации сообщение со всеми своими колониями было возможно только морем на пассажирских судах. В этой статье мы расскажем о последнем предвоенном пассажирском лайнере Голландии.

Самой большой судоходной компанией Голландии была «Holland America Line» – HAL. Эта компания существует и сегодня – она является одним из ведущих в мире операторов круизных судов. Во второй половине 30-х годов ХХ века было принято решение о строительстве самого крупного пассажирского теплохода в истории голландского судостроения. HAL относится к судоходным компаниям, которые не дают новые названия своим судам, а передают их от списанных пароходов новым. Первоначально, новый лайнер должны были назвать «Prinsendam», но в последний момент это решение переиграли, и новое флагман компании было решено назвать «Nieuw Amsterdam». До этого такое название уже носил один из пассажирских пароходов HAL. Возможно, такое решение было связано с тем, что теплоход должен был работать на линии Роттердам – Нью-Йорк, а Нью-Амстердам – это название голландского поселения, из которого вырос современный Нью-Йорк. Водоизмещение нового трансатлантика составляло 37 000 тонн. Конечно, он не составлял конкуренции «Нормандии» и «Куин Мэри», водоизмещение которых было от 70 000 до 80 000 тонн, но голландцем это было и не нужно. Скорость хода нового лайнера составляла 20,5 узлов – 38 км/ч. Такая скорость не позволяла «Нью-Амстердаму» претендовать на «Голубую ленту Атлантики», но и переход через океан не сильно затягивался. Изначально, «Нью-Амстердам» брал на борт 1 220 пассажиров: 556 первого класса, 455 второго класса и 209 третьего класса. Судно вступило в строй в 1938 году.

Для раскрутки нового флагмана, руководство HAL придумало оригинальный ход. Во всех презентациях, в газетах о «Нью-Амстердаме» говорили как о абсолютно мирном судне, не имеющем двойного назначения. Не надо забывать, что в конце 30-х годов в Европе прочно обосновалось предчувствие начала большой войны. Все страны, тайно, или явно, готовились к ней. Применительно к торговому флоту все гражданские суда проектировались и строились с учетом их возможного переоборудования в случае начала войны. Пассажирские суда могли быть переоборудованы во вспомогательный крейсер, плавбазу, войсковой транспорт или госпитальное судно. И вот на таком мрачном фоне, европейская страна заявляет, что вводит в строй пассажирский лайнер, на котором не предусмотрена никакая модернизация в случае начала войны! Идея сработала, и перед войной популярность «Нью-Амстердама» среди жителей Европы стремительно возрастала.

«Нью-Амстердам» был так называемым «Государственным кораблем», поэтому голландские художники боролись за право оформить ту или иную часть лайнера в стиле ар-деко. За теплоходом закрепилось название «корабль завтрашнего дня». В убранстве предметами роскоши он уступал «грандам» Северной Атлантики, но во всех каютах первого класса имелись свои ванные комнаты, что тогда считалось большой редкостью. Лайнер был очень красивым кораблем с запоминающимся силуэтом. В условиях жесточайшей конкуренции «Нью-Амстердам» смог завоевать большое количество верных поклонников. Об этом говорит тот факт, что круглогодично лайнер приносил прибыль, чем не могли похвастаться французские или английские трансатлантики.

Война всё расставила по своим местам. После мобилизации «абсолютно мирное судно, не имеющее двойного назначения», быстро было переоборудовано в войсковой транспорт. За время войны лайнер перевез 350 000 солдат и офицеров, пройдя 530 452 морские мили – около 982 397 км – это 24,5 раз больше, чем протяженность экватора.

К мирной жизни «Нью-Амстердам» вернулся в 1946 году. 18 месяцев продолжалось переоборудование войскового транспорта в трансатлантический лайнер. Стоимость переоборудования оказалась выше, чем стоимость нового судна. 29 октября 1947 года «Нью-Амстердам» вернулся на Северную Атлантику как пассажирское судно. Количество пассажиров в разных классах изменилось. Несмотря на то, что в состав флота HAL.вошел новый лайнер «Роттердам», это не сказалось на количестве почитателей старого лайнера. В 1967 году возникли проблемы с котлами судна. После ремонта в США, карьера старого трансатлантика продолжилась. Но время берет своё, и «Нью-Амстердам» с регулярной линии был переведен на круизы по Карибскому морю, и в 1974 году лайнер вывели из эксплуатации.

Во флотах стран антигитлеровской коалиции лайнеров средних размеров было много, и все они внесли свою долю в победу во Второй мировой войне над нацизмом, хотя иногда кажется, что их вклад в общие усилия был не очень велик, но это не так.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 16.02.2023 14:00
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх